НОВОСТИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В АРКТИКЕ

Математическая модель поможет сделать арктические дороги долговечными и дешевыми

10.12.2025

<p style="color: #383434;"> </p> <div> Исследователи из Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН и Северо-Восточного федерального университета предложили использовать при строительстве дорог недорогие теплоизоляционные смеси. Вместо того чтобы завозить готовые дорогостоящие утеплители, они предлагают создавать защитный слой прямо на месте, смешивая местные доступные материалы — такие как песок или гравий — с легкими теплоизоляционными наполнителями, например, керамзитом или перлитом.<br> <br> Ученые разработали специальную математическую модель, которая позволяет инженерам-проектировщикам легко рассчитать идеальный "рецепт" такой смеси. Модель учитывает два ключевых фактора: теплоизоляционные свойства материалов и их стоимость. С помощью введенных критериев — "теплового симплекса" и "стоимостного симплекса" — можно точно определить, какая концентрация наполнителя обеспечит нужную защиту от протаивания и при этом будет максимально выгодной по цене. <br> <br> Этот подход уже прошел проверку расчетами. Например, использование керамзита в смеси с песком оказалось экономически оправданным практически при любой его концентрации. В то же время, более дорогой перлит показал свою эффективность лишь при определенных пропорциях, что помогает избежать необоснованных расходов. Проще говоря, теперь можно точно сказать, когда выгоднее использовать местный керамзит, а когда дорогой привозной материал не окупится. <br> <br> Это открытие имеет огромное практическое значение для развития арктических территорий России. Оно не только позволяет значительно снизить стоимость строительства и ремонта дорог, но и повышает их надежность и долговечность. Устойчивые дороги — это кровеносная система для Арктики, необходимое условие для жизни людей, развития промышленности и освоения богатств этого сурового, но стратегически важного региона. Новая методика прокладывает путь к созданию устойчивой и экономичной транспортной сети в условиях, где сама природа бросает вызов. <br> <br> Исследование <a target="_blank" href="https://doi.org/10.7256/2453-8922.2025.3.74850"><span style="color: #00aeef;">опубликовано</span></a> в журнале "Арктика и Антарктика".<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://poisknews.ru/arktika-i-antarktika/formula-stojkosti-matematicheskaya-model-sdelaet-arkticheskie-dorogi-dolgovechnymi-i-deshevymi/"><span style="color: #00aeef;">газета "Поиск"</span></a> </div> <p style="color: #383434;"> </p>

Ученые оценили изменения в почвах Арктики после восстановления растительности

10.12.2025

<p> </p> Восстановление растительности в экосистемах Арктики приводит к накоплению углерода и увеличению микробной активности почв, выяснили исследователи.<br> <br> Ученые Тюменского государственного университета совместно с коллегами из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН, Научно-технологического университета "Сириус" и Гёттингенского университета им. Георга Августа Германии оценили изменения органического вещества в почвах арктических песчаных дюн в ходе естественной сукцессии растительности. Объектом исследований стал естественный песчаный массив в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, представляющий собой безлесный участок передвигающихся песчаных дюн и поросшие лесом стабилизированные дюны. <br> <i>"Арктика является наиболее уязвимым биомом планеты в условиях глобальных климатических изменений. Значительные пространства Западно-Сибирской Арктики в настоящее время деградированы в результате освоения месторождений нефти и газа и перевыпаса домашних северных оленей. В этом аспекте результаты анализа закономерностей накопления органического углерода в арктических почвах и эмиссии CO</i><i>2</i><i> во время растительных сукцессий имеют важное значение для моделирования будущих изменений климата и ответных реакций экосистем",</i> — сообщил директор научно-исследовательского института экологии и рационального использования природных ресурсов ТюмГУ д.б.н. <b>Андрей Соромотин</b>. <br> <br> Исследования, проводимые при поддержке гранта РНФ № 24−16−00163 "Лишайниковый покров тундры: факторы формирования и технологии восстановления при перевыпасе домашних северных оленей" и Правительства Тюменской области (89ДОН) показали, что скорость накопления органического углерода во время растительной сукцессии на арктических песчаных дюнах составляла 0,1−0,2 г/кг за десятилетие. При этом поток углекислого газа из почвы увеличивался в ходе растительной сукцессии. Таким образом, восстановление растительности в экосистемах Арктики сопровождается накоплением углерода и повышением микробной активности в почвах. Результаты <a target="_blank" href="https://www.utmn.ru/news/stories/nauka-segodnya/1336071/"><span style="color: #00aeef;">опубликованы</span></a> в журнале "Сatena".<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://www.utmn.ru/news/stories/nauka-segodnya/1336071/"><span style="color: #00aeef;">Пресс-служба ТюмГУ</span></a><br>

