НОВОСТИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В АРКТИКЕ

Конкурсный набор магистрантов в ААНИИ на 2023-2025 год

16.08.2023

<p> </p> <div> Государственный научный центр Российской Федерации "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт" (ГНЦ РФ ААНИИ) приглашает талантливых студентов 1 курса магистратуры [на 1 сентября 2023 г.] присоединиться к команде института. <br> <br> Конкурсный набор на 2023-2025 год проводится по следующим темам: <br> <ol> <li>Связь зимних потеплений в Арктике и похолоданий в России. </li> <li>Исследование характеристик Глобальной электрической цепи по данным наблюдений на станции Восток. </li> <li>Моделирование процесса торошения на стенде. </li> <li>Разработка методов краткосрочного прогноза состояния магнитосферы по оперативным данным о магнитной активности в полярных шапках.</li> </ol> <br> Крайний срок подачи заявок – 31 августа 2023 г. <br> <br> С подробной информацией о конкурсе можно ознакомиться <a target="_blank" href="https://www.aari.ru/education/podgotovka-nauchnogo-sostava"><span style="color: #00aeef;">на сайте ААНИИ</span></a>.   <br> Заполненные документы присылаются на электронную почту <a href="mailto:opk@aari.ru"><span style="color: #00aeef;">opk@aari.ru</span></a><br> <br> </div> <p> <a href="mailto:opk@aari.ru"></a> </p>

У берегов полуострова Таймыр впервые были обнаружены ископаемые остатки сайги

16.08.2023

<p> </p> <div> Ученые Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) совместно с коллегами из Всероссийского научно-исследовательского геологического института впервые обнаружили на полуострове Хара-Тумус в Хатангском заливе ископаемые остатки сайги, датируемые эпохой максимального похолодания около 20 тыс. лет назад. Об этом сообщила журналистам пресс-служба ААНИИ. <br> <br> <i>"Впервые у берегов полуострова Таймыр были обнаружены ископаемые остатки сайги (сайгака), жившей в этих местах около 20 тысяч лет назад в эпоху последнего ледникового максимума"</i>, - говорится в сообщении. <br> <br> В пресс-службе отметили, что эта находка ставит перед научным сообществом новую загадку: каким образом самая быстрая антилопа, обитающая сегодня в степях и полупустынях, 20 тысяч лет назад сумела выжить в суровых условиях тундростепей. Причем сайги не просто выжили, но и мигрировали в результате потепления климата в южные регионы Евразии, в то время как мамонты и многие другие представители "ледниковой" фауны просто вымерли. <br> <br> Сайга является представителем мамонтовой фауны. В эпоху верхнего плейстоцена эти животные обитали на севере Евразии одновременно с мамонтами и овцебыками. В 1920-х годах сайга была почти полностью истреблена, однако благодаря мерам охраны и высокой плодовитости вида популяцию удалось восстановить. На сегодняшний день она насчитывает почти 2 млн особей. <br> <br> <i>Арктический и антарктический научно-исследовательский институт - ведущий мировой научный центр по исследованию полярных областей Земли. Институт проводит весь цикл работ в высоких широтах в интересах Российской Федерации и коммерческих компаний. Научные подразделения института занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями климата, процессов в атмосфере, ближнем космосе, морской среде и ледяном покрове. ААНИИ является государственным оператором для организации и осуществления деятельности в Арктике и Антарктике.</i> </div> <p> Источник: <a target="_blank" href="https://nauka.tass.ru/nauka/18513099"><span style="color: #00aeef;">ТАСС</span></a> </p>

