Ученым надо объединить усилия для выявления факторов, влияющих на процессы ледового сжатия при судоходстве по Северному морскому пути (Севморпуть, СМП), сообщает
PortNews. С таким предложением на II Международной научно-деловой конференции POLAR-2024 выступил генеральный директор ФГБУ "Главное управление Северного морского пути"
Сергей Зыбко.
По его словам, несмотря на длительный опыт исследования Арктики и судоходства, нет полного понимания того, какие факторы влияют на сжатие при судоходстве, особенно в восточном направлении СМП.
"Например, недавно выяснилось. Один молодой ученный из МФТИ получил госпремию за работу о влиянии стоков сибирских рек на ледовый покров в Артике. А что еще мы не знаем? Насколько влияют другие течения, рельеф дна? Как это все учесть? Надо проводить исследования. Здесь мы, Дирекция СМП, выступаем заказчиками, потому что мы должны советовать маршруты, а институты должны работать в этом направлении. Какие могут быть решения этой задачи? Это кооперация. Давайте подумаем, какие еще факторы могут быть неучтенными, и как это сделать. Какие нам нужны инструменты, чтобы получать такие данные, как мы будем рассчитывать сжатие? От этого зависит скорость прохождения судна, особенно в восточном секторе Арктики", — сказал Сергей Зыбко.
По его словам, в свою очередь ФГБУ "ГлавСевморпуть" готово обмениваться данными — это диспетчерские сообщения с судов, информация с бортовых измерительных комплексов, температура, ветер и т.д., для того чтобы можно было проверить ледовые прогнозы.
"Пока мы визуально определяем, по чтению (ледовых карт — прим. PortNews) и виду районов, куда нельзя идти, что занимает не много времени у натренированного специалиста. Такие районы достаточно хорошо видны. Но то, что мы не можем увидеть и сложно просчитать — это сжатие", — пояснил Сергей Зыбко.
Как признал заместитель директора по научной работе ААНИИ
Игорь Ашик:
"Никакие существующие сегодня средства наблюдения не дают информации о текущем состоянии ледовых сжатий. Ни спутниковая информация, ни даже ледовые разведки, хотя они, конечно, позволяют оценить эти процессы и явления. Только непосредственные наблюдения с борта судна позволяют сказать, вот сейчас мы находимся здесь и наблюдаем сжатие такой-то силы. К сожалению, это так, но мы не стоим на месте, развиваемся".
Международная научно-деловая конференция POLAR 2024 в Санкт-Петербурге посвящена 190-летию Гидрометеорологической службы России. В конференции приняли участие ученые, представители федеральных органов государственной власти, крупного бизнеса и общественных организаций, специализирующихся на работе в Арктике и Антарктике.
Источник:
PortNews