Ученые установили точное местонахождение двух затопленных судов с твердыми радиоактивными отходами на борту

10.12.2025

<p> </p> В ходе 70-го рейса НИС "Академик Иоффе" в Карское и Баренцево моря, организованного НИЦ "Курчатовский институт" и Институтом океанологии им. П.П. Ширшова РАН, ученым впервые за почти 20 лет поисков удалось установить точное местоположение двух затопленных судов с твердыми радиоактивными отходами (ТРО) на борту. <br> <br> Целью завершившейся 28 ноября 2025 г. Арктической экспедиции стало проведение поисковых работ, направленных на обнаружение затопленных подводных потенциально опасных объектов, установления точных координат, проведение их радиационного обследования, а также оценка текущей радиационной ситуации в районах захоронения ТРО. <br> <br> Ученым удалось определить точное местоположение "Лихтера-4", затопленного в 1988 г. в заливе Течений с грузом ТРО и двумя реакторами с выгруженным ядерным топливом АПЛ К-22 на борту, а также провести частичное радиационное обследование судна и района его затопления. Кроме того, специалисты определили точные координаты затопления баржи "Никель", находящейся в районе острова Колгуев (Баренцево море) с 580 т радиоактивных отходов на борту, а также обнаружили неизвестное ранее комплексное захоронение радиоактивных отходов в заливе Течений. <br> <br> Помимо уникальных находок ученые провели плановое радиационное обследование атомной подводной лодки К-27 и подтвердили сохранность ее защитных барьеров, препятствующих выходу радиоактивности в окружающую морскую среду. Более того, была проведена серия геолого-геоморфологических исследований прибрежного района залива Степового, где планируется разместить подводную станцию постоянного радиационного мониторинга (ПСПРМ) для обеспечения непрерывного контроля состояния двух реакторов АПЛ К-27 с ядерным топливом. Полученные данные позволили выбрать оптимальную площадку для размещения берегового блока станции. <br> <br> Во время экспедиции ученые также выполнили масштабные поисковые работы в районе Новоземельской впадины с целью обнаружения контейнеров и судов с ТРО, затопленных здесь в период с 1967 по 1991 гг., что позволило уточнить расположение комплексного захоронения радиоактивных отходов. По результатам обследования намечены полигоны для поисковых работ в следующем 2026 г. На сегодняшний день точное местоположение девяти судов с ТРО, затопленных в Новоземельской впадине, остается неизвестным. <br> <br> Помимо Курчатовского института и ИО РАН в экспедиции также приняли участие организации, специализирующиеся в области проведения подводно-технических работ, включая центр подводных исследований Русского Географического общества и МЧС России в лице Центра по проведению спасательных операций особого риска "Лидер" и Северо-западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России.<br> <br> Источник: Пресс-служба Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН <p> </p>

