В Петербурге завершила работу международная научно-деловая конференция POLAR 2024
<p>
</p>
<div>
Ключевым тезисом, который объединил все сессии, стала консолидация усилий для эффективного решения задач по освоению Арктики и Антарктики. Подробнее в <a target="_blank" href="https://www.aari.ru/press-center/news/novosti-aari/polar-2024-konsolidatsiya-usiliy-dlya-effektivnogo-razvitiya-polyarnykh-regionov"><span style="color: #00aeef;">материале</span></a> Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ):<br>
<br>
Директор ААНИИ <b>Александр Макаров</b> выразил уверенность, что международное сотрудничество в исследовательской деятельности в Арктике и Антарктике будет развиваться. <br>
<i>"В настоящее время мы активно работаем со странами БРИКС. На самое ближайшее время запланирована экспедиция, в которой примут участие ученые из стран объединения. Кроме того, этим летом состоится визит китайской делегации на Шпицберген с посещением российского научного центра, а также поездка российских ученых в Бразилию", </i>- рассказал Александр Макаров. <br>
<br>
Глобальное изменение климата стало одной из ключевых тем POLAR 2024. Главный научный сотрудник – и.о. заведующего отделом взаимодействия океана и атмосферы ААНИИ <b>Сергей Солдатенко</b> отметил, что прошлый год стал самым теплым за всю историю соответствующих исследований. При этом наибольшее потепление происходит в Арктике, а особенностью нынешнего климата Антарктиды являются участившиеся волны тепла. <br>
<br>
Главный научный сотрудник – руководитель научного направления отдела геофизики Арктического и антарктического научно-исследовательского института <b>Олег Трошичев</b> в ходе POLAR 2024 рассказал о прогнозировании космической погоды - явлениях, происходящих в околоземном космическом пространстве при взаимодействии магнитного поля Земли с "солнечным ветром". Олег Трошичев напомнил, что ААНИИ был разработан РС индекс (индекс полярной шапки), характеризующий эффективность воздействия солнечного ветра на магнитосферу. РС индекс рассчитывается в режиме "on-line" по данным магнитных наблюдений на станциях Восток (Антарктика) и Туле (Гренландия) и позволяет не только вести непрерывный мониторинг "космической погоды", но и верифицировать применимость спутниковых измерений. <br>
<br>
Однако в России РС индекс до сих пор не используется в практических целях. При этом актуальные задачи неотложного освоения Арктики требуют обратить особое внимание на мониторинг и наукастинг неблагоприятной космической погоды. <br>
<br>
На фоне глобальных климатических изменений Арктика и Антарктика требуют систематических исследований по изучению разнообразия и популяционной структуры патогенных микроорганизмов, в свою очередь заявил заведующий лабораторией функциональной геномики и протеомики микроорганизмов Института экспериментальной медицины<b> Артемий Гончаров</b>.<br>
<i>"Один из глобальных вызовов на фоне климатических изменений - вытаивание из многолетней мерзлоты и льда древних патогенов, включая возбудителей особо-опасных инфекций, таких как возбудитель сибирской язвы",</i> - добавил он. <br>
<br>
Важнейшую роль в процессе адаптации к глобальным климатическим изменениям играют научные исследования, позволяющие моделировать различные сценарии изменений природной среды и их влияния экономику и жизнь на планете. Наиболее точные данные можно получить, проводя масштабные исследования в содружестве ученых из разных стран. <br>
<br>
"<i>В настоящее время в Антарктике реализуется много разнонаправленных инициатив, в том числе с международным участием. А с такими долгосрочными проектами как станция Восток и ледостойкая платформа "Северный полюс" у нас есть уникальная возможность планировать исследования на перспективу",</i> - отметил директор ААНИИ Александр Макаров. Основополагающую роль в развитии научно-исследовательской деятельности, по его мнению, играет совершенствование информационно-наблюдательных систем и инфраструктуры для передачи данных. <br>
