Почвоведы ТГУ оценили состояние вечной мерзлоты в торфяниках ЯНАО
<p>
</p>
<div>
Учёные Томского государственного университета в течение десяти лет ведут мониторинг криолитозоны на научной станции "Ханымей" в Арктической зоне России (ЯНАО). Анализ данных, собранных в различных болотных микроландшафтах, показал, что температурный режим определяется комплексом факторов и существенно различается даже в пределах одного торфяника. Сейчас состояние криолитозоны относительно стабильно, но баланс может нарушиться под влиянием антропогенного фактора. Результаты исследования учёные представили в журнале Geoderma (Q1). Исследования проводятся при поддержке РНФ.<br>
<br>
<i>"Объектом нашего исследования является зона спорадического распространения вечной мерзлоты в ЯНАО (Пуровский район), которая является очень неустойчивой",</i> – говорит одна из авторов статьи, старший научный сотрудник лаборатории "БиоГеоКлим" ТГУ <b>Татьяна Раудина</b>. – <i>"Торфяники южной границы спорадической криолитозоны быстрее других экосистем реагируют на изменение внешних условий окружающей среды, в том числе и изменение климата. Вместе с тем мы видим, что они достаточно разнообразны по морфологии, растительному покрову и гидрологии и соответственно, отличаются как различным термических состоянием, так и реакцией на внешние факторы".</i>
</div>
<p>
</p>
<p>
</p>
<div>
Учёные установили термодатчики и в течение длительного времени круглогодично снимали показатели на нескольких типах болотных ландшафтов: плоскобугристых и крупнобугристых болотных комплексах, а также на хасыреях – котловинах бывших озёр, образовавшихся в результате таяния и проседания вечной мерзлоты, со временем потерявших воду. <br>
<br>
<i>"Мы посмотрели, как на разных элементах микрорельефа (повышения – бугры и гряды; межбугорные понижения – топи), но в пределах одного болотного ландшафта меняется температура активного слоя почвы – того, что протаивает в тёплый период года",</i> – поясняет Татьяна Раудина. – <i>"В условиях трансформации климата толщина этого слоя может увеличиваться, что ведёт к повышению температуры и деградации мерзлоты и высвобождению из неё органического углерода".</i> <br>
<br>
По результатам анализа температурного ряда учёные выяснили, что самые низкие значения фиксировались на буграх плоско- и крупнобугристых торфяников. Здесь же отмечались наибольшие температурные перепады между разными элементами микрорельефа. <br>
Мощные торфяные залежи и выпуклые формы бугров, которые не накапливают большого количества снега и способствуют сбросу воды, надёжно защищают вечную мерзлоту. В свою очередь, почвы соседних топей оказались намного теплее в силу большого количества воды в них и более мощного снежного покрова зимой. <br>
<br>
<i>"Самыми благоприятными по температурному режиму, промерзающими лишь на 30 см, оказались почвы котловин обсохших озер (хасыреев), что обусловлено их высокой обводнённостью, отсутствием торфяного слоя и эффективной термоизоляции в виде мощного снега, задерживающегося на высокой осоке",</i> – объясняет Татьяна Раудина. – <i>"Мы видим, что даже в пределах небольшого торфяника температурные режимы почв могут сильно различаться на расстоянии всего нескольких метров, что создает впечатление их нахождения в разных природно-климатических зонах".</i> <br>
<br>
По мнению учёных, с продолжающимся потеплением климата толщина активного слоя увеличится, что приведёт к большему накоплению надмерзлотной воды, которая, в свою очередь, ещё более усугубляет процессы таяния. При этом максимальное увеличение деятельного слоя будет происходить в периферийных зонах торфяника. <br>
<br>
Согласно выводам авторов статьи, в настоящее время состояние вечной мерзлоты на торфяниках ЯНАО довольно стабильное. Но оно может измениться – в случае продолжающегося роста температур и усиления антропогенного вмешательства. При этом изменения будут происходит по-разному, в зависимости от того или иного ландшафта и элемента микрорельефа. Так, добыча полезных ископаемых, строительство дорог, выпас оленей приводят к нарушению целостности почв и появлению растительности. Подтверждением этого является процесс распространения кустарников в Арктике.