В Новосибирске разработали алгоритмы оптимизации электроснабжения в Арктике

09.12.2025

<p> </p> <div> В Новосибирском государственном техническом университете НЭТИ разрабатывают алгоритмы выбора оптимального состава генерирующего оборудования автономной системы электроснабжения. Это позволит обеспечить надежное энергоснабжение в удаленных регионах и снизить затраты на электроэнергию для потребителей. Работа ведется в рамках студенческой проектной деятельности.<br> <br> Как отмечает доцент кафедры систем электроснабжения предприятий кандидат технических наук <b>Сергей Митрофанов</b>, проект посвящен проблеме повышения эффективности автономных систем электроснабжения (АСЭ). АСЭ не связаны с единой энергосистемой и находятся в удаленных регионах — таких как Дальний Восток, Крайний Север, Республика Тыва и других. Чаще всего источником энергии там является дизельное топливо. Проблема в том, что электроснабжение таких регионов довольно дорогое из-за высокой стоимости транспортировки топлива. <br> <br> <i>"С 2000-х годов начался тренд на повышение энергоэффективности и снижение потребления дизельного топлива. В составе автономных систем электроснабжения свою эффективность показали возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Они являются более дешевой альтернативой завозному дизельному топливу, но отличаются непостоянством выработки, так как зависят от погоды. Поэтому встает вопрос обеспечения оптимального режима работы автономной энергосистемы с учетом закладываемых ограничений (соблюдение баланса между генерацией и потреблением, а также технических возможностей установок). Эффективный подход — комплексное использование разных источников энергии: дизельных установок в традиционной генерации, вырабатывающих электроэнергию в случае, если не работают системы ВИЭ, непосредственно возобновляемых источников энергии и системы накопления энергии, которая выравнивает режим генерации энергии на ВИЭ, сглаживая колебания, провалы, скачки. Это позволяет обеспечить выполнение требований по бесперебойному обеспечению электроэнергией жителей удаленных регионов",</i> — рассказал Сергей Митрофанов. <br> <br> Оптимизировать работу автономной энергосистемы можно, запуская дизельные установки только в периоды, когда не хватает энергии от ВИЭ. Активное использование ВИЭ (фотоэлектрических панелей, ветряков) обеспечит меньшую цену электроэнергии для потребителей за счет низкой себестоимости ее выработки. В качестве дешевого возобновляемого источника энергии может рассматриваться малая гидрогенерация. Задача разрабатываемого в НГТУ НЭТИ алгоритма — осуществлять поиск оптимального распределения нагрузки между традиционными (дизельная установка) и возобновляемыми источниками энергии, а также системой накопления энергии. Так, в периоды низкого потребления можно запасать энергию в накопителе и перераспределять ее в моменты пиковой нагрузки. <br> <br> В основе алгоритма лежит прогноз выработки электроэнергии возобновляемыми источниками энергии, на основе которого производится планирование нагрузки на сутки вперед, объяснил Сергей Митрофанов.<i> "Когда известен график нагрузки на сутки вперед, мы определяем плановый режим всех установок — традиционной генерации, возобновляемых источников энергии и накопителя. Среди возможных вариантов покрытия разными источниками энергии ищем тот, который дает наибольшую эффективность".</i> <br> <br> В рамках работы над проектом были созданы математические модели, которые описывают связи между параметрами отдельных элементов автономной системы электроснабжения. Например, между входным параметром скорости ветра и выходным параметром электрической мощности ветроустановки. Планируется их дорабатывать с учетом режима работы и выбранного состава оборудования, то есть технических характеристик установок ВИЭ, дизельных установок, которые располагаются на объекте, характеристик накопителя, режимных ограничений и планового графика электропотребления и т. д.  <br> <br> Модели будут реализованы в виде программного кода. Внедрение такой программы в автоматизированную систему управления технологическими процессами автономной системы электроснабжения позволит снизить цену на электроэнергию для потребителей и нагрузку на бюджет при субсидировании электроснабжения удаленных регионов. Кроме того, это повысит надежность системы электроснабжения, поскольку в случае аварии наличие нескольких источников энергии позволит сохранить бесперебойное электроснабжение.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://www.nstu.ru/news/news_more?idnews=172601"><span style="color: #00aeef;">Пресс-служба НГТУ НЭТИ</span></a> </div> <p> </p>