На этой неделе завершится уникальная операция двух научных судов в Арктике

16.08.2023

<div> На этой неделе завершится уникальная операция во льдах Арктики. Уже пять дней рядом друг с другом идут два судна: научно-экспедиционное - "Академик Трешников" и ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс". Она вмерзлась в льдину в начале октября прошлого года и является частью дрейфующей полярной станции "Северный полюс - 41".<br> <br> <b>Перегрузка во льдах<br> </b> <br> "Академик Трешников" благополучно доставил к станции продукты, новое научное оборудование и сменный состав полярников, преодолев путь от Петербурга с заходом в Мурманск до станции "Северный полюс-41". Смог вплотную подойти к платформе "Северный полюс" и пришвартоваться к ней. Теперь в зависимости от погодных условий суда либо стоят борт о борт, либо находятся на небольшом расстоянии друг от друга. <br> <br> Это позволит быстро и безопасно переместить грузы с борта на борт. Соответственно, при швартовке и люди смогут без проблем перейти с корабля на корабль. Если суда находятся на расстоянии, используется вертолет. Об этом сообщила пресс-служба Арктического и антарктического НИИ. <br> <br> Напомним: "СП-41" - станция нового формата. Исследователи Арктики приплыли на край Земли на новом судне - "Северный полюс", которое сейчас и дрейфует вместе с льдиной. Полярники живут на нем, а работают как на борту ("Северный полюс" имеет отличное научное оборудование), так и на льдине. <br> <br> Совместное плавание двух научных судов ориентировочно продлится десять суток. За это время должны быть проведены совместные исследования и установлено дополнительное оборудование непосредственно на льдине. Как только все запланированные работы будут сделаны, "Академик Трешников" вернется в Мурманск. А "СП-41" продолжит дрейф. <br> <br> <b>Обстановка сложная</b> <br> Директор Арктического и антарктического НИИ <b>Александр Макаров</b> отметил, что сейчас ледовая обстановка на месте дрейфа сложная. И на Северном Ледовитом океане - тоже лето. На льдине видны сквозные проталины. <br> <br> <i>"Обстановка</i>, - отметил он, - <i>не позволяет безопасно проводить исследования на льду, поэтому оборудование поднято на судно, и научные работы производятся с борта "Северного полюса". При этом данные спутникового мониторинга показывают, что неподалеку от станции расположено несколько обширных ледовых полей. В случае если вертолетная авиаразведка это подтвердит, и наши специалисты выберут более устойчивую льдину, мы проведем операцию по перешвартовке судна к новому полю. Это позволит заметно увеличить срок дрейфа и собрать дополнительные материалы о меняющемся климате арктического региона</i>". <br> <br> <b>Новая взлетная полоса</b> <br> Нынешняя ротация - уже вторая. Первая проходила весной. Людей вывозили и доставляли с помощью сложнейшей логистической операции - на самолетах и вертолетах. Была задействована новая снежная взлетно-посадочная полоса на научно-исследовательской станции "Ледовая база "Мыс Баранова" (Северная Земля). <br> <br> О том, как она строилась "РГ" рассказал начальник станции <b>Леонид Старцев</b>. <br> <br> <b><i>Леонид, зачем нужна была взлетно-посадочная полоса? Вертолеты же летали.</i></b> <br> <i>Да, сообщение со станцией осуществляется вертолетами из Хатанги с апреля по ноябрь. За это время они совершают 3-4 рейса. Привозим-увозим научный персонал и доставляем на станцию легкие грузы. Но грузоподъемность вертолетов не слишком большая, оперативно обеспечить все потребности даже одной нашей станции сложно. Так что создание взлетно-посадочной полосы (ВВП) продиктовано необходимостью обеспечивать высокоширотные экспедиции, прежде всего, "Северный полюс-41". Из-за удаленности от берегов, вертолетом добраться до нее, доставить груз и провести ротацию состава сложно и дорого. Необходимы топливные подбазы на льду, посадка и дозаправка в пути. Проще и безопаснее использовать транспорт с большей грузоподъемностью и дальностью действия. Для этого как нельзя лучше подходит самолет.</i> <br> <br> <b><i>Но, наверное, не только ради полярников строили полосу?</i></b> <br> <i>Конечно. Взлетно-посадочную полосу можно использовать для полетов оперативных служб, таких как МЧС, для обеспечения безопасности и проведения спасательных операций на Севморпути. И, возможно, для доставки туристов на Северный полюс, например, на базу Барнео.</i> <br> <br> <b><i>Насколько тяжело содержать такую полосу?</i></b> <br> <i>Взлетно-посадочная полоса на Мысе Баранова не ледяная, как это чаще всего бывает в высоких широтах. Это уплотненный снег на грунте. Даже в наше короткое арктическое лето снег на полосе успевает полностью растаять, и всю работу нужно начинать сначала. Именно это отличает нашу площадку от многих других полярных аэродромов. Ее сооружают путем утрамбовки - укатки специальными катками и гладилками разного веса. Их нужно прикрепить к тяжелым колесным тракторам или тягачам. Чем выше плотность и твердость покрытия, тем лучше сядет самолет. </i><br> <i> Ежедневные полеты продолжались вплоть до 23 апреля. Принимали по два рейса в день. Была проведена ротация части персонала с "Северного полюса-41". И да! Наш пес Буран, которого осенью отправили в командировку на дрейфующую станцию, вернулся домой на станцию самолетом. Теперь он не только защищает нас от медведей, но и вместе с нами готовит полосу к посадке новых рейсов.<br> </i><br> Источник: <a target="_blank" href="https://rg.ru/2023/08/15/reg-szfo/na-etoj-nedele-zavershitsia-unikalnaia-operaciia-dvuh-nauchnyh-sudov-v-arktike.html"><span style="color: #00aeef;">Российская газета</span></a><i><br> </i> </div> <p> </p>

