Александр Козлов рассказал о работе Минприроды в Арктике
<p>
</p>
<div>
Министр природных ресурсов и экологии России <b>Александр Козлов</b> на правительственном часе в Государственной Думе, посвященном развитию Арктической зоны, рассказал о ключевых направлениях работы министерства на высоких широтах. <br>
<br>
Большую работу Минприроды России ведёт в Арктике по сохранению экологии и ликвидации накопленного вреда. За четыре года в Карелии, Якутии, Мурманской и Архангельской области ликвидировано два опасных объекта и шесть городских несанкционированных свалок. До конца июня 2025 года завершатся работы ещё на одной свалке в Архангельске, а в 2026 году – на Чукотке, в Анадыре. <br>
<br>
В Арктике, как и во всей стране, прошла <b>инвентаризация объектов накопленного вреда</b>. Росприроднадзор и Роспотребнадзор обследовали в регионе 66 объектов, для 11 объектов Красноярского края и 1 в Мурманской области установлен высокий риск воздействия человека. <br>
<br>
<i>"Сейчас все объекты, по всей стране, а их больше 1200, ранжируются по влиянию на природу и человека. Работу коллеги завершат в третьем квартале. 50 самых опасных ликвидируем за счёт федерального бюджета, на эти цели выделено 88 миллиардов рублей. А списки остальных должны стать настольными для губернаторов. Региональные власти обязаны следить за порядком на вверенных им территориях, потому что от экологической обстановки напрямую зависит здоровье людей"</i>, – подчеркнул министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов. <br>
<br>
Кроме того, в морских акваториях продолжается <b>подъём и утилизация затонувших судов</b>. На Чукотке подняли уже три объекта в районе бухты Эмма рядом с посёлком Провидения. Со дна прибрежной части были подняты около 150 тонн металла, что значительно снизило нагрузку на окружающую среду, а также улучшило вид береговой линии. До 2030 года здесь уберут еще восемь судов. Уже в этом году в акватории залива Креста в районе посёлка Эгвекинот будет проведено водолазное обследование для последующего подъёма пяти затопленных судов. Аукцион по выполнению этих работ запланирован ориентировочно на март-апрель, а начало работ — на летний период 2025 года. В ходе водолазного обследования будут определены необходимые параметры затопленных объектов, а также их координаты для последующего подъёма, который запланирован на 2026 год. Ещё 12 затонувших судов будет ликвидировано в Республике Якутия и одно, плавучий док, в Мурманске. <br>
<br>
Рассказал министр природных ресурсов и экологии России также о том, как специалисты <b>изучают изменения климата и природных процессов в Арктике</b>. Для этого используются возможности уникальной ледостойкой платформы "Северный полюс", построенной в 2022 году. Научная программа включает более 50 видов исследований в области метеорологии, океанографии, ледоведения, геофизики, гидробиологии и геологии. Судно позволяет собирать ценную информацию в тех районах, которые ранее были недоступны. На данный момент платформа находится на дрейфе в Арктическом бассейне Северного Ледовитого океана. Для развития арктических исследований на Адмиралтейских верфях строится судно "Иван Фролов". <br>
<br>
<i>"Все данные, которые учёные получают в Арктике, пригодятся для повышения качества гидрометеорологического прогноза на трассе Северного морского пути. Помимо космических аппаратов и морских экспедиций наблюдения ведутся с помощью дрейфующих буёв и на автоматических гидрометеостанциях. В акватории Северного морского пути их 54. Всего, в удаленных точках Западной и Восточной Арктики, работают 167 автоматических пунктов наблюдения",</i> – заявил министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов. <br>
<br>
Кроме того, в том числе на территории Арктической зоны России развернута <b>система фонового мониторинга многолетней мерзлоты</b>. На данный момент она состоит из 78 пунктов наблюдений, а всего их будет 140. Информация о состоянии мерзлых грунтах позволит вносить корректировки в строительство инфраструктуры, планировании хозяйственной деятельности на высоких широтах в целом. <br>
<br>
Александр Козлов рассказал, что Главная геофизическая обсерватория имени А.И. Воейкова (научно-исследовательский институт Росгидромета) и Институт вычислительной математики имени Г.И. Марчука Российской академии наук делают сценарные прогнозы изменения климата по каждому региону. Все 10 арктических регионов уже утвердили свои адаптационные планы к этим изменениям. <br>
<br>
Одно из ключевых направлений работы Минприроды России в Арктике – <b>геологоразведка</b>. На её территории сосредоточено 95% запасов платиноидов, 76% – редкоземельных металлов, 74% – газа, 73% – никеля, 55% – кобальта, 29% – нефти. <br>
<br>