<br>
Объединить усилия стран в исследовании арктического и антарктического полярных регионов призван Международный полярный год (МПГ). Последний МПГ прошел в 2007/08 годах. Тогда было выполнено более 200 российских научных проектов и успешно проведено 159 морских и сухопутных экспедиций, во многих из которых участвовали зарубежные партнеры, сообщил Советник по международному сотрудничеству ААНИИ <b>Александр Клепиков</b>. Следующий МПГ запланирован на 2032-33 годы. Александр Клепиков подчеркнул, что Международный полярный год необходимо проводить чаще, чем раз в 25 лет. <i>"С учетом скорости изменения климата, имеющейся инфраструктуры и наработанного опыта, есть все возможности, чтобы проводить МПГ раз в 10, а не в 25 лет. С точки зрения исследовательских целей и задач это было бы абсолютно оправдано",</i> - заключил он. <br>
<br>
Одной из важнейших на POLAR 2024 стала тема развития навигации на трассе Северного морского пути. Участники Арктической сессии, обсуждая перспективы обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути, единогласно сошлись во мнении, что эффективно решить эту масштабную задачу можно только при кооперации усилий. Заместитель директора по научной работе Арктического и антарктического научно-исследовательского института <b>Игорь Ашик</b> напомнил, что обеспечение круглогодичной навигации по СМП - самый актуальный вызов. Для решения задачи в кооперации необходимо развивать системы мониторинга гидро- метеобстановки. Заместитель начальника Центра ледовой и гидрометеорологической информации ААНИИ <b>Анастасия Бельгесова</b> поделилась опытом совместной работы. По ее словам, опыт кооперации при планировании и осуществлении морской операции в феврале-марте 2024 года позволил увидеть эффективность такого подхода к работе. Об объединении усилий говорили и зарубежные ученые. <br>
<br>
Свою оценку перспектив СМП дали научный сотрудник научно-исследовательского института океанической политики, Фонд мира Сасакавы <b>Хатайя Сакико</b> и декан полярного исследовательского института безопасности судоходства Даляньского морского университета <b>Цай Мейцзянь</b>. Зарубежные эксперты уверены, что новая транспортная артерия будет востребована и полностью поддерживают инициативы России. <br>
<br>
Одна из сессий Конференции была посвящена изучению изменений природной среды архипелага Шпицберген. Это регион важен для понимания механизмов и прогнозирования будущих изменений природной среды в Арктике. Ученые рассказали о результатах научных исследований, работе Российского научного центра и внедрении новых методов научных исследований, которые уже способствуют развитию научного потенциала молодых ученых. <br>
<br>
На POLAR 2024 состоялось рабочее совещание "О разработке концепции создания системы комплексного межведомственного мониторинга многолетней мерзлоты". Как отметил директор ААНИИ по итогам встречи, состоялся конструктивный разговор между экспертами профессионального сообщества о создании комплексной системы геотехнического мониторинга состояния окружающей среды в Арктической зоне Российской Федерации. <i>"Обсуждались основные задачи системы, возможная структура, правовые основы её создания и эксплуатации, а также затронули вопрос источников финансирования",</i> - поделился Александр Макаров. По результатам мероприятия ААНИИ будет подготовлена резолюция, которая будет направлена всем заинтересованным лицам для дальнейшей проработки. <br>
<br>
<i>"Мы прекрасно понимаем, что деградация мерзлых грунтов, в разной степени затронет практически каждого человека. И в любом случае для всех последствия будут негативные. И если мы сегодня планируем сделать систему, которая должна компенсировать данные негативные последствия, то с учетом динамики природных изменений и освоения территорий с мёрзлыми грунтами, делать это надо с минимальными ошибками и достаточно быстро",</i> – прокомментировал встречу Председатель правления Фонда поддержки экологических и социально значимых проектов "Ресурсный центр Арктика" <b>Олег Волков</b>. <br>