"Хранители Севера": первая в России премия, посвященная развитию Арктики

15.08.2023

<div> Цель проведения премии — поддержать и поощрить людей, которые работают над социально значимыми арктическими проектами. Это путешественники и журналисты, блогеры и экологи, предприниматели и исследователи.<br> <br> Конкурс проектов 2023 года проходит в 7 номинациях:<br> <ul> <li>Путешествие и экспедиция;</li> <li>Сохранение культурного наследия; </li> <li>Лучший экологический проект;</li> <li>Защита окружающей среды и биологических ресурсов; </li> <li>Лучшее освещение в СМИ; </li> <li>Лучшее освещение в СМИ; </li> <li>Фоторабота;</li> <li>Человек в Арктике.</li> </ul> Для участия в конкурсе заполните регистрационную <a href="https://savenorth.ru/nominations#popup:request" target="_blank"><span style="color: #00aeef;">форму</span></a>. Заявки принимаются до 19 августа.<br> <br> Определять финалистов и победителей будут ведущие учёные и общественные деятели России и зарубежья — эксперты в своих номинациях. <br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://savenorth.ru/"><span style="color: #00aeef;">savenorth.ru</span></a><br> </div> <a href="https://savenorth.ru/nominations"></a><br>

Представлен концепт-проект робототехнического комплекса для круглогодичной сейсморазведки в Арктике

15.08.2023

<p> </p> <div> АО "Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" (ЦКБ МТ "Рубин", входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) представило на выставке "Армия-2023" концепт-проект группы автономных необитаемых подводных аппаратов (АНП) для морских геофизических исследований. Создание концепт-проекта находится на этапе научно-исследовательской работы, сообщает пресс-служба "Рубина". <br> <br> Комплекс должен обеспечивать сейсморазведку в любое время года и при любом состоянии моря, включая тяжелые ледовые условия. <br> <br> В составе комплекса проектируется группа малых аппаратов-приемников и большой аппарат-излучатель сейсмических сигналов. Группа АНПА-приемников (от 200 малых подводных дронов) доставляется в модуле-базе на судне обеспечения. По прибытию в намеченную точку модуль-база погружается в воду, аппараты-приемники покидают модуль и действуют по заложенной программе. Позиционирование обеспечивают донные маяки и отдельные малые АНПА в составе группы, наделенные функцией лидера. Управление всей группой АНПА ведется с судна обеспечения. <br> <br> Комплекс позволит расширить спектр геофизических исследований и создать новые технологии морских сейсморазведочных работ. Приемные сейсмические решетки различного формата и на разных глубинах увеличивают диапазон регистрируемых сигналов. <br> <br> Большой робот-излучатель создает акустический импульс, проникающий в донную поверхность. Импульс проходит сквозь структуру земной коры, реакция фиксируется регистраторами АНПА-приемников. Таким образом определяются местонахождение углеводородов и структура их залегания. Двести малых роботов обеспечат покрытие площади до 60 кв. км, с учетом автономности аппаратов до 12 часов. Если заказчику требуется провести масштабную разведку, то система управления комплекса позволяет увеличить группу АНПА-приемников до тысячи. <br> Аппараты проводят как региональную сейсморазведку (то есть анализ общих особенностей участка), так и детальную 3D-сейсморазведку, что позволяет выбрать оптимальные точки для бурения скважин. Разработка сможет обеспечить круглогодичную сейсморазведку в Арктике, где ледовый период составляет 9-10 месяцев. <br> <br> Комплекс также ориентирован на безопасность добычи углеводородов: в режиме энергосбережения АНПА могут несколько месяцев находиться на дне вблизи устья разрабатываемой скважины и мониторить ее состояние. Он может применяться и для других задач: сбор информации о водной среде, картографирование, осмотр подводной инфраструктуры, акустическое профилирование. АНПА регистрируют сейсмические колебания, позволяя определять текущее и прогнозное состояние морских буровых платформ. <br> <br> Основные технические характеристики комплекса: количество АНПА-приемников в комплексе — от 200 до 1000 аппаратов; количество АНПА-излучателей — от 1 аппарата; рабочая глубина АНПА — до 200 м; глубина погружения модулей запуска/приема АНПА — до 50-70 м; параметры АНПА-излучателя — длина около 10 м, диаметр 1,2 м; параметры АНПА-приемника — длина около 1,8 м, диаметр 15 см; скорость хода АНПА — до 3 узлов. <br> <br> <i>АО "Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" — крупнейшее в России многопрофильное конструкторское бюро морской техники, является головной организацией АО "Объединенная судостроительная корпорация" по проектированию технических средств освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе. Основные направления деятельности: проектирование подводных лодок всех классов; проектирование морских сооружений различного назначения; создание учебно-тренировочных средств и комплексов различного назначения; авторский надзор, обеспечение ремонта и модернизации разработанных ЦКБ МТ "Рубин" объектов; проектирование, изготовление, испытания и поставка опытных и серийных образцов судового комплектующего оборудования и устройств. </i><i>В 2022 году в Кронштадте начал работу центр морской робототехники ЦКБ МТ "Рубин".<br> </i><br> Источник: <a target="_blank" href="https://portnews.ru/news/351867/"><span style="color: #00aeef;">PortNews</span></a><i><br> </i> </div> <p> </p>

НОЦ “Российская Арктика” получит грант на совершенствование научно-исследовательской деятельности