В Саратове разрабатывается метод упрочнения полимерных композитов для Арктики

09.12.2025

<p> </p> <div> Исследовательская группа Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. ведёт работу над уникальной технологией, позволяющей увеличить долговечность и надежность конструкций из полимерных композитов, изготовленных на основе суперконструкционных полимеров. Эта разработка особенно важна для использования материалов в условиях Крайнего Севера, где критически необходимы повышенные эксплуатационные характеристики материалов. <br> <br> В исследовательскую группу от СГТУ входят представители кафедры "Техническая механика и мехатроника" Института машиностроения, материаловедения и транспорта профессор <b>Николай Бекренев</b> и доцент <b>Ирина Злобина</b>, доцент кафедры "Физика" Физико-технического института <b>Марина Алонова</b>, а также представители учебно-научно-производственного центра конструкторско-технологической поддержки предприятий машиностроительного комплекса <b>Андрей Анисимов, Антон Егоров, Дарья Александрова</b> и <b>Евгений Иванов</b>. Кроме того, в исследовании участвуют аспиранты <b>Максим Игнатьев</b> и <b>Данила Чуриков</b>, а также студентка <b>Алина Пасечная</b>. <br> <br> В ходе экспериментальной части проекта учёные проверили эффективность методов электрофизической обработки полимерных композиционных материалов на основе суперконструкционного полимера и непрерывного углеродного волокна, включая воздействие микроволнами (СВЧ). Этот способ был признан преимущественным, так как воздействие при помощи СВЧ-полей исключает контакт с поверхностью, что позволяет избежать её механических повреждений. <br> <br> <i>"Основный акцент в исследовании мы делаем именно на СВЧ-обработке. Сейчас коллектив работает над упрочнением композитов на основе суперконструкционного полимера – полиэфирэфиркетона. Это очень перспективный материал, и он может работать в широком диапазоне температур от –60 до +260 °С. Однако его совмещение с углеродным волокном – основным компонентом легких и прочных композитов – представляет сложности. И особенно остро встает проблема их плотного совмещения при реализации 3D-печати по технологии FDM. Учеными нашего коллектива совместно с коллегами из Курчатовского института было выявлено, что обработка в СВЧ-поле и с помощью ультразвука таких сложноформируемых материалов как композиты на основе суперконструкционного термопласта и непрерывного углеродного волокна, полученные методом 3-D печати, дает хорошие результаты по упрочнению",</i> – отметил Николай Бекренев. <br> <br> Результаты исследования показали, что при обработке полимерных композитов микроволновым полем прочность материала увеличивается на 27-45% в зависимости от режима обработки. Обработка ультразвуком при этом позволяет достичь прироста прочности на уровне 11-20%. <br> Особое внимание уделено тестированию обработанных образцов в условиях многократного "замораживания-размораживания". Образцы, подвергнутые обработке, демонстрируют лучшие показатели стабильности и сохраняют около 80% своей первоначальной прочности даже после длительного пребывания в агрессивной среде низких температур (-50°С). <br> <br> Авторы считают, что данная разработка откроет новые перспективы в создании надежных и высокопрочных композитов для строительства и производства оборудования, эксплуатируемого в экстремально холодных условиях Арктики. А также придаст импульс развитию современных технологий, повышающих качество и безопасность инженерных решений в промышленности российского Заполярья. <br> <br> Следующим этапом станет формирование рекомендаций по выбору оптимальных режимов электрофизической обработки и изучение долгосрочной надежности полученных материалов в реальных рабочих условиях. <br> <br> Отметим, что исследование проводится в рамках гранта Российского научного фонда №23-79-00039 совместно со специалистами Курчатовского комплекса химических исследований НИЦ "Курчатовский институт» и Центра коллективного пользования "Исследовательский Научно-аналитический центр НИЦ "Курчатовский институт". </div> <p> </p> Источник: <a target="_blank" href="https://www.sstu.ru/news/v-politekhe-razrabatyvaetsya-metod-uprochneniya-polimernykh-kompozitov-dlya-ispolzovaniya-v-usloviya.html"><span style="color: #00aeef;">Пресс-служба СГТУ</span></a> <p> </p> <p> </p>