<br>
В этом году Международная научно-деловая конференция POLAR объединила на одной площадке более 400 ученых, представителей федеральных органов государственной власти, бизнеса и общественных организаций, специализирующихся на работе в Арктике и Антарктике. Организатором мероприятия выступает Арктический и антарктический научно-исследовательский институт. В этом году конференция посвящена 190-летию Гидрометеорологической службы России.<br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://www.aari.ru/press-center/news/novosti-aari/polar-2024-konsolidatsiya-usiliy-dlya-effektivnogo-razvitiya-polyarnykh-regionov"><span style="color: #00aeef;">Пресс-служба ААНИИ</span></a><br>
</div>
<br>
ГлавСевморпуть призывает ученых к совместному изучению ледового сжатия при судоходстве по СМП
<p>
</p>
<div>
Ученым надо объединить усилия для выявления факторов, влияющих на процессы ледового сжатия при судоходстве по Северному морскому пути (Севморпуть, СМП), сообщает <a target="_blank" href="https://portnews.ru/news/363081/"><span style="color: #00aeef;">PortNews</span></a>. С таким предложением на II Международной научно-деловой конференции POLAR-2024 выступил генеральный директор ФГБУ "Главное управление Северного морского пути" <b>Сергей Зыбко</b>. <br>
<br>
По его словам, несмотря на длительный опыт исследования Арктики и судоходства, нет полного понимания того, какие факторы влияют на сжатие при судоходстве, особенно в восточном направлении СМП. <br>
<br>
<i>"Например, недавно выяснилось. Один молодой ученный из МФТИ получил госпремию за работу о влиянии стоков сибирских рек на ледовый покров в Артике. А что еще мы не знаем? Насколько влияют другие течения, рельеф дна? Как это все учесть? Надо проводить исследования. Здесь мы, Дирекция СМП, выступаем заказчиками, потому что мы должны советовать маршруты, а институты должны работать в этом направлении. Какие могут быть решения этой задачи? Это кооперация. Давайте подумаем, какие еще факторы могут быть неучтенными, и как это сделать. Какие нам нужны инструменты, чтобы получать такие данные, как мы будем рассчитывать сжатие? От этого зависит скорость прохождения судна, особенно в восточном секторе Арктики", </i>— сказал Сергей Зыбко. <br>
<br>
По его словам, в свою очередь ФГБУ "ГлавСевморпуть" готово обмениваться данными — это диспетчерские сообщения с судов, информация с бортовых измерительных комплексов, температура, ветер и т.д., для того чтобы можно было проверить ледовые прогнозы. <i>"Пока мы визуально определяем, по чтению (ледовых карт — прим. PortNews) и виду районов, куда нельзя идти, что занимает не много времени у натренированного специалиста. Такие районы достаточно хорошо видны. Но то, что мы не можем увидеть и сложно просчитать — это сжатие",</i> — пояснил Сергей Зыбко. <br>
<br>
Как признал заместитель директора по научной работе ААНИИ <b>Игорь Ашик</b>: <i>"Никакие существующие сегодня средства наблюдения не дают информации о текущем состоянии ледовых сжатий. Ни спутниковая информация, ни даже ледовые разведки, хотя они, конечно, позволяют оценить эти процессы и явления. Только непосредственные наблюдения с борта судна позволяют сказать, вот сейчас мы находимся здесь и наблюдаем сжатие такой-то силы. К сожалению, это так, но мы не стоим на месте, развиваемся". <br>
</i> <br>
Международная научно-деловая конференция POLAR 2024 в Санкт-Петербурге посвящена 190-летию Гидрометеорологической службы России. В конференции приняли участие ученые, представители федеральных органов государственной власти, крупного бизнеса и общественных организаций, специализирующихся на работе в Арктике и Антарктике.<br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://portnews.ru/news/363081/"><span style="color: #00aeef;">PortNews</span></a><br>
</div>
<p>
</p>