15.08.2023

<div> На поддержку научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ) в 2023 году будет направлено более 1,8 млрд рублей. Перечень получателей грантов, среди которых и НОЦ “Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования”, своим распоряжением утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.<br> <br> Список грантополучателей был определён советом, который возглавляет вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Гранты предоставляются по результатам деятельности этих центров в 2022 году. <br> <br> Напомним, НОЦ “Российская Арктика” объединяет образовательные и научные организации, а также крупные и средние предприятия реального сектора экономики трех регионов - Архангельской и Мурманской областей, а также Ненецкого автономного округа. В тесной кооперации участники НОЦ занимаются перспективными исследованиями и разработками, необходимыми для технологического развития страны, запуска новых производств и внедрения передовых решений на предприятиях российской Арктики. Ученые трудятся в разных сферах: от судостроения до медицины.  <br> <br> Средства выделенного гранта планируется направить на реализацию актуальных проектов НОЦ, закупку научного оборудования и выполнение научно-исследовательских работ.<br> <br> Источники: <a target="_blank" href="https://secarctic.ru/news/394/">НОЦ "Российская Арктика"</a><br> </div> <p> </p>

Ученые систематизировали данные по содержанию углерода в городских почвах Российской Арктики

15.08.2023

<div> </div> <div> Группа ученых, в которую вошли специалисты Санкт‑Петербургского университета, изучила и систематизировала имеющиеся научные данные по содержанию углерода органических веществ в почвах и почвоподобных телах урбанизированных экосистем Российской Арктики. Этот массив данных позволит прогнозировать сценарии изменения климата и выбросов парниковых газов. Результаты масштабного обзора были опубликованы в специальном выпуске научного журнала <a target="_blank" href="https://www.mdpi.com/2073-4433/14/6/997">Atmosphere</a>.<br> <br> Урбанизированные экосистемы — города, поселки и освоенные людьми участки — Арктики на данный момент малоизучены с точки зрения их участия в регулировании круговорота климатически активных газов. Для исследователей в области урбанизации и экологии особый интерес представляют городские почвы, а именно — их роль в хранении и стабилизации углерода органических веществ. Так, сегодня циклы углерода в антропогенно измененных экосистемах существенно нарушены, поэтому существующие модели прогноза динамики эмиссии СО2 природных экосистем не могут быть в полной мере использованы для анализа антропогенной динамики климатически активных газов.<br> <br> В рамках масштабного обзора ученые Санкт-Петербургского университета проанализировали научные публикации, посвященные теме углеродной нейтральности урбанизированных полярных экосистем. Из‑за специфики тематики подобных работ в мире не так много, поэтому в обзор также были включены данные собственных исследований, которые были получены в рамках научных грантов <a target="_blank" href="https://grant.rscf.ru/prjcard_int?17-16-01030"><span style="color: #00aeef;">РНФ</span></a>, <a target="_blank" href="https://www.rfbr.ru/rffi/ru/rffi_contest_results/o_2098921"><span style="color: #00aeef;">РФФИ</span></a> и СПбГУ. <br> <br> Например, в 2021 году биологам Университета удалось <a target="_blank" href="https://spbu.ru/news-events/novosti/biologi-vyyasnili-s-kakimi-riskami-dlya-ekologii-svyazano-razvitie-selskogo"><span style="color: #00aeef;">выяснить</span></a>, с какими рисками для экологии связано развитие сельского хозяйства в Арктике. Так, преобразование природных земель в сельскохозяйственные угодья чревато потерей огромных количеств углерода, хранящегося в составе почвенно‑растительного покрова, что может привести к негативному воздействию на окружающую среду. Поэтому, как отмечают специалисты СПбГУ, развивать сельское хозяйство Севера необходимо при минимизации рисков для глобального климата, экологических систем и сообществ. <br> <br> <i>"Содержание и запасы органических веществ в почвах урбанизированных экосистем Российской Арктики изучены, пожалуй, даже меньше, чем в почвах фоновых (зрелых) тундровых и лесотундровых экосистем. При этом содержание углерода в городских почвах весьма изменчиво и зависит в основном от антропогенных факторов, таких как накопление промышленного углерода и пирогенных соединений, а также от их возраста и типа почвообразующих пород"</i>, — объяснил автор исследования, заведующий кафедрой прикладной экологии СПбГУ профессор <b>Евгений Абакумов</b>. <br> <br> Как отметит профессор СПбГУ, городские почвы в Арктике отличаются по морфологии и составу от фоновых. Часто в городских почвах исчезает лесная подстилка и появляется гумусовый горизонт, характеризующийся более стабилизированным органическим веществом. При наличии в почве торфяного слоя он становится более дренированным и подвергается минерализации, что приводит к дополнительной эмиссии, то есть выбросу, углекислого газа в атмосферу. Таким образом, на начальных стадиях урбанизации той или иной территории могут произойти существенная потеря органического вещества и эмиссия углекислого газа их торфяных почв. <br> <br> Евгений Абакумов добавил, что изучение углеродного пула и морфологических особенностей городских почв Российской Арктики позволит прогнозировать сценарии изменения климата и выбросов парниковых газов, а также рассчитывать секвестрационный потенциал арктических территорий по отношению к климатически активным газам. В настоящее время в России осуществляется программа создания карбоновых полигонов, которые нацелены на верифицированный учет скоростей депонирования и эмиссии углеродсодержащих веществ. Такие полигоны должны иметь не только мониторинговые площадки в природных экосистемах, но и участки в урбанизированных ландшафтах. <br> <br> По словам профессора СПбГУ, исследования урбанизированных экологических систем Российской Арктики необходимо продолжать, так как круговорот углерода в данном регионе сильно нарушен. Он отдельно подчеркнул, что в настоящее время в Арктике усиливаются процессы урбанизации и индустриализации, что может привести к радикальной трансформации углеродных экосистемных услуг. <br> Масштабный обзор был подготовлен в рамках проекта № 101662710 Санкт‑Петербургского государственного университета. <br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://spbu.ru/news-events/novosti/uchenye-spbgu-sistematizirovali-dannye-po-soderzhaniyu-organicheskikh-veschestv"><span style="color: #00aeef;">Санкт-Петербургский государственный университет</span></a><br> <br> </div> <p> </p> <p> </p>

