На этой неделе завершится уникальная операция двух научных судов в Арктике
<div>
На этой неделе завершится уникальная операция во льдах Арктики. Уже пять дней рядом друг с другом идут два судна: научно-экспедиционное - "Академик Трешников" и ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс". Она вмерзлась в льдину в начале октября прошлого года и является частью дрейфующей полярной станции "Северный полюс - 41".<br>
<br>
<b>Перегрузка во льдах<br>
</b> <br>
"Академик Трешников" благополучно доставил к станции продукты, новое научное оборудование и сменный состав полярников, преодолев путь от Петербурга с заходом в Мурманск до станции "Северный полюс-41". Смог вплотную подойти к платформе "Северный полюс" и пришвартоваться к ней. Теперь в зависимости от погодных условий суда либо стоят борт о борт, либо находятся на небольшом расстоянии друг от друга. <br>
<br>
Это позволит быстро и безопасно переместить грузы с борта на борт. Соответственно, при швартовке и люди смогут без проблем перейти с корабля на корабль. Если суда находятся на расстоянии, используется вертолет. Об этом сообщила пресс-служба Арктического и антарктического НИИ. <br>
<br>
Напомним: "СП-41" - станция нового формата. Исследователи Арктики приплыли на край Земли на новом судне - "Северный полюс", которое сейчас и дрейфует вместе с льдиной. Полярники живут на нем, а работают как на борту ("Северный полюс" имеет отличное научное оборудование), так и на льдине. <br>
<br>
Совместное плавание двух научных судов ориентировочно продлится десять суток. За это время должны быть проведены совместные исследования и установлено дополнительное оборудование непосредственно на льдине. Как только все запланированные работы будут сделаны, "Академик Трешников" вернется в Мурманск. А "СП-41" продолжит дрейф. <br>
<br>
<b>Обстановка сложная</b> <br>
Директор Арктического и антарктического НИИ <b>Александр Макаров</b> отметил, что сейчас ледовая обстановка на месте дрейфа сложная. И на Северном Ледовитом океане - тоже лето. На льдине видны сквозные проталины. <br>
<br>
<i>"Обстановка</i>, - отметил он, - <i>не позволяет безопасно проводить исследования на льду, поэтому оборудование поднято на судно, и научные работы производятся с борта "Северного полюса". При этом данные спутникового мониторинга показывают, что неподалеку от станции расположено несколько обширных ледовых полей. В случае если вертолетная авиаразведка это подтвердит, и наши специалисты выберут более устойчивую льдину, мы проведем операцию по перешвартовке судна к новому полю. Это позволит заметно увеличить срок дрейфа и собрать дополнительные материалы о меняющемся климате арктического региона</i>". <br>
<br>
<b>Новая взлетная полоса</b> <br>
Нынешняя ротация - уже вторая. Первая проходила весной. Людей вывозили и доставляли с помощью сложнейшей логистической операции - на самолетах и вертолетах. Была задействована новая снежная взлетно-посадочная полоса на научно-исследовательской станции "Ледовая база "Мыс Баранова" (Северная Земля). <br>
<br>
О том, как она строилась "РГ" рассказал начальник станции <b>Леонид Старцев</b>. <br>
<br>
<b><i>Леонид, зачем нужна была взлетно-посадочная полоса? Вертолеты же летали.</i></b> <br>
<i>Да, сообщение со станцией осуществляется вертолетами из Хатанги с апреля по ноябрь. За это время они совершают 3-4 рейса. Привозим-увозим научный персонал и доставляем на станцию легкие грузы. Но грузоподъемность вертолетов не слишком большая, оперативно обеспечить все потребности даже одной нашей станции сложно. Так что создание взлетно-посадочной полосы (ВВП) продиктовано необходимостью обеспечивать высокоширотные экспедиции, прежде всего, "Северный полюс-41". Из-за удаленности от берегов, вертолетом добраться до нее, доставить груз и провести ротацию состава сложно и дорого. Необходимы топливные подбазы на льду, посадка и дозаправка в пути. Проще и безопаснее использовать транспорт с большей грузоподъемностью и дальностью действия. Для этого как нельзя лучше подходит самолет.</i> <br>
<br>
<b><i>Но, наверное, не только ради полярников строили полосу?</i></b> <br>
