Первая экспедиция ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс"
<div>
17 сентября 2022 года Ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) "Северный полюс" вышла из Мурманска в первую экспедицию. Предыдущая платформа досрочно завершила работу в августе 2015 года из-за изменений климата. Тогда и было задумано уникальное судно, приоритетом которого стала полнейшая автономность. <br>
<p>
Цель экспедиции "Северный полюс — 41" — вморозиться в льдину дрейфовать с ней, собирая как можно больше научных данных. Для этого на борту есть 17 лабораторий и более 30 специалистов разных направлений: гидрохимиков, ледоисследователей, метеорологов, морских биологов и так далее. Но для того, чтобы продержаться в Арктике без посторонней помощи, требуются большие запасы, прежде всего — топлива и провизии.
</p>
<p>
Как объяснил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института <b>Александр Макаров</b>, при проектировании ЛСП основной задачей как раз являлась экономия места для размещения необходимых ресурсов.
</p>
<i>"Решение было найдено в необычно округлой форме судна, которая одновременно позволяет увеличить полезный объем и противостоит сдавливанию льдами — платформа "выталкивается" на поверхность, не позволяя льдам деформировать корпус"</i>, — рассказал Макаров.<br>
<br>
По словам главного механика платформы <b>Александра Серова</b>, существенное количество места также сэкономила разработанная специально для ЛСП винторулевая колонка с прямым приводом от главного двигателя, которую тот сравнил с механической коробкой передач на машине.<br>
<br>
<i>"Причем она такая одна — все остальные суда пользуются эклектическими азиподами (Azipod — зарегистрированная торговая марка, под которой производятся системы электродвижения для судов различного класса — прим. ТАСС), однако для нас они не подходили — занимали слишком много места. Если бы у нас стояла электрическая винторулевая колонка, то машинное отделение было бы немыслимо большим, а для нас каждый метр — на вес золота"</i>, — говорит Серов.<br>
<br>
Платформу питают 3 дизельных генератора, которые, сжигая на ходу приблизительно 22 тонны топлива, обеспечивают буквально все — от освещения и отопления до движения самой платформы. От получаемой энергии работает и другая жизненно важная система — опреснитель морской воды.<br>
<br>
<i>"Самое замечательное, что этот опреснитель не требует затрат тепловой энергии, то есть ему в принципе нужен только подвод морской воды и электричество — и все. Под высоким давлением, начиная от 30 до 60 бар, происходит процесс разделения воды на пресную воду и рассол. Ненужное — за борт. И все это в автоматическом режиме"</i>, — объяснил 2-й механик <b>Александр Бируля</b>.<br>
<br>
<b>Что ищут ученые?<br>
</b><br>
Руководитель группы биологических исследований экспедиции "СП-41" <b>Ольга Зимина</b> признается, что о такой экспедиции она мечтала очень давно. По ее словам, работать в настолько не исследованных и труднодоступных районах — бесценный опыт, ведь он позволит собрать данные, которых сегодня в мире просто нет. В случае с Арктикой для этих целей подходит только дрейф.<br>
<br>
Руководитель группы геологических исследований "СП-41" <b>Виктор Богин</b> занимается изучением донных осадков, то есть тем, как формируется морское дно. Миллионы лет там накапливается космическая пыль, остатки водорослей, останки рыб, других микроорганизмов. Открытиям в такой фундаментальной области находится интересное практическое применение.<br>
<br>
<b>Северный морской путь<br>
</b><br>
Для России мониторинг климатической ситуации в Арктике важен еще и с экономической точки зрения, ведь в арктических широтах проходит одна из главных морских торговых артерий страны — Северный морской путь. Чтобы понять, какие суда и в каком количестве успеют пройти по нему летом, необходимы данные, точность которых зависит от периода наблюдения — чем больше данных, тем точнее прогноз.<br>
<br>
Начальник отряда атмосферных исследований "СП-41" <b>Денис Ризе</b> отмечает, что за последнее время продолжительность навигационного периода по Севморпути увеличилась. Если раньше она составляла полтора-два летних месяца, то уже сейчас этот диапазон расширяется.<br>
<br>
<i>"Мониторинг и отслеживание — наше все. Мы мониторим ситуацию и чем больший ряд данных мы соберем, тем выше качество прогнозов. Решение об увеличении периода выдачи разрешений на передвижение по СМП будет основываться в том числе на наших данных"</i>, — заключает Ризе.<br>
<br>
<b>Город-матрешка<br>
</b><br>
Когда ЛСП "Северный полюс" пришвартовывается к подходящей льдине, вокруг постепенно начал появляться научный городок, но уже на льду. По словам заместителя начальника экспедиции <b>Алексея Бакланова</b>, платформа тем не менее останется в своем статусе главной научной базы, а на льду расположены домики сборной конструкции, где размешены в основном лаборатории для дополнительных исследований.
</div>
<p>
<i>"Лагерь будет состоять из 4 домов плюс трансформаторная будка. Электричеством будем запитываться как от самой платформы с помощью кабеля, так и от переносного генератора. Есть возможность произвести электрификацию лагеря двумя способами, что очень важно. Научное оборудование, как правило, требует электричества. Люди, которые там будут работать вахтами, тоже требуют определенного обеспечения жизнедеятельности — освещения, обогрева, кружки горячего чая в конце концов"</i>, — говорит Бакланов.
</p>
<p>
Для этих целей в распоряжении экспедиции есть два трактора и четыре снегохода. Трактора будут использоваться как тягачи для строительства ледового лагеря, а также для обустройства взлетно-посадочной полосы. Алексей Бакланов подчеркивает, что при любой внештатной ситуации, связанной с льдом, платформа станет для участников экспедиции и убежищем, и домом, и продолжит оставаться лабораторией.<span style="color: #003370;"></span><br>
</p>
<p>
Полный текст статьи <a target="_blank" href="https://tass.ru/arktika-segodnya/16225919"><span style="color: #003370;"><u>на сайте ТАСС</u></span></a>.
</p>
<br>