Беспилотник для ледовой разведки испытали в Арктике

15.08.2023

<p> </p> <div> В июле этого года впервые в мире беспилотник, поднявшись с палубы атомного ледокола, выполнил полет по заданной траектории и провел визуальную и радиолокационную съемку арктической акватории. Так комплекс для беспилотной разведки ледовой обстановки прошел второй этап испытаний и сразу на два шага приблизился к серийному производству. <br> <br> Почему на два шага? Беспилотник планировали запустить с берега Обской губы. Однако вылет оказался затруднен, и в дирекции Севморпути "Росатома" решили испытать беспилотник сразу на ледоколе — ​в конце концов там ему и предстоит работать. <br> <br> <i>"Мы, конечно, переживали, потому что есть риски, связанные с электромагнитной совместимостью и радиосигналами возле судна — ​большого металлического объекта"</i>, — ​рассказывает исполнительный директор Научно-технического центра мониторинга окружающей среды и экологии Московского физико-технического института (МФТИ) <b>Александр Родин</b>.<i> "Никто не знал, как повлияет на работу дрона переотражение радиоволн и навигационных сигналов, действующие каналы связи, помехи. На все это накладываются арктические условия — ​холод и ветер. Плюс сложности навигации: спутники в тех широтах находятся под не самым удобным углом, связь с ними неустойчива. Тем не менее все получилось. Мы доказали, что наша концепция правильная"</i>. <br> <br> <b>Без магнитного компаса<br> </b> <br> Впервые комплекс беспилотной разведки ледовой обстановки протестировали в феврале на Рыбинском водохранилище. Конвертоплан, совмещающий свой­ства самолета и вертолета, поднялся на высоту 1 км при ветре 12 м/с, пролетел 70 км и приземлился в заданной точке. Испытания подтвердили, что управление на большом расстоянии хорошее, изображения качественные. <br> <br> После тех испытаний конструкцию усовершенствовали. На двигатель установили обтекатель со шторками и терморегулятором: при понижении температуры шторки закрываются, теплеет или надо охладить двигатель — ​открываются. Отключили магнитный компас, бесполезный из-за особенностей магнитного поля Земли и влияния ледокола. Аккумуляторы, которые используются во время взлета и посадки, поместили в контейнер с подогревом. <br> <br> 20 июня представители МФТИ и дирекции Севморпути прилетели в порт Сабетта, подождали, пока атомоход "Таймыр" завершит проводку, и приплыли к нему на буксире "Обь". Потом два дня ждали, когда в графике "Таймыра" появится окно для испытаний. Пока ледокол проводил следующие два каравана, специалисты института собирали беспилотник и целевую нагрузку — ​оборудование. Неоднократно все проверяли. <br> <br> Наконец "Таймыр" встал в дрейф во льдах южнее Сабетты. С погодой повезло: облачность менялась, но осадков не было, +2 °C, ветер небольшой. Первый полет беспилотник выполнил без целевой нагрузки — ​чтобы убедиться, что все исправно. Потом на дроне закрепили видеокамеру и локатор бортового обзора и отправили в полет на 100 км. <br> <br> <i>"Летели по квадрату, потому что задачи уйти вперед не было, мы просто отрабатывали полет в арктических условиях"</i>, поясняет заместитель исполнительного директора НТЦ мониторинга окружающей среды и экологии МФТИ <b>Дмитрий Обухов</b>. Получили изображение с геопривязкой и с камеры, и с локатора, машина вернулась на вертолетную площадку ледокола. Оба полета заняли около двух часов. <br> <br> Мелкие недочеты, выявленные на испытании, уже устраняются. Теперь надо создать систему автоматической посадки беспилотника. <i>"Сделать так, чтобы оператор загружал определенный капитаном маршрут, а машина в автоматическом режиме взлетала, становилась на него, передавала изображения, возвращалась и садилась. Автоматика надежнее отрегулирует работу аппарата, на который действуют ветер, качка и другие факторы. Человеческий фактор лучше исключить. Впрочем, если возникнет нештатная ситуация, оператор сможет перехватить управление"</i>, — ​говорит Дмитрий Обухов. <br> <br> В целом разработчики довольны результатом и гордятся, что первыми в мире создали беспилотный комплекс для такой сложной задачи, как ледовая разведка в Арктике. <i>"Его уникальность — ​в применении современных численных методов и алгоритмов для синтеза и автофокусировки радиолокационных изображений высокого разрешения на борту легкого БПЛА"</i>, — ​комментирует директор Передовой инженерной школы радиолокации, радионавигации и программной инженерии МФТИ <b>Максим Кудров</b>. <br> <br> Следующий этап испытаний — ​предположительно в сентябре. Комплекс протестируют на ледоколе на ходу. Дмитрий Обухов считает, что оптимально было бы это сделать на ледоколах разных проектов — ​как советских времен, так и недавно введенных в строй судах проекта 22220. Совпадет ли желаемое с действительным, зависит от графика ледоколов. <br> <br> Финальные испытания пройдут в ноябре — ​декабре. Затем, как рассчитывают участники проекта, будет развернуто серийное производство комплекса и поставки на атомные ледоколы. <br> <br> Комплекс оперативной воздушной ледовой разведки — ​один из элементов цифровой экосистемы, которую создает "Росатом" в рамках федерального проекта "Развитие Северного морского пути". Кроме БПЛА в нее вой­дет единая платформа цифровых сервисов и накопленные статистические данные, а также бортовые измерительные комплексы. <br> <br> "Создание цифровой экосистемы позволит повысить безопасность судоходства, а также экономическую эффективность морских грузоперевозок в Арктике", — ​говорит заместитель главы ­дирекции ­Севморпути "Росатома" Максим ­Кулинко. Цифровая экосистема должна быть полностью введена в эксплуатацию в середине 2025 года.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://strana-rosatom.ru/2023/07/23/bespilotnik-dlya-ledovoj-razvedki-isp/"><span style="color: #00aeef;">Страна Росатом</span></a><br> </div> <blockquote> <p> </p> </blockquote> <br>