На Таймыре зафиксировали рекордный рост парниковых газов

09.12.2025

<p style="color: #383434;"> </p> <div> Новое исследование российских специалистов, проведённое на удалённом побережье полуострова Таймыр, раскрывает одну из ключевых причин потепления — стремительный рост концентрации парниковых газов, которые не только приходят извне, но и активно выделяются самой хрупкой тундрой.<br> <br> С 2018 года учёные Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН ведут непрерывный мониторинг на единственной в этом регионе станции DIAMIS, расположенной в посёлке Диксон в устье реки Енисей. Их данные показывают неумолимую тенденцию: каждый год воздух в арктическом секторе Сибири становится богаче углекислым газом и метаном. Концентрация CO₂ устойчиво растёт на 1,9 миллионной доли в год, а метана — на 12,6 миллиардной доли. Особенно показательно, что рост метана на побережье оказался даже выше, чем в континентальной Сибири, что указывает на важную роль именно арктических процессов. <br> <br> На специальных площадках в заповеднике "Большой Арктический" исследователи измерили, сколько газов выделяет почва в зависимости от типа растительности. Наиболее активно "дышит" углекислым газом влажная злаково-осоковая тундра, а вот сухие участки с лишайниками и мхами гораздо более скромны в своих выбросах. С метаном история ещё показательнее: он в больших количествах выделяется на заболоченных участках, но настоящим сюрпризом стало влияние человека. <b>Там, где по тундре прошлась гусеничная техника, оставившая колеи и разрушившая хрупкий почвенный покров, эмиссия метана взлетает в среднем в три раза. </b>На свежих повреждённых участках этот показатель может быть ещё выше. <br> <br> Эти "шрамы" на тундре, оставленные десятилетиями освоения Арктики, превращаются в мощные источники мощного парникового газа. Это создаёт опасную петлю обратной связи: потепление высвобождает газы из почвы, те усиливают парниковый эффект, что ведёт к ещё большему таянию вечной мерзлоты и новым выбросам. <br> <br> Исследование подчёркивает острую нехватку станций мониторинга в российской Арктике и важность таких комплексных программ, сочетающих измерение атмосферы и почвенных процессов. Понимание того, как и сколько газов выделяет тундра в её естественном и нарушенном состоянии, — это ключ к прогнозам будущего климата не только на Крайнем Севере, но и на всей планете. Учёные намерены продолжать долгосрочные наблюдения, чтобы собрать недостающие пазлы в картине глобальных изменений и помочь в разработке стратегии защиты уязвимой экосистемы Арктики. </div> <p style="color: #383434;"> </p> Исследование <a target="_blank" href="https://doi.org/10.15372/SJFS20250402"><span style="color: #00aeef;">опубликовано</span></a> в "Сибирском лесном журнале".<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://poisknews.ru/arktika-i-antarktika/tikayushhaya-uglerodnaya-bomba-na-tajmyre-zafiksirovali-rekordnyj-rost-parnikovyh-gazov/"><span style="color: #00aeef;">газета "Поиск"</span></a><br>