</div>
<p>
</p>
<p>
Например, исследования, проведённые сотрудниками лаборатории "БиоГеоКлим" ТГУ на юге тундры в ЯНАО, показали, что там <a target="_blank" href="https://news.tsu.ru/news/ekspansiya-kustarnikov-v-arktike-uskoryaet-tayanie/?sphrase_id=532322"><span style="color: #00aeef;">наблюдается экспансия кустарников</span></a>, в первую очередь, ольхи. В естественных условиях заселение кустарников происходит в месте вспучивания грунта, когда возникшее при замерзании почвы давление приводит к разрыву подстилки и выдавливанию на поверхность суглинка. На таких "медальонах" хорошо приживаются семена ольхи. Особенно активно она распространяется в местах с антропогенным механическим нарушением почв, например, на заброшенных зимниках и стоянках оленеводов. В зоне присутствия кустарников почва становится теплее и суше, а глубина залегания вечной мерзлоты увеличивается в три-четыре раза.
</p>
<div>
Добавим, что данные, полученные учёными ТГУ, позволят строить более точные прогностические модели изменения вечной мерзлоты и эмиссии углерода, которая напрямую влияет на климатические процессы на планете. <br>
<br>
Сотрудники лаборатории "БиоГеоКлим" ТГУ продолжают мониторинг состояния вечной мерзлоты в рамках проекта «Роль сезонного и многолетнего промерзания почв в трансформации потоков углерода и металлов» при поддержке <a href="https://rscf.ru/project/23-17-00281/" target="_blank"><span style="color: #00aeef;">гранта РНФ (23-17-00281)</span></a>.<br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://news.tsu.ru/news/uchyenye-tgu-otsenili-sostoyanie-vechnoy-merzloty-v-torfyanikakh-yanao/"><span style="color: #00aeef;">Пресс-служба ТГУ</span></a>
</div>
Александр Козлов рассказал о работе Минприроды в Арктике
<p>
</p>
<div>
Министр природных ресурсов и экологии России <b>Александр Козлов</b> на правительственном часе в Государственной Думе, посвященном развитию Арктической зоны, рассказал о ключевых направлениях работы министерства на высоких широтах. <br>
<br>
Большую работу Минприроды России ведёт в Арктике по сохранению экологии и ликвидации накопленного вреда. За четыре года в Карелии, Якутии, Мурманской и Архангельской области ликвидировано два опасных объекта и шесть городских несанкционированных свалок. До конца июня 2025 года завершатся работы ещё на одной свалке в Архангельске, а в 2026 году – на Чукотке, в Анадыре. <br>
<br>
В Арктике, как и во всей стране, прошла <b>инвентаризация объектов накопленного вреда</b>. Росприроднадзор и Роспотребнадзор обследовали в регионе 66 объектов, для 11 объектов Красноярского края и 1 в Мурманской области установлен высокий риск воздействия человека. <br>
<br>
<i>"Сейчас все объекты, по всей стране, а их больше 1200, ранжируются по влиянию на природу и человека. Работу коллеги завершат в третьем квартале. 50 самых опасных ликвидируем за счёт федерального бюджета, на эти цели выделено 88 миллиардов рублей. А списки остальных должны стать настольными для губернаторов. Региональные власти обязаны следить за порядком на вверенных им территориях, потому что от экологической обстановки напрямую зависит здоровье людей"</i>, – подчеркнул министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов. <br>
<br>
Кроме того, в морских акваториях продолжается <b>подъём и утилизация затонувших судов</b>. На Чукотке подняли уже три объекта в районе бухты Эмма рядом с посёлком Провидения. Со дна прибрежной части были подняты около 150 тонн металла, что значительно снизило нагрузку на окружающую среду, а также улучшило вид береговой линии. До 2030 года здесь уберут еще восемь судов. Уже в этом году в акватории залива Креста в районе посёлка Эгвекинот будет проведено водолазное обследование для последующего подъёма пяти затопленных судов. Аукцион по выполнению этих работ запланирован ориентировочно на март-апрель, а начало работ — на летний период 2025 года. В ходе водолазного обследования будут определены необходимые параметры затопленных объектов, а также их координаты для последующего подъёма, который запланирован на 2026 год. Ещё 12 затонувших судов будет ликвидировано в Республике Якутия и одно, плавучий док, в Мурманске. <br>