<i>Конечно. Взлетно-посадочную полосу можно использовать для полетов оперативных служб, таких как МЧС, для обеспечения безопасности и проведения спасательных операций на Севморпути. И, возможно, для доставки туристов на Северный полюс, например, на базу Барнео.</i> <br>
<br>
<b><i>Насколько тяжело содержать такую полосу?</i></b> <br>
<i>Взлетно-посадочная полоса на Мысе Баранова не ледяная, как это чаще всего бывает в высоких широтах. Это уплотненный снег на грунте. Даже в наше короткое арктическое лето снег на полосе успевает полностью растаять, и всю работу нужно начинать сначала. Именно это отличает нашу площадку от многих других полярных аэродромов. Ее сооружают путем утрамбовки - укатки специальными катками и гладилками разного веса. Их нужно прикрепить к тяжелым колесным тракторам или тягачам. Чем выше плотность и твердость покрытия, тем лучше сядет самолет. </i><br>
<i>
Ежедневные полеты продолжались вплоть до 23 апреля. Принимали по два рейса в день. Была проведена ротация части персонала с "Северного полюса-41". И да! Наш пес Буран, которого осенью отправили в командировку на дрейфующую станцию, вернулся домой на станцию самолетом. Теперь он не только защищает нас от медведей, но и вместе с нами готовит полосу к посадке новых рейсов.<br>
</i><br>
Источник: <a target="_blank" href="https://rg.ru/2023/08/15/reg-szfo/na-etoj-nedele-zavershitsia-unikalnaia-operaciia-dvuh-nauchnyh-sudov-v-arktike.html"><span style="color: #00aeef;">Российская газета</span></a><i><br>
</i>
</div>
<p>
</p>
Ученые систематизировали данные по содержанию углерода в городских почвах Российской Арктики
<div>
</div>
<div>
Группа ученых, в которую вошли специалисты Санкт‑Петербургского университета, изучила и систематизировала имеющиеся научные данные по содержанию углерода органических веществ в почвах и почвоподобных телах урбанизированных экосистем Российской Арктики. Этот массив данных позволит прогнозировать сценарии изменения климата и выбросов парниковых газов. Результаты масштабного обзора были опубликованы в специальном выпуске научного журнала <a target="_blank" href="https://www.mdpi.com/2073-4433/14/6/997">Atmosphere</a>.<br>
<br>
Урбанизированные экосистемы — города, поселки и освоенные людьми участки — Арктики на данный момент малоизучены с точки зрения их участия в регулировании круговорота климатически активных газов. Для исследователей в области урбанизации и экологии особый интерес представляют городские почвы, а именно — их роль в хранении и стабилизации углерода органических веществ. Так, сегодня циклы углерода в антропогенно измененных экосистемах существенно нарушены, поэтому существующие модели прогноза динамики эмиссии СО2 природных экосистем не могут быть в полной мере использованы для анализа антропогенной динамики климатически активных газов.<br>
<br>
В рамках масштабного обзора ученые Санкт-Петербургского университета проанализировали научные публикации, посвященные теме углеродной нейтральности урбанизированных полярных экосистем. Из‑за специфики тематики подобных работ в мире не так много, поэтому в обзор также были включены данные собственных исследований, которые были получены в рамках научных грантов <a target="_blank" href="https://grant.rscf.ru/prjcard_int?17-16-01030"><span style="color: #00aeef;">РНФ</span></a>, <a target="_blank" href="https://www.rfbr.ru/rffi/ru/rffi_contest_results/o_2098921"><span style="color: #00aeef;">РФФИ</span></a> и СПбГУ. <br>
<br>
Например, в 2021 году биологам Университета удалось <a target="_blank" href="https://spbu.ru/news-events/novosti/biologi-vyyasnili-s-kakimi-riskami-dlya-ekologii-svyazano-razvitie-selskogo"><span style="color: #00aeef;">выяснить</span></a>, с какими рисками для экологии связано развитие сельского хозяйства в Арктике. Так, преобразование природных земель в сельскохозяйственные угодья чревато потерей огромных количеств углерода, хранящегося в составе почвенно‑растительного покрова, что может привести к негативному воздействию на окружающую среду. Поэтому, как отмечают специалисты СПбГУ, развивать сельское хозяйство Севера необходимо при минимизации рисков для глобального климата, экологических систем и сообществ. <br>
<br>
