Ученые работают над созданием арктического дизельного топлива из попутных нефтяных газов
<div>
Сотрудники НИИ нанотехнологий и новых материалов Южно-Российского государственного политехнического университета им. М.И. Платова рассказали <a target="_blank" href="https://poisknews.ru/nanotehnologii/s-nashego-yuga-nashej-zhe-arktike-ne-zhgite-zrya-bogatstva-iz-nih-realno-izgotovit-czennuyu-produkcziyu/"><span style="color: #00aeef;">газете "Поиск"</span></a> о технологиях для Арктики, которые НИИ уже сейчас готов предложить бизнесу.<br>
<br>
Младший научный сотрудник <b>Иван Зубков</b> продемонстрировал "Поиску" образцы искусственного бензина и арктического дизельного топлива, которое замечательно тем, что не замерзает при очень низких температурах, имеет основу без примесей серы, азота и другой, как он выразился, "ароматики": <i>"Это важно, потому что 80% техники и транспорта в суровых условиях Арктики вынуждены работать на дизельном топливе. А логистика снабжения им очень сложна, завозят по зимникам, оттого топливо очень дорого. Мы же предлагаем производить его из того, что сегодня сжигают. Видели небось факелы, полыхающие над местами нефтедобычи? Их сотни. По разным данным, за год от 25 до 50 миллиардов кубометров попутного газа сжигают в России. Хорошего в этом ничего нет: продукты горения попадают в атмосферу, а при выработке из попутного газа электроэнергии выделяется много СО2 и воды".</i> <br>
<br>
<i>"В общем, не зря есть постановление правительства, накладывающее штрафы за бесхозяйственное отношение к природным ресурсам (сжигание попутных нефтяных газов)"</i>, — прокомментировал директор НИИ нанотехнологий и новых материалов <b>Роман Яковенко</b>. — <i>"Мы предлагаем производственникам сразу несколько технологий их выгодной утилизации: производство арктического дизельного топлива и масел, синтетического бензина с высоким октановым числом (90-92 без добавления присадок), синтетического церезина"</i>. <br>
<br>
</div>
Как отмечают сотрудники НИИ, бизнес реагирует на новинки с интересом, но и с осторожностью.<br>
<br>
<i>"Они предпочли бы увидеть действующую опытно-производственную установку, чтобы сразу просчитать все плюсы и минусы расходов и доходов. А мы пока на стадии лабораторной и пилотной апробации технологии, да к тому же <b>предлагаем то, что никто не делал</b>",</i> - рассказал Роман Яковенко. - <i>"Уникальность в том, что, получив из попутного газа методoм GTL (gas to liquids) безо всяких присадок синтетическую нефть, мы далее из нее вырабатываем арктическое дизельное топливо, масла или бензин. Процессы разнятся катализаторами, которые тоже мы разработали и изготавливаем. Производственники размышляют, потому что понимают: впереди еще масштабирование, импортозамещение всех необходимых узлов. Требуется-то установка мощностью 100 тысяч тонн в год. Но, с другой стороны, такого другие не делают. Например, искусственный бензин и дизельное топливо. Поставь возле места добычи нефти небольшой модульный завод и производи. </i><i>Затраты? Так ведь сейчас это углеводородное сырье жгут и за это штрафы платят"</i><i>.</i> <br>
<br>
Ученые предполагают довести разработки до уровня, пригодного для коммерциализации, в течение следующих двух лет в рамках программы академического лидерства "Приоритет-2030". Другим важным шагом станет подписание генерального соглашения с бизнес-партнером по <i>церезину</i>, в котором нуждается отечественная промышленность: церезин используется как компонент пластичных смазок, изоляционный материал в радио- и электротехнике, пропитка для упаковочных материалов и т. д. В настоящее время Россия не производит собственный церезин, а закупает его. <br>
<br>
<i>"Предложенный нами катализатор кобальт-алюмосиликагелевый повышает производительность в сравнении с ранее использовавшимся в 10-15 раз. Продукт получается экологически чистым. Цена в разы ниже, чем предлагают на рынке другие страны",</i> - рассказал Роман Яковенко. <br>
<br>
На территории НИИ уже построен пилотный однотрубный комплекс для получения церезина, мощностью 1000 кг церезина в год. По словам разработчиков, он обладает высокой температурой плавления, чист от примесей. НИИ уже продал 10 подобных установок вузам Тюмени, Москвы, Перми и Уфы, и планирует масштабировать конструкцию, увеличивая число трубок в 1000 раз. <br>
<br>
<i>"Мы передаем технологию заказчику, сопровождаем работы при проектировании, изготовлении оборудования, совместно запускаем его. Заодно вуз готовит кадры. Помимо церезина, кстати, мы можем изготавливать изопарафиновые масла высочайшего качества, а их рынок в стране намного больше — около 250-300 тысяч тонн в год. Уверен, что полученные нами результаты по проекту "Приоритет-2030" будут востребованы крупнейшими компаниями России: "Газпром нефть", "Лукойл", "Танеко" и другими",</i> - заключил Роман Яковенко. <br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://poisknews.ru/nanotehnologii/s-nashego-yuga-nashej-zhe-arktike-ne-zhgite-zrya-bogatstva-iz-nih-realno-izgotovit-czennuyu-produkcziyu/"><span style="color: #00aeef;">газета "Поиск"</span></a><br>
<p>
</p>
В Красноярске разработали водородный двигатель для Арктики
<div>
На сильном морозе аккумуляторные батареи быстро разряжаются, а завозить дизельное топливо на Крайний Север проблематично и вредно для экологии. Компания "Русский водород" совместно с учёными Института нефти и газа СФУ выбрала водородное топливо для решения этой проблемы.<br>
<br>
Разработка началась с того, что генеральный директор компании "Русский водород" Владимир Седов решил установить водородный двигатель, разработанный специалистами компании, на электромобиль Tesla. Водородный бак емкостью 3 кг подавал водород в топливный элемент, где при взаимодействии с атмосферным кислородом образуется электроэнергия. Это позволило увеличить запас хода электромобиля с 400 км до 1 тыс. км. Эксперимент оказался удачным.