<br>
Рассказал министр природных ресурсов и экологии России также о том, как специалисты <b>изучают изменения климата и природных процессов в Арктике</b>. Для этого используются возможности уникальной ледостойкой платформы "Северный полюс", построенной в 2022 году. Научная программа включает более 50 видов исследований в области метеорологии, океанографии, ледоведения, геофизики, гидробиологии и геологии. Судно позволяет собирать ценную информацию в тех районах, которые ранее были недоступны. На данный момент платформа находится на дрейфе в Арктическом бассейне Северного Ледовитого океана. Для развития арктических исследований на Адмиралтейских верфях строится судно "Иван Фролов". <br>
<br>
<i>"Все данные, которые учёные получают в Арктике, пригодятся для повышения качества гидрометеорологического прогноза на трассе Северного морского пути. Помимо космических аппаратов и морских экспедиций наблюдения ведутся с помощью дрейфующих буёв и на автоматических гидрометеостанциях. В акватории Северного морского пути их 54. Всего, в удаленных точках Западной и Восточной Арктики, работают 167 автоматических пунктов наблюдения",</i> – заявил министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов. <br>
<br>
Кроме того, в том числе на территории Арктической зоны России развернута <b>система фонового мониторинга многолетней мерзлоты</b>. На данный момент она состоит из 78 пунктов наблюдений, а всего их будет 140. Информация о состоянии мерзлых грунтах позволит вносить корректировки в строительство инфраструктуры, планировании хозяйственной деятельности на высоких широтах в целом. <br>
<br>
Александр Козлов рассказал, что Главная геофизическая обсерватория имени А.И. Воейкова (научно-исследовательский институт Росгидромета) и Институт вычислительной математики имени Г.И. Марчука Российской академии наук делают сценарные прогнозы изменения климата по каждому региону. Все 10 арктических регионов уже утвердили свои адаптационные планы к этим изменениям. <br>
<br>
Одно из ключевых направлений работы Минприроды России в Арктике – <b>геологоразведка</b>. На её территории сосредоточено 95% запасов платиноидов, 76% – редкоземельных металлов, 74% – газа, 73% – никеля, 55% – кобальта, 29% – нефти. <br>
<br>
<i>"Для таких регионов, как Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округ недропользование является основным источником валового регионального продукта. Поэтому мы ежегодно из бюджета мы выделяем финансирование на арктическую геологоразведку. Вкладывают в геологическое изучение и сами недропользователи. Суммарно в прошлом году вложено почти 175 миллиардов рублей из 450 миллиардов по всей стране",</i> – рассказал министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов. <br>
<br>
На правительственном часе в Государственной Думе России отдельное внимание было уделено сохранению уникальных экосистем Арктики. В регионе находятся 36 особо охраняемых природных территорий федерального значения, их общая площадь составляет более 40 миллионов гектаров. По национальному проекту "Экологическое благополучие" в ближайшие пять лет появится новая инфраструктура в пяти национальных парках. Это новые визит-центры, экологические тропы, места размещения туристов. Кроме того, на круизные маршруты, в том числе с заходами на арктические особо охраняемые природные территории выходит в этом году, помимо "Профессора Хромова", переоборудованное судно Росгидромета "Академик Шокальский". <br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://chaogov.ru/press-tsentr/novosti-chao/izuchenie-klimata--geologorazvedka-i-sokhranenie-ekologii--aleksandr-kozlov-rasskazal-o-rabote-minpr/"><span style="color: #00aeef;">Портал государственных органов Чукотского автономного округа</span></a>
</div>
<p>
</p>
<br>
Макаровка стала оператором самого современного в мире тренажера ледовой навигации
24 мая 2025 года в Государственном университете морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С.О. Макарова в Санкт-Петербурге открылся уникальный навигационный тренажер универсального атомного ледокола (УАЛ) проекта 22220.<br>
<br>
Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, заместитель министра транспорта России Константин Пашков и ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников совместно открыли тренажер переводом ручек телеграфа в положение полный вперед. Церемония состоялась с участием и.о. генерального директора ФГУП «Атомфлот» Якова Антонова.<br>
<br>
Тренажер универсального атомного ледокола<br>
<br>
<br>
Навигационный тренажер УАЛ представляет из себя «цифровой двойник» левого крыла ходового мостика атомохода: точные копии всех бортовых систем ходовой рубки, навигационного оборудования, УКВ радиосвязи и автоматики управления ядерной энергетической установкой типа «РИТМ-200», модель физического поведения объектов и фотореалистичное представление окружающей среды создают эффект «полного погружения» и позволяют проводить обучение курсантов-судоводителей и повышение квалификации штурманского состава атомных ледоколов на самом высоком уровне.<br>
<br>
В отличие от типовых морских тренажеров (т.н. generic) открытый в Макаровке навигационный тренажер УАЛ ориентирован, в первую очередь, на подготовку судоводителей ледокольного флота ФГУП «Атомфлот» (т.е. ship-specific). Он имитирует расположение, размер органов управления судном, даже тактильные ощущения оператора точно в соответствии с реальным прототипом – атомными ледоколами серии 22220, которые строятся на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.<br>
<br>
Новый тренажер, открытый в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, обеспечивает возможность отрабатывать самые сложные операции совместной навигации, включая буксировку судов ледоколом, околку судов, раздвигание битого льда корпусом и размыв винтами, а также выход судна из заклинивания во льду, в том числе и с использованием балластной системы, использованием различных комбинаций установки мощности реакторов.<br>
<br>
В связке с запущенным в эксплуатацию ранее при поддержке Министерства транспорта и Росморречфлота ледовым навигационным тренажерным комплексом из пяти навигационных мостиков в единой сети, он позволяет проводить обучение экипажей атомных ледоколов и транспортных судов ледового класса практике ледовой навигации по Северному морскому пути (СМП) как в режиме одиночного плавания, так и в составе караванов с лидирующим ледоколом.<br>
<br>
Тренажерные мостики транспортных судов на тренажере Макаровки являются «обобщенными», т.е. включают в себя типовое оборудование судов основных ледовых классов, работающих на СМП, в том числе оборудование систем динамического позиционирования и азимутальных колонок. Такой подход дает возможность создавать сценарии обучения с большим числом вариантов используемых типов судов с проверенными по натурным данным элементами поведения в ледовых условиях, что обеспечит возможность настройки тренажера под специфику большинства операторов арктического флота, таких как ПАО «Совкомфлот», ПАО «ГМК «Норильский никель», АО «Роснефтефлот», ПАО «Газпром нефть», ПАО «НОВАТЭК» и других отечественных судовладельцев, а также позволяет моделировать наиболее распространенные транспортные суда иностранных компаний, осуществляющие транзитное плавание на СМП.<br>
<br>
Уникальная ледовая модель тренажера<br>
<br>
<br>
<br>
Помимо мостика атомного ледокола, «изюминкой» тренажера, введенного в эксплуатацию в Макаровке, является математическая модель взаимодействия льдов различного типа и корпуса судна.<br>
<br>
Постановка задачи была осуществлена специалистами Морского учебно-тренажерного центра университета совместно с учеными и экспертами ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ледовыми капитанами ФГУП «Атомфлот», ПАО «Совкомфлот» и ООО «Газпромнефть Шиппинг».<br>
<br>
Новая математика основана на использовании гидродинамических моделей и обобщении хорошей морской практики ледовых навигаторов и лоцманов с большим опытом проводки судов в замерзающие порты.<br>
<br>
Тренажер основан на базе новейшей модели поведения судна во льдах c учетом полного перечня типов и физических характеристик льдов различного типа (нилас, блинчатый, молодой, однолетний серый и серо-белый, однолетний тонкий, однолетний средний, однолетний толстый, многолетний), ледовых полей и торосов, разработанной на основании передового мирового опыта эксплуатации судов в акватории СМП и выполнения ледокольных проводок ледоколами ФГУП «Атомфлот». При расчётах наряду с толщиной льда учитывается прочность ледовых полей.<br>