<i>"Для таких регионов, как Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округ недропользование является основным источником валового регионального продукта. Поэтому мы ежегодно из бюджета мы выделяем финансирование на арктическую геологоразведку. Вкладывают в геологическое изучение и сами недропользователи. Суммарно в прошлом году вложено почти 175 миллиардов рублей из 450 миллиардов по всей стране",</i> – рассказал министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов. <br>
<br>
На правительственном часе в Государственной Думе России отдельное внимание было уделено сохранению уникальных экосистем Арктики. В регионе находятся 36 особо охраняемых природных территорий федерального значения, их общая площадь составляет более 40 миллионов гектаров. По национальному проекту "Экологическое благополучие" в ближайшие пять лет появится новая инфраструктура в пяти национальных парках. Это новые визит-центры, экологические тропы, места размещения туристов. Кроме того, на круизные маршруты, в том числе с заходами на арктические особо охраняемые природные территории выходит в этом году, помимо "Профессора Хромова", переоборудованное судно Росгидромета "Академик Шокальский". <br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://chaogov.ru/press-tsentr/novosti-chao/izuchenie-klimata--geologorazvedka-i-sokhranenie-ekologii--aleksandr-kozlov-rasskazal-o-rabote-minpr/"><span style="color: #00aeef;">Портал государственных органов Чукотского автономного округа</span></a>
</div>
<p>
</p>
<br>
Макаровка стала оператором самого современного в мире тренажера ледовой навигации
24 мая 2025 года в Государственном университете морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С.О. Макарова в Санкт-Петербурге открылся уникальный навигационный тренажер универсального атомного ледокола (УАЛ) проекта 22220.<br>
<br>
Генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, заместитель министра транспорта России Константин Пашков и ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников совместно открыли тренажер переводом ручек телеграфа в положение полный вперед. Церемония состоялась с участием и.о. генерального директора ФГУП «Атомфлот» Якова Антонова.<br>
<br>
Тренажер универсального атомного ледокола<br>
<br>
<br>
Навигационный тренажер УАЛ представляет из себя «цифровой двойник» левого крыла ходового мостика атомохода: точные копии всех бортовых систем ходовой рубки, навигационного оборудования, УКВ радиосвязи и автоматики управления ядерной энергетической установкой типа «РИТМ-200», модель физического поведения объектов и фотореалистичное представление окружающей среды создают эффект «полного погружения» и позволяют проводить обучение курсантов-судоводителей и повышение квалификации штурманского состава атомных ледоколов на самом высоком уровне.<br>
<br>
В отличие от типовых морских тренажеров (т.н. generic) открытый в Макаровке навигационный тренажер УАЛ ориентирован, в первую очередь, на подготовку судоводителей ледокольного флота ФГУП «Атомфлот» (т.е. ship-specific). Он имитирует расположение, размер органов управления судном, даже тактильные ощущения оператора точно в соответствии с реальным прототипом – атомными ледоколами серии 22220, которые строятся на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.<br>
<br>
Новый тренажер, открытый в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, обеспечивает возможность отрабатывать самые сложные операции совместной навигации, включая буксировку судов ледоколом, околку судов, раздвигание битого льда корпусом и размыв винтами, а также выход судна из заклинивания во льду, в том числе и с использованием балластной системы, использованием различных комбинаций установки мощности реакторов.<br>
<br>
В связке с запущенным в эксплуатацию ранее при поддержке Министерства транспорта и Росморречфлота ледовым навигационным тренажерным комплексом из пяти навигационных мостиков в единой сети, он позволяет проводить обучение экипажей атомных ледоколов и транспортных судов ледового класса практике ледовой навигации по Северному морскому пути (СМП) как в режиме одиночного плавания, так и в составе караванов с лидирующим ледоколом.<br>
<br>
Тренажерные мостики транспортных судов на тренажере Макаровки являются «обобщенными», т.е. включают в себя типовое оборудование судов основных ледовых классов, работающих на СМП, в том числе оборудование систем динамического позиционирования и азимутальных колонок. Такой подход дает возможность создавать сценарии обучения с большим числом вариантов используемых типов судов с проверенными по натурным данным элементами поведения в ледовых условиях, что обеспечит возможность настройки тренажера под специфику большинства операторов арктического флота, таких как ПАО «Совкомфлот», ПАО «ГМК «Норильский никель», АО «Роснефтефлот», ПАО «Газпром нефть», ПАО «НОВАТЭК» и других отечественных судовладельцев, а также позволяет моделировать наиболее распространенные транспортные суда иностранных компаний, осуществляющие транзитное плавание на СМП.<br>