Новый алгоритм позволил точно рассчитать соленость поверхности морей в Арктике

09.12.2025

<p style="color: #383434;"> </p> <div> Ученые разработали новый региональный алгоритм, который по спутниковым данным рассчитывает соленость поверхности морей российской Арктики с высокой точностью с помощью машинного обучения. Подход позволяет изучать речные плюмы в Арктике — опресненную водную массу, образующуюся в море в результате перемешивания речного стока и соленых морских вод, — ежедневно и с высокой точностью, а также картировать области распространения речных плюмов в течение всего безледного периода. Результаты исследования, <a target="_blank" href="https://www.rscf.ru/project/23-17-00087/"><span style="color: #00aeef;">поддержанного</span></a><a target="_blank" href="https://www.rscf.ru/project/23-17-00087/"><span style="color: #00aeef;"> </span></a><a target="_blank" href="https://www.rscf.ru/project/23-17-00087/"><span style="color: #00aeef;">грантами</span></a> Российского научного фонда (РНФ), <a target="_blank" href="https://www.frontiersin.org/journals/marine-science/articles/10.3389/fmars.2025.1681563/full"><span style="color: #00aeef;">опубликованы</span></a> в журнале <b><i>Frontiers in Marine Science</i></b>.<br> <br> Речной сток, который поступает в моря российской Арктики, — один из важнейших факторов, определяющих гидрофизические и биологические процессы в поверхностном слое моря. Исследования областей опреснения, называемых также речными плюмами, которые формируются в морях российской Арктики, ведутся уже много лет. Однако до недавнего времени у этих исследований были существенные ограничения из-за малого количества доступных данных. Арктические речные плюмы сложно охватить экспедиционными судовыми измерениями из-за их больших размеров в сотни тысяч квадратных километров. Кроме того, существующие спутниковые данные не позволяли достоверно определять их границы и внутреннюю структуру. <br> Ученые из Московского физико-технического института (Москва) и Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН (Москва) разработали новый региональный алгоритм, который по спутниковым данным рассчитывает поверхностную соленость в морях российской Арктики с высокой точностью с помощью машинного обучения. <br> <br> <i>"Раньше для решения этой задачи нам приходилось пользоваться очень ограниченными данными судовых измерений. Морских экспедиций в Арктике по-прежнему немного, каждая такая экспедиция, как правило, пересекает границу больших арктических плюмов лишь несколько раз на нескольких участках. При этом общая протяженность границы областей опреснения может достигать нескольких тысяч километров. Раньше по этим разрозненным данным мы пытались понять, какую акваторию занимают речные плюмы, однако подобные оценки часто имели низкую точность. Спутниковые данные также до недавнего времени были малоинформативны. Теперь же у нас в руках наконец появился мощный инструмент, ежедневные карты солености поверхности моря. Несколько лет понадобилось для создания алгоритма, который позволил бы получать достоверные карты в Арктике. Использование этих карт открывает нам путь к разработке более точных прогнозов ледовых условий, ведь лед образуется именно в поверхностном слое моря. Поэтому понимание процессов распространения речных плюмов и формирование ими структуры поверхностного слоя моря – ключ для достоверных ледовых прогнозов"</i>, – рассказывает участник проекта, поддержанного грантом РНФ, <b>Александр Савин</b>, младший научный сотрудник Лаборатории арктической океанологии Московского физико-технического института. <br> <br> Проведенный анализ позволил впервые достоверно изучить сезонную и межгодовую изменчивость областей опреснения в морях российской Арктики. В Карском море и Восточно-Сибирском море распространение опресненных вод в основном определяется ветром и не зависит от объема речного стока, поступающего в море. В северной части Карского моря распространение речного плюма определяется влиянием течения атлантических вод. В море Лаптевых опресненные воды целиком занимают центральную и восточную часть, их положение практически не меняется год от года. При этом в западную часть моря часто затекают опресненные воды из Карского моря.  <br> <br> В отдельные годы опресненные воды могут покрывать практически всю площадь Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского морей и юго-западной части Чукотского моря – до миллиона квадратных километров. В последние годы регистрируется расширение области влияния речных плюмов из-за сокращения площади морского льда и усиления воздействия на них ветра. <br> <br> <i>"Понимание того, как распространяются речные плюмы в Арктике важно не только для создания оперативных или среднесрочных прогнозов ледовых условий, но и улучшения возможности для более долгосрочного климатического прогнозирования. Численные модели, которые рассчитывают на ближайшие десятилетия прогнозы циркуляции вод в Северном Ледовитом океане, положения кромки льда, разные биологические процессы, обязательно должно правильно воспроизводить движение речных плюмов. В нашей работе мы показываем, что оно устроено гораздо более сложно, чем считалось раньше. В дальнейшем мы планируем интегрировать наши результаты в оперативные и климатические модели Северного Ледовитого океана",</i> – подводит итог руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, <b>Александр Осадчиев</b>, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Московского физико-технического института и ведущий научный сотрудник Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://www.rscf.ru/news/earth-sciences/po-sputnikovym-dannym-novyy-algoritm-pozvolil-tochno-rasschitat-solenost-poverkhnosti-morey-v-arktik/"><span style="color: #00aeef;">Российский научный фонд</span></a> </div>

FORAS приглашает в декабре обсудить изучение Северного Ледовитого океана

05.12.2025

<p> 18 декабря в 11 часов состоится третья онлайн-сессия проекта <span style="color: #00aeef;">"</span><a href="https://www.ksc.ru/conf/unesco-2025/" target="_blank"><span style="color: #00aeef;">Из Арктики для Арктики: научная дипломатия для устойчивого будущего региона и его жителей – FORAS"</span></a>, выполняемого в рамках Международного десятилетия наук в интересах устойчивого развития под эгидой ЮНЕСКО. </p> <p> Главным экспертом сессии станет <b>Сергей Викторович Писарев</b> – известный ученый-океанолог, кандидат физико-математических наук, руководитель группы полярной океанологии Института океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук, Почетный полярник России, член Совета РАН по изучению Арктики и Антарктики, а также член рабочей группы по проблемам изучения морей и океана Международного Арктического Научного Комитета (МАНК/IASC) и член рабочей группы "Арктическая инфраструктура" научно-экспертного совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. </p> <p> Тема его выступления – <b>"Эволюция дрейфующих измерительных платформ для изучения Северного Ледовитого океана"</b>. Слушатели узнают, как со временем менялись платформы для исследования Северного Ледовитого океана и как это повлияло на развитие научных знаний об океане. </p> <p> Количество мест для онлайн-участия ограничено, поэтому если вы хотите присоединиться к сессии, пожалуйста, заполните <a href="https://forms.yandex.ru/u/692b3b03e010db3102f90355/" target="_blank"><span style="color: #00aeef;">онлайн-форму</span></a> для регистрации. <a href="https://forms.yandex.ru/u/686ea900e010db2f5698ae15/" target="_blank"><span style="color: #00aeef;">Задайте вопрос эксперту</span></a>, и Кольский научный центр озвучит его в эфире. Группа Кольского научного центра РАН ВКонтакте будет вести онлайн-трансляцию сессии, а записи всех сессий появятся <a href="https://www.ksc.ru/conf/unesco-2025/" target="_blank"><span style="color: #00aeef;">на странице проекта</span></a>. </p> <p> Источник: <a target="_blank" href="https://www.ksc.ru/press-sluzhba/novosti/mezhdunarodnyy-otdel/komanda-foras-priglashaet-v-dekabre-obsudit-izuchenie-severnogo-ledovitogo-okeana/"><span style="color: #00aeef;">ФИЦ КНЦ РАН</span></a> </p>