<br>
Для решения сложных учебных задач, стоящих перед университетом для обучения членов экипажей судов ледового класса и ледоколов в сложных операциях, в тренажере моделируется дрейф льда, дрейф ледового канала за ледоколом, эффекты сжатия и торошения льда.<br>
<br>
Впервые в мире реализовано моделирование формирования кромок ледового канала, направленного сжатия и смерзания канала. Учтено влияние битого льда, раздвигание битого льда корпусом и размыв винтами, эффект налипания льда на корпус судна, смоделирована система пневмо-обмыва корпуса ледокола проекта 22220.<br>
<br>
Основные бенефициары проекта<br>
<br>
Новый тренажер Макаровки пополнит мощный тренажерный кластер, созданный ГУМРФ при поддержке Росморречфлота, и ставший крупнейшим отраслевым центром подготовки и повышения квалификации специалистов морского, внутреннего водного транспорта и морской нефтегазовой индустрии.<br>
<br>
Наряду с Центром морских арктических компетенций, сформированным вузом совместно с ФГУП «Атомфлот» при содействии Госкорпорации «Росатом» на базе полномасштабного и функционального тренажеров судовой ядерной энергетической установки «РИТМ-200», навигационный тренажер УАЛ позволит обеспечить качественную практическую подготовку моряков для безопасной и эффективной эксплуатации атомного ледокольного флота страны.<br>
<br>
Капитаны, старшие и вахтенные помощники капитанов УАЛ серии 22220, штурманский состав транспортного флота, эксплуатирующегося в полярных водах, молодые специалисты-выпускники морских вузов, а также курсанты-судоводители Макаровки приступят к обучению на новом тренажере уже в 2025 году, для чего вуз разрабатывает дополнительные профессиональные программы, сценарии упражнений, критерии оценки практических навыков, в том числе, по выполнению специализированных морских операций:<br>
<br>
одиночное плавание во льдах,<br>
плавание в караване за ледоколом,<br>
буксировка транспортного судна ледоколом,<br>
ледовые операции на мелководье,<br>
околка судна ледоколом,<br>
управление ледовой обстановкой в районе работы буровых установок,<br>
работа задним ходом,<br>
выход изо льда на чистую воду и вход в лед,<br>
обрыв буксировочного троса,<br>
выход из кормового выреза ледокола,<br>
действия в аварийных ситуациях и другое.<br>
<br>
<br>
Комплексный ледовый навигационный тренажер ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова может играть существенную роль для международной открытости и коммерческой привлекательности эксплуатации трассы Большого СМП за счет качественного обучения практике ледового плавания отечественных и зарубежных специалистов-судоводителей, снижения рисков аварийности и повышения эффективности морской логистики.<br>
<br>
Замысел реализованного проекта осуществлен Институтом дополнительного профессионального образования вуза при финансовой поддержке ФГУП «Атомфлот» (предприятие Госкорпорации «Росатом»). Тренажер УАЛ серии 22220 разработан ООО «Эволюция морских цифровых технологий» и поставлен АО «ИТЦ «ДЖЭТ».<br>
<br>
Справка:
<p>
ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова — крупнейший вуз Росморречфлота, флагман морского образования России. В своем составе имеет Арктический факультет по подготовке морских гидрографов для работы на трассах Севморпути. Единственное учебное заведение РФ по подготовке специалистов для работы на гражданских судах с ядерными энергетическими установками.
</p>
<p>
В Институте дополнительного профессионального образования Макаровки при поддержке госкорпорации «Росатом» создан Центр морских арктических компетенций для подготовки и повышения квалификации экипажей атомных ледоколов. Морской учебно-тренажерный центр университета — первый в мире учебный центр, получивший международное одобрение тренажёрной подготовки судоводителей для эксплуатации судов в полярных водах. С 2003 г. по программам ледового плавания прошли подготовку более 3700 моряков из более чем 20 стран мира.
</p>