</div>
<br>
<i>"После чего было принято решение доработать его до условий Арктики. Для Крайнего Севера мы изменили конструкцию двигателя, изменили состав катализаторов и изменили охлаждение и подогрев топливного элемента, потому что для Арктики нужно было поменять эти технологии"</i>, - рассказал <b>Владимир Седов</b>, добавив, что для работы в условиях Крайнего Севера металл водородного двигателя (топливного элемента) обрабатывается специальным составом. <br>
<br>
По его словам, разработка велась в рамках межотраслевого научно-производственного центра инновационных технологий Sidera, созданного институтом и компанией для работы в сфере водородных технологий. <br>
<br>
Преимущество водородного двигателя для Арктики, считают разработчики, в том, что он не требует завоза дизельного топлива, а водород может выделяться из попутного газа, который выделяется при добыче нефти. Также такой вид топлива более экологичен и может применяться для собственной генерации.<br>
<br>
Сейчас прорабатывается вопрос создания топливных элементов для беспилотных летательных аппаратов, используемых для геологоразведки в арктических условиях. Как отмечают разработчики, в условиях сильных морозов аккумуляторные батареи БПЛА просто не выдерживают долгой работы. <br>
<br>
Как рассказал ТАСС директор Института нефти и газа <b>Роман Аюпов</b>, в рамках проекта Sidera сделаны и уникальные разработки для нефтедобывающей промышленности. Была создана специальная электромеханическая система "Байкал". <i>"Данное устройство может применяться в Арктике, где нужна нулевая нагрузка на экологию. Это оборудование "Байкал" полностью состоит из отечественных компонентов, это наша собственная разработка. Аналогов такого оборудования нет ни в России, ни в мире. Данная установка используется для воздействия на скважины и нефтяные пласты"</i>, - сообщил Аюпов. <br>
<br>
Оборудование представляет из себя трубу в несколько метров, состоящую из трех элементов - двигателя, специального мультипликатора и различных насадок. По словам директора института, насадки могут применяться для самых разных работ в скважинах. Так, с помощью насадки в виде теплового носителя устраняются отложения на стенках скважин, что позволяет избегать аварий и непредвиденных остановов. С помощью ультразвукового устройства, которое может использоваться также в качестве специальной насадки, идет воздействие на нефтепласт и увеличивается дебет скважины. <i>"Также мы можем подключать СВЧ-излучатель, что очень актуально для месторождений с высоковязкой нефтью, таких как в Татарстане"</i>, - рассказал директор института. <br>
<br>
Сейчас все эти операции проводятся громоздким оборудованием, которое может разрушать стенки скважин, а также требует множества операций, каждая из которых может стоить несколько десятков миллионов рублей. По словам Аюпова, оборудование уже прошло тестирование на скважинах, сейчас рассматривается вариант его производства на площадях института. <br>
<br>
Также в лабораториях института разрабатываются буровые растворы на основе растительных материалов, что делает их экологически чистыми. По словам Аюпова, таких разработок в стране очень мало. По его словам, практически каждое месторождение имеет свой уникальный состав, сравнимый с ДНК человека, и для разработки буровых растворов для них специалисты института подходят индивидуально, применяя математическое моделирование и компьютерные технологии.<br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://nauka.tass.ru/nauka/19296137"><span style="color: #00aeef;">ТАСС</span></a><br>
<p>
</p>
В Архангельске стартовали Лавёровские чтения
<p>
</p>
<div>
В Северном (Арктическом) федеральном университете началась всероссийская конференция с международным участием <i>"II Лавёровские чтения — Арктика: актуальные проблемы и вызовы"</i>. В ней принимают очное участие учёные со всей России и ближнего зарубежья. Рассматриваются результаты новейших научных исследований в области климатологии, геофизики, геохимии, полярных экосистем, биоресурсов, сельского хозяйства, культуры, здоровья человека. <br>
<br>
Утром 14 ноября начала работу пленарная сессия, где были представлены первые три доклада, также стартовали обсуждения в тематических секциях. Пленарное заседание началось с дистанционного выступления директора Санкт-Петербургского Института океанологии РАН про гидрофизические и биохимические исследования Санкт-Петербургских академических океанологов в Арктике <b>Анатолий Родионов</b>. <br>