Ученые плавучего университета собрали пробы почв и воды из труднодоступных мест российской Арктики

14.08.2023

<p> </p> <div> Экспедиция "Арктического плавучего университета — 2023" вернулась в Архангельск, завершив обширную программу исследований на Земле Франца-Иосифа, Новой Земле, побережьях Карского и Баренцева морей. Ученым удалось получить пробы почв и воды из труднодоступных мест российской Арктики для исследования стоков великих сибирских рек и уточнения направлений течений в Северном Ледовитом океане. <br> <br> В экспедиции "Арктического плавучего университета — 2023" были отобраны пробы в Енисейском заливе, на Ямале и на Земле Франца-Иосифа. Сравнение органического вещества из почв с тем, что содержится в водах Оби и Енисея и морей Российской Арктики может дать уникальные научные результаты, уверен <b>Владимир Холодов</b>, участник экспедиции, заведующий отделом биологии и биохимии почв Почвенного института имени В. В. Докучаева. <br> <br> <i>"Интересна геохимическая связь между почвами и водами. Наши великие реки вливаются в шельфовые арктические моря и Северный Ледовитый океан. Уточнение направлений течений, пресноводных стоков, их сезонных и многолетних особенностей актуально для понимания множества процессов, происходящих на нашей планете. Ведь Арктика — кухня погоды"</i>, — пояснил Владимир Холодов. <br> <br> Вернувшись в Москву ученые займутся анализом проб, чтобы попытаться поймать "сигнал" органического вещества с островов Земли Франца-Иосифа и "сигналы" великих сибирских рек в Северном Ледовитом океане. <br> <br> Другое направление исследований ученых "Арктического университета" связано с описанием почв Арктики и, в первую очередь, архипелага Земля Франца-Иосифа, самого северного в России. Эта земля остается труднодоступной, и поэтому результаты, полученные в ходе экспедиции "Арктического плавучего университета", представляют большую ценность для научного сообщества. <br> <br> <i>"На острове Вильчека в архипелаге Земля Франца-Иосифа удалось описать, возможно, новую почвенную комбинацию. В арктической тундре почвы прерывистые, они создают не сплошной покров. Сейчас изучаются закономерности этих сочетаний: как почвы взаимодействуют друг с другом в пространстве"</i>, — рассказал Владимир Холодов. <br> <br> Всего во время рейса на научно-экспедиционном судне "Михаил Сомов" было проведено 11 высадок, на берег участников доставлял вертолет. Исследователи побывали на островах Хейса, Вильчека, Земля Вильчека, Комсомольских островах. <br> "Арктический плавучий университет" — комплексная научно-образовательная экспедиция. В 2023 года состоялось два рейса. В первом — к Новой Земле, островам Колгуев и Вайгач — участвовали 55 ученых и студентов. Среди 17 участников второго рейса к Земле Франца-Иосифа — микробиологи, геологи, геоморфологи, ботаники, химики, специалисты по морским льдам и морским млекопитающим из университетов и научных организаций Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Сыктывкара. <br> <br> Плавучий университет — уникальная российская образовательная технология, реализующая принцип "Обучение через исследования". Для "Арктического плавучего университета" это уже 11-й сезон. Проект появился в 2012 году и с тех пор успешно развивается. Организуют экспедиции Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова и Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при поддержке Министерства науки и высшего образования России, Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, Правительства Архангельской области, Русского географического общества, Национального парка "Русская Арктика", Банка ВТБ, ПАО "Новатэк", и ПАО ГМК "Норильский Никель". Экспедиции проходят в рамках национального проекта «Наука и университеты», реализуемого Минобрнауки России.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka/71774/"><span style="color: #00aeef;">Минобрнауки России</span></a><br> </div> <p> </p>