<br>
Уникальная ледовая модель тренажера<br>
<br>
<br>
<br>
Помимо мостика атомного ледокола, «изюминкой» тренажера, введенного в эксплуатацию в Макаровке, является математическая модель взаимодействия льдов различного типа и корпуса судна.<br>
<br>
Постановка задачи была осуществлена специалистами Морского учебно-тренажерного центра университета совместно с учеными и экспертами ФГУП «Крыловский государственный научный центр», ледовыми капитанами ФГУП «Атомфлот», ПАО «Совкомфлот» и ООО «Газпромнефть Шиппинг».<br>
<br>
Новая математика основана на использовании гидродинамических моделей и обобщении хорошей морской практики ледовых навигаторов и лоцманов с большим опытом проводки судов в замерзающие порты.<br>
<br>
Тренажер основан на базе новейшей модели поведения судна во льдах c учетом полного перечня типов и физических характеристик льдов различного типа (нилас, блинчатый, молодой, однолетний серый и серо-белый, однолетний тонкий, однолетний средний, однолетний толстый, многолетний), ледовых полей и торосов, разработанной на основании передового мирового опыта эксплуатации судов в акватории СМП и выполнения ледокольных проводок ледоколами ФГУП «Атомфлот». При расчётах наряду с толщиной льда учитывается прочность ледовых полей.<br>
<br>
Для решения сложных учебных задач, стоящих перед университетом для обучения членов экипажей судов ледового класса и ледоколов в сложных операциях, в тренажере моделируется дрейф льда, дрейф ледового канала за ледоколом, эффекты сжатия и торошения льда.<br>
<br>
Впервые в мире реализовано моделирование формирования кромок ледового канала, направленного сжатия и смерзания канала. Учтено влияние битого льда, раздвигание битого льда корпусом и размыв винтами, эффект налипания льда на корпус судна, смоделирована система пневмо-обмыва корпуса ледокола проекта 22220.<br>
<br>
Основные бенефициары проекта<br>
<br>
Новый тренажер Макаровки пополнит мощный тренажерный кластер, созданный ГУМРФ при поддержке Росморречфлота, и ставший крупнейшим отраслевым центром подготовки и повышения квалификации специалистов морского, внутреннего водного транспорта и морской нефтегазовой индустрии.<br>
<br>
Наряду с Центром морских арктических компетенций, сформированным вузом совместно с ФГУП «Атомфлот» при содействии Госкорпорации «Росатом» на базе полномасштабного и функционального тренажеров судовой ядерной энергетической установки «РИТМ-200», навигационный тренажер УАЛ позволит обеспечить качественную практическую подготовку моряков для безопасной и эффективной эксплуатации атомного ледокольного флота страны.<br>
<br>
Капитаны, старшие и вахтенные помощники капитанов УАЛ серии 22220, штурманский состав транспортного флота, эксплуатирующегося в полярных водах, молодые специалисты-выпускники морских вузов, а также курсанты-судоводители Макаровки приступят к обучению на новом тренажере уже в 2025 году, для чего вуз разрабатывает дополнительные профессиональные программы, сценарии упражнений, критерии оценки практических навыков, в том числе, по выполнению специализированных морских операций:<br>
<br>
одиночное плавание во льдах,<br>
плавание в караване за ледоколом,<br>
буксировка транспортного судна ледоколом,<br>
ледовые операции на мелководье,<br>
околка судна ледоколом,<br>
управление ледовой обстановкой в районе работы буровых установок,<br>
работа задним ходом,<br>
выход изо льда на чистую воду и вход в лед,<br>
обрыв буксировочного троса,<br>
выход из кормового выреза ледокола,<br>
действия в аварийных ситуациях и другое.<br>
<br>
<br>
Комплексный ледовый навигационный тренажер ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова может играть существенную роль для международной открытости и коммерческой привлекательности эксплуатации трассы Большого СМП за счет качественного обучения практике ледового плавания отечественных и зарубежных специалистов-судоводителей, снижения рисков аварийности и повышения эффективности морской логистики.<br>
<br>
Замысел реализованного проекта осуществлен Институтом дополнительного профессионального образования вуза при финансовой поддержке ФГУП «Атомфлот» (предприятие Госкорпорации «Росатом»). Тренажер УАЛ серии 22220 разработан ООО «Эволюция морских цифровых технологий» и поставлен АО «ИТЦ «ДЖЭТ».<br>
<br>
Справка:
<p>
ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова — крупнейший вуз Росморречфлота, флагман морского образования России. В своем составе имеет Арктический факультет по подготовке морских гидрографов для работы на трассах Севморпути. Единственное учебное заведение РФ по подготовке специалистов для работы на гражданских судах с ядерными энергетическими установками.