<br>
<i>"В последние годы мы активно работаем в Арктике, в экспедиции 2023 года были проведены исследования гидрологической структуры и динамики метамасштабного антициклонического вихря, наблюдавшихся в осадочных формах льда вблизи ледовой кромки. Это интересное явление. В нашем филиале создан экспериментальный комплекс, состоящий из трёх бассейнов, его особенность в том, что мы можем создавать температурную верификацию с несколькими слоями, это уникальный бассейн, в котором можно решать многие задачи, в том числе и для Арктики"</i>, — рассказал Анатолий Александрович. <br>
<br>
Прикладное значение гидрофизических и гидрохимических исследований для Арктики — возможность безопасного освоения углеводородов. <br>
<br>
<i>"Очень много факторов, которые нужно учитывать, когда будет происходить добыча углеводородов на арктическом шельфе: климат, ледовая обстановка. В Архангельске в Северном (Арктическом) федеральном университете есть кафедры, которые занимаются направлениями исследований, связанными с гидрогеоофизикой и гидробиохимией. Но те коллеги, которые приезжают у них есть целый флот, у них более масштабные исследования по тем направлениям, которые не охвачены Архангельской областью, эти коллеги приезжают и делятся своими результатами, и это важно тем, что можно найти точки соприкосновения. Практически каждый докладчик призывает к этому, давайте коллеги объединяться и проводить работы вместе"</i>, — пояснила заместитель директора по науке Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лавёрова УрО РАН <b>Галина Антоновская</b>. <br>
<br>
Второй доклад касался вопросов продовольственной безопасности, которые нужно решать и в Арктической зоне. Заведующий лабораторией коневодства, звероводства и мелкого животноводства РУП "Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по животноводству" <b>Юрий Герман</b> рассказал, как с помощью совершенствования отраслей животноводства обеспечивается основа продовольственной безопасности Беларуси. Не случайно регулярными гостями конференции являются производители шерсти овцебыков из Санкт-Петербурга, молока из Архангельска и другие поставщики сельскохозяйственной продукции. <br>
<br>
Директор Экспертного института НИУ "Высшая школа экономики" <b>Илья Воскобойников</b> рассказал об источниках роста производительности российской экономики и роль нефтегазового комплекса в системе показателей Russia Klems.<br>
<br>
Зал на пленарном заседании был переполнен. Послушать самые актуальные и интересные доклады пришли представители предприятий, организаций, бизнеса, университетов в том числе из Киргизской республики и республики Беларусь, учёные РАН, члены-корреспонденты, и, конечно, преподаватели и студенты САФУ. <br>
<br>
<i>"Очень ценна конференция тем, что студенты, которые к нам заявились на Лавровскую конференцию, могут выступить перед ведущими учёными РАН, для них это испытание, когда они могут представить результаты для такой уважаемой публики, послушать их рекомендации, замечания от именитых учёных, я считаю, это очень хорошая и большая обкатка для наших молодых учёных"</i>, — сообщила Галина Николаевна Антоновская. <br>
<br>
Конференция будет идти пять дней. Доклады будут читаться в восьми секциях. Также завтра будет продолжено пленарное заседание. <br>
<br>
Лавёровские чтения являются одним из ключевых мероприятий на Европейском Севере России, приуроченных к 300-летию Российской академии наук, и посвящены памяти нашего земляка, уроженца Архангельской области, выдающегося отечественного учёного, вице-президента РАН, академика Николая Лавёрова. <br>
<br>
Организаторы мероприятия: Минобрнауки России, Российская академия наук, Уральское отделение РАН, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лавёрова УрО РАН, Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Правительство Архангельской области, Межрегиональный общественный Ломоносовский фонд.<br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://narfu.ru/life/news/university/384859/"><span style="color: #00aeef;">Пресс-служба САФУ им. М.В. Ломоносова</span></a><br>
</div>
<p>
</p>