В петербургской Кунсткамере напишут "Историю российской Арктики"

05.12.2025

<p> </p> <div> Книги об истории Арктики от Ледникового периода и до наших дней создают под началом Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге. Как отметил на пресс-конференции в <a target="_blank" href="https://tass.ru/obschestvo/25817681"><span style="color: #00aeef;">ТАСС</span></a> директор музея, академик РАН, профессор, доктор исторических наук <b>Андрей Головнев</b>, труд "История Российской Арктики" не имеет аналогов. <br> <br> <i>"Нам предстоит очень важное позиционирование нового проекта. Мы головное учреждение, я главный редактор написания труда, которого не видел до сих пор свет и наша страна. Этот трехтомный труд будет называться "История российской Арктики", </i>- сказал Головнев. <br> <br> Он добавил, что книга представит не только новый взгляд на Арктику, но и новый взгляд на Россию с непривычного ракурса - с Севера. Читателю труда расскажут о регионе начиная с эпохи Ледникового периода и заканчивая современностью. <br> <br> Помимо печатного варианта, "Историю Российской Арктики" представят в электронной версии. Выпуск трехтомника планируют завершить в течение трех лет. <br> <br> Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН является одним из крупнейших и старейших этнографических музеев мира. Он является преемником первого российского публичного музея - Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 году. Сегодня МАЭ РАН - это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук, где продолжаются традиции выдающихся русских этнографов и антропологов XVIII-XX вв. Музей включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://tass.ru/obschestvo/25817681"><span style="color: #00aeef;">ТАСС</span></a> </div> <p> </p>

В РФ создали сталь для судов-газовозов, выдерживающую экстремальные температуры

05.12.2025

<p> </p> <div> Ученые Центрального научно-исследовательского института конструкционных материалов (ЦНИИ КМ) "Прометей", входящего в Национальный исследовательский центр (НИЦ) "Курчатовский институт", создали высокопрочную сталь с содержанием азота для судов-газовозов, выдерживающую экстремальные температуры до минус 163 градусов. Разработка поможет России в освоении Арктики, сообщили в пресс-службе ЦНИИ КМ "Прометей". <br> <br> <i>"Перспективным материалом для разведки, добычи и транспортировки углеводородов арктического шельфа являются разработанные НИЦ "Курчатовский институт" - ЦНИИ КМ "Прометей" высокопрочные коррозионностойкие и немагнитные азотсодержащие стали с прочностью до 740 МПа",</i> - говорится в сообщении. <br> <br> Уникальность стали заключается в том, что в нее введен азот, который упрочняет структуру материала, но не увеличивает его стоимость. При этом сталь устойчива к коррозии, то есть к агрессивным средам (влаге, солям, кислотам), немагнитная, что не мешает работоспособности морских приборов, и вязкая - долго не разрушается в условиях Арктики. Все эти качества редко удается соединить в структуре одного материала. <br> <br> Прочность стали в 740 МПа (мегапаскаль) означает, что каждый квадратный миллиметр стали выдерживает нагрузку до 75 кг. Это намного прочнее, чем у обычных конструкционных, нержавеющих и других сталей, прочность которых в среднем равняется 300-500 МПа. <br> <br> <i>"Несомненным преимуществом стали является вязкий тип разрушения в широком диапазоне температур. &lt;...&gt; [Таким образом] обеспечивается явное преимущество по прочности и сопротивлению питтинговой (точечной - ТАСС) коррозии в сравнении с традиционно используемыми нержавеющими сталями и алюминиевыми сплавами",</i> - уточняется в сообщении ЦНИИ КМ "Прометей".<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://tass.ru/nauka/25816331"><span style="color: #00aeef;">ТАСС</span></a> </div> <p> </p>