</p>
<p>
В Институте дополнительного профессионального образования Макаровки при поддержке госкорпорации «Росатом» создан Центр морских арктических компетенций для подготовки и повышения квалификации экипажей атомных ледоколов. Морской учебно-тренажерный центр университета — первый в мире учебный центр, получивший международное одобрение тренажёрной подготовки судоводителей для эксплуатации судов в полярных водах. С 2003 г. по программам ледового плавания прошли подготовку более 3700 моряков из более чем 20 стран мира.
</p>
Российские ученые впервые нашли редкий арктический лишайник Аляски на Урале
<div>
Редкий вид лишайника, ранее считавшийся эндемиком Аляски, впервые нашли за ее пределами — в горах Полярного Урала. Обнаружение вида <i>Atrophysma cyanomelanos</i> не только расширяет наши представления о его ареале, но и ставит под вопрос прежние оценки биоразнообразия северных экосистем.<br>
<br>
Лишайник <i>Atrophysma cyanomelanos</i> был описан сравнительно недавно, в 2020 году, американским лихенологом <b>Тоби Спребиллем</b>, на основе образцов, собранных им на Аляске в 2007 году. Он представляет собой единственный вид в своем роде (<i>Atrophysma</i>) и отличается микрофрутикозным (ветвисто-корковидным) слоевищем с цианобактерией Nostoc, а также черными апотециями с синевато-черным налетом. Ранее он был известен лишь по десяти находкам на Аляске, разбросанным на 1200 км между 60° и 68° северной широты. <br>
<br>
Новое местонахождение лишайника, уже на территории России, обнаружил кандидат биологических наук <b>Алексей Мелехин</b>, старший научный сотрудник Полярно-альпийского ботанического сада-института Кольского научного центра РАН. Его статья, посвященная этой находке, опубликована в журнале <i>Turczaninowia</i>. Сам образец собран во время экспедиции 2019 года в долину реки Сидъямбтосе в горах Полярного Урала, где обнаружен случайно — во время изучения других лишайников внимание исследователя привлекло необычное микрофрутикозное строение слоевища и характерный сине-черный пигмент образца. Он оказался морфологически идентичным Atrophysma cyanomelanos. Его слоевище до 7 см в диаметре формирует плотный "ковер" из коралловидных отростков. Апотеции — плодовые тела — темные, с тонкой каймой, иногда с налетом белой пруины. Химические тесты не выявили вторичных метаболитов, а споры оказались простыми, выстроенными в один ряд, что и отличает этот род от близких (<i>Placynthium, Leciophysmaи Polychidium</i>). <br>
<br>
Находка на Полярном Урале оказалась на восемь километров севернее самой северной известной точки ареала этого лишайника в Северной Америке. Это открытие дает основания полагать, что арктические лишайники, могут иметь значительно более широкое распространение, чем предполагалось ранее. <br>
<br>
Но как этот маленький организм оказался на двух континентах, разделенных тысячами километров? Одна из теорий — естественное распространение. Лишайники размножаются спорами или кусочками таллома, которые могут переноситься ветром, водой или даже животными. Учитывая воздушные течения и историческую связь между Северной Америкой и Евразией через Берингов пролив, возможно, Atrophysma cyanomelanos постепенно "перепрыгнул" с одного континента на другой за тысячи лет. Другое предположение — его ареал гораздо шире, чем мы думали, и он просто оставался незамеченным в других местах из-за недостатка исследований в таких труднодоступных регионах, как Арктика или горные хребты Евразии. <br>
<br>
Подобные находки подчеркивают, насколько мало мы знаем о биоразнообразии отдаленных уголков планеты, о звеньях экосистем, что ранее оставались вне поля зрения науки. Полярный Урал, как и многие арктические регионы, остается terra incognita для науки. Кроме того, находка Atrophysma cyanomelanos подсказывает нам, что в этих горах могут скрываться и другие редкие виды, которые ждут своего исследователя.<br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://naked-science.ru/article/column/arkticheskij-lishajnik-al"><span style="color: #00aeef;">Naked Science</span></a>
</div>
<p>
</p>