Цифровые решения молодых ученых для медицины и других сфер в Арктике получили 3 млн рублей

14.08.2023

<p> </p> <div> Девять команд финалистов первого Арктического технологического конкурса по направлению цифровых продуктов "Арктек Дата" получили 3 млн рублей за свои технологические разработки по развитию и совершенствованию туризма, городского управления и экологического менеджмента в Арктике. <br> <br> <i>"Сегодня у нас финал цифрового конкурса "Арктек Дата". Ребята смогли за месяц с небольшим создать полноценные мини-продукты, с которыми можно дальше работать и развивать. &lt;…&gt; Подавали заявки 140 команд, из них отобрали 110, до финала дошли 20. Призовой фонд для победителей - 3 млн рублей за цифровую часть, но при этом главный приз - это будущие заказы"</i>, - рассказал на подведении итогов конкурса директор федерального автономного научного учреждения "Востокгосплан" <b>Михаил Кузнецов</b>. <br> <br> <b>Победители конкурса<br> </b> <br> Победителями конкурса по треку урбанистики стала команда "Департамент" - она создала геосервис "АРКТИДА", который даст возможность региональным властям в Арктике с помощью онлайн-карты и рейтинга определять населенные пункты с ограниченной доступностью здравоохранения, а также получать конкретные рекомендации по улучшению ситуации. Также приз получила команда "ГЕОВШЭ" за автоматизированную систему обработки медицинской статистики и геоданных, которая помогла бы на основе наглядных данных принимать решения о развитии системы медицинской помощи. Еще одним призером стала команда "Ворота севера" с их рекомендательным сервисом размещения объектов городской инфраструктуры в арктическом регионе. <br> <br> По треку "Экология" первое место получила система "Арктик Дата" от команды "ЭсЭр Дата", выявляющая экологические риски отдельных территорий Арктики с помощью анализа спутниковых снимков. Призовая разработка команды "Датаритмикс" позволяет с помощью спутниковых снимков мониторить места добычи и транспортировки нефти и газа, оценивая риски разливов и утечек. Команда "Бореал Байтс" получила приз за аналитический сервис расчета уязвимости морских акваторий к хозяйственной деятельности человека. <br> <br> В сфере туризма лучшей признана разработка команды "Ладно" - они создали сервис "Вайт Хоризон" для оценки туристического спроса в Архангельской области по разным объектам и территориям, с тем чтобы усовершенствовать индустрию в регионе. Команда "Арктический технологический колхоз" получила приз за сервис "Гоу туда", помогающий, с одной стороны, туристам, а с другой - застройщикам в оценке перспективности размещения объектов в тех или иных местах. Третий приз выиграла команда "Даэрлаб" со своим сервисом для туристов. <br> <br> Общий призовой фонд "Арктека" для молодых ученых составит 18 млн рублей, победителей двух других конкурсов, "Арктек Инжиниринг" в сфере технологий для реального сектора и "Арктек Научный питч" в области научных исследований определят и наградят этой осенью. Мероприятие проводится в рамках председательства России в Арктическом совете при участии Восточного центра государственного планирования, Минвостокразвития России, МИД России и Фонда "Росконгресс".<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://nauka.tass.ru/nauka/18494039"><span style="color: #00aeef;">ТАСС</span></a><br> </div> <p> </p>