<i>"Содержание и запасы органических веществ в почвах урбанизированных экосистем Российской Арктики изучены, пожалуй, даже меньше, чем в почвах фоновых (зрелых) тундровых и лесотундровых экосистем. При этом содержание углерода в городских почвах весьма изменчиво и зависит в основном от антропогенных факторов, таких как накопление промышленного углерода и пирогенных соединений, а также от их возраста и типа почвообразующих пород"</i>, — объяснил автор исследования, заведующий кафедрой прикладной экологии СПбГУ профессор <b>Евгений Абакумов</b>. <br>
<br>
Как отметит профессор СПбГУ, городские почвы в Арктике отличаются по морфологии и составу от фоновых. Часто в городских почвах исчезает лесная подстилка и появляется гумусовый горизонт, характеризующийся более стабилизированным органическим веществом. При наличии в почве торфяного слоя он становится более дренированным и подвергается минерализации, что приводит к дополнительной эмиссии, то есть выбросу, углекислого газа в атмосферу. Таким образом, на начальных стадиях урбанизации той или иной территории могут произойти существенная потеря органического вещества и эмиссия углекислого газа их торфяных почв. <br>
<br>
Евгений Абакумов добавил, что изучение углеродного пула и морфологических особенностей городских почв Российской Арктики позволит прогнозировать сценарии изменения климата и выбросов парниковых газов, а также рассчитывать секвестрационный потенциал арктических территорий по отношению к климатически активным газам. В настоящее время в России осуществляется программа создания карбоновых полигонов, которые нацелены на верифицированный учет скоростей депонирования и эмиссии углеродсодержащих веществ. Такие полигоны должны иметь не только мониторинговые площадки в природных экосистемах, но и участки в урбанизированных ландшафтах. <br>
<br>
По словам профессора СПбГУ, исследования урбанизированных экологических систем Российской Арктики необходимо продолжать, так как круговорот углерода в данном регионе сильно нарушен. Он отдельно подчеркнул, что в настоящее время в Арктике усиливаются процессы урбанизации и индустриализации, что может привести к радикальной трансформации углеродных экосистемных услуг. <br>
Масштабный обзор был подготовлен в рамках проекта № 101662710 Санкт‑Петербургского государственного университета. <br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://spbu.ru/news-events/novosti/uchenye-spbgu-sistematizirovali-dannye-po-soderzhaniyu-organicheskikh-veschestv"><span style="color: #00aeef;">Санкт-Петербургский государственный университет</span></a><br>
<br>
</div>
<p>
</p>
<p>
</p>
Беспилотник для ледовой разведки испытали в Арктике
<p>
</p>
<div>
В июле этого года впервые в мире беспилотник, поднявшись с палубы атомного ледокола, выполнил полет по заданной траектории и провел визуальную и радиолокационную съемку арктической акватории. Так комплекс для беспилотной разведки ледовой обстановки прошел второй этап испытаний и сразу на два шага приблизился к серийному производству. <br>
<br>
Почему на два шага? Беспилотник планировали запустить с берега Обской губы. Однако вылет оказался затруднен, и в дирекции Севморпути "Росатома" решили испытать беспилотник сразу на ледоколе — в конце концов там ему и предстоит работать. <br>
<br>
<i>"Мы, конечно, переживали, потому что есть риски, связанные с электромагнитной совместимостью и радиосигналами возле судна — большого металлического объекта"</i>, — рассказывает исполнительный директор Научно-технического центра мониторинга окружающей среды и экологии Московского физико-технического института (МФТИ) <b>Александр Родин</b>.<i> "Никто не знал, как повлияет на работу дрона переотражение радиоволн и навигационных сигналов, действующие каналы связи, помехи. На все это накладываются арктические условия — холод и ветер. Плюс сложности навигации: спутники в тех широтах находятся под не самым удобным углом, связь с ними неустойчива. Тем не менее все получилось. Мы доказали, что наша концепция правильная"</i>. <br>
<br>
<b>Без магнитного компаса<br>
</b> <br>
Впервые комплекс беспилотной разведки ледовой обстановки протестировали в феврале на Рыбинском водохранилище. Конвертоплан, совмещающий свойства самолета и вертолета, поднялся на высоту 1 км при ветре 12 м/с, пролетел 70 км и приземлился в заданной точке. Испытания подтвердили, что