В САФУ применили новый метод поиска загрязняющих веществ в атмосфере

04.12.2025

<p> </p> <div> Новый метод поиска атмосферных загрязнителей применили в Северном Арктическом федеральном университете (САФУ). Он позволил выявить дополнительные соединения полиароматической природы, которых нет в действующих списках контроля, сообщили <a target="_blank" href="https://tass.ru/nauka/25808033"><span style="color: #00aeef;">ТАСС</span></a> в пресс-службе Минобрнауки РФ. <br> <br> <i>"Ученые САФУ впервые применили метод газовой хроматографии-масс-спектрометрии высокого разрешения на основе орбитальной ионной ловушки для нецелевого скрининга - поиска новых загрязняющих веществ полиароматической природы (ПАУ) &lt;...&gt;. С помощью ГХ-МСВР &lt;...&gt; ученые ЦКП НО "Арктика" идентифицировали 31 дополнительное соединение, не входящее в стандартные списки контроля"</i>, - сказано в сообщении. <br> <br> Носителями загрязняющих веществ были выбраны аэрозольные частицы воздуха, которые отобрали рядом с городской ТЭЦ и в центре Архангельска. На основе полученных данных специалисты САФУ определили основные источники загрязнений. Зимой ими стали пирогенные источники, а именно процессы неполного сгорания ископаемого топлива и биомассы. <br> <br> <i>"Как рассказали авторы исследования, &lt;...&gt; экологические нормативы предусматривают контроль ограниченного количества экотоксикантов в атмосферном воздухе. Но при этом существует широкий круг соединений полиароматической природы, которые могут образовываться в атмосферном воздухе в результате воздействия УФ-излучения и радикальных частиц. Причем токсичность таких производных ПАУ в некоторых случаях может быть более выражена", </i>- сказано в сообщении. <br> <br> В САФУ добавили, что выбранный метод на основе орбитальной ионной ловушки с нецелевым скринингом показал свою эффективность для выявления новых загрязнителей в атмосферных аэрозольных частицах. Полученные данные обосновывают необходимость разработки более совершенных систем экологического контроля в Арктике, учитывающих широкий круг токсичных соединений.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://tass.ru/nauka/25808033"><span style="color: #00aeef;">ТАСС</span></a> </div> <p> </p>

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова на выставке к 500-летию начала освоения Северного морского пути

04.12.2025

В историческом парке «Россия – моя история» стартовала программа мероприятий, посвященных юбилею СМП. В церемонии открытия принял участие ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Соколов.<br> <br> САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 декабря 2025 года. Сегодня в мультимедийном историческом парке «Россия – моя история» состоялась торжественная церемония открытия выставки, давшая старт программе празднования 500-летия начала планомерного освоения Россией Северного морского пути (СМП).<br> <br> Мероприятие обозначило значимость юбилейной даты, подчеркнув непрерывность исторического пути России в Арктике – от первых экспедиций до современных стратегических задач по развитию этой магистрали.<br> <br> В своём выступлении на церемонии ректор Университета Сергей Соколов отметил ключевую роль образовательных и научных учреждений в подготовке кадров для Арктики. «Университет не только хранит историческую память, но и активно формирует будущее Арктики через передовые образовательные программы, научные исследования и тесное сотрудничество с ФГУП «Атомфлот» и другими компаниями, — заявил Сергей Сергеевич. — Наш горизонт планирования простирается до 2069 года, и мы уверены в стабильном будущем совместного развития на благо Северного морского пути».<br> <br> Новая мультимедийная экспозиция с помощью современных технологий представляет ключевые вехи пятивековой истории освоения Севера. Выставка станет центральным, но не единственным событием юбилейной программы, которая продлится в Санкт-Петербурге в ближайшие недели.<br>