Инициативы Якутии по поддержке КМНС получили высокую экспертную оценку

11.08.2023

<p> </p> <div> <i>"То, что защитит народы Севера, сбережет и остальных людей в Арктике"</i>, считает ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН <b>Наталья Новикова</b>. В беседе с Ленским клубом эксперт высоко оценила законодательные инициативы Якутии по поддержке КМНС. <br> <br> В республике за последние 30 лет численность народов Севера выросла на 60% и сегодня оценивается примерно в 40 тысяч человек. К этому привела системная поддержка от государства, закрепленная на законодательному ровне, уверена Наталья Новикова. <br> <br> Сейчас в России действует специальный реестр КМНС. В него включено более 40 народов, из них пять проживают в Якутии. Регион в числе первых принял собственный закон по защите малых общностей и в целом выделяется на фоне других субъектов РФ своими законодательными инициативами, считает ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН. <br> <br> К примеру, республиканский закон по защите малых общностей позволил представителям народов Севера получать поддержку государства, а общинам – земельные участки в безвозмездное пользования на территории традиционной деятельности. Последнюю меру глава Якутии Айсен Николаев продвигает на федеральный уровень. <br> <br> <i>"В Якутии, на мой взгляд, очень важные законы приняты в отношении населения, ведущего кочевой образ жизни: они касаются кочевого образования и, что очень важно, кочевой семьи. В них большое внимание уделяется традициям и обычному праву коренных народов. Подобное регулирование стоит ввести в законодательство страны, ведь именно в соответствии с ним живут люди на Севере"</i>, – говорит Наталья Новикова. <br> <br> Также среди хороших законодательных инициатив Якутии эксперт упомянула законы об этнологической экспертизе и ответственности недропользователей. Под влиянием этих решений закон об ответственности бизнеса разработали и на Чукотке, заметила Новикова. <br> <br> <i>"Продвигать такие нормы на федеральный уровень очень важно. Во-первых, на коренные народы оказывается наибольшее промышленное воздействие. А во-вторых, рядом с ними проживают другие народы, поэтому защита коренных окажет позитивное воздействие и на сохранение природы, и на все местное население Севера, Арктики, Дальнего Востока"</i>, — заключает эксперт. <br> <br> Сейчас на экспертном уровне обсуждают необходимость корректировок ряда федеральных законов по поддержке КМНС. Собеседница Ленского клуба в качестве примера приводит законодательство о рыболовстве как одного из основных видов промысла народов Севера. Эксперт предлагает дать народам Севера возможность реализовывать пойманную рыбу. <br> <br> <i>"Это позволило бы им интегрироваться в современные социально-экономические отношения, зарабатывать средства на жизнь, не покидая родные просторы и сохраняя многовековые традиции"</i>, — поясняет Новикова. <br> <br> Вместе с тем КМНС оказывают широкую материальную поддержку. В Якутии из бюджета республики средства выделяются на развитие оленеводства и табунного коневодства, традиционных для северных народов региона. Федеральная казна только на 2022-2023 годы предоставила региону миллиард рублей. Средства идут на закупку транспорта для кочевых школ и строительство логистических центров в Арктике.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://ysia.ru/ekspert-vysoko-otsenila-zakonodatelnye-initsiativy-yakutii-po-podderzhke-kmns/"><span style="color: #00aeef;">«Якутское-Саха Информационное Агентство (ЯСИА)»</span></a><span style="color: #00aeef;"></span><br> </div> <br> <br> <br>

Нематериальное наследие народов Арктики включат в федеральный реестр этнокультурного достояния

11.08.2023

<p> </p> <div> <p> </p> </div> В федеральный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния России предложили включить традиционные ремесла, музыкальное, танцевальное и эпическое наследие народов Арктики. <div> <br> <i>"Мы поддерживаем создание реестра и готовы подключиться к этой работе. В свою очередь, мы создали мультикультурный интернет-портал по языкам и наследию коренных народов Арктики, который аккумулирует информацию о народах Севера и Арктики"</i>, — рассказал заведующий международной кафедрой ЮНЕСКО "Адаптация общества и человека в арктических регионах в условиях изменения климата и глобализации" Северо-Восточного федерального университета <b>Анатолий Жожиков</b>. <br> <br> <i>"В федеральный реестр, на мой взгляд, необходимо включить информацию о богатом музыкальном и танцевальном наследии народов Арктики. В нашем институте ведется кропотливая работа по сохранению культурного наследия народов Севера. В реестр нужно включать и эпические произведения коренных народов, в том числе якутский героический эпос Олонхо"</i>, — отметила ректор Арктического государственного института культуры и искусств (АГИКИ) <b>Саргылана Игнатьева</b>. <br> <br> По ее словам, с 2021 года АГИКИ совместно с Национальной библиотекой, Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН работает в рамках проекта по цифровизации культурного наследия коренных малочисленных народов Севера НОЦ "Север — территория устойчивого развития", сообщает ТАСС. <br> <br> Проект основан на коллекции из аудиозаписей, магнитных лент, кассет о музыке народов Севера этномузыковеда <b>Юрия Шейкина</b>. <br> <br> В августе Правительство России утвердило положение о федеральном реестре объектов нематериального этнокультурного достояния России. Оператором реестра определено Министерство культуры.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://pobedarf.ru/2023/08/10/eposy-severnyh-narodov-stanut-dostoyaniem/"><span style="color: #00aeef;">Российское информационное агентство "Победа РФ"</span></a><span style="color: #00aeef;"> </span> </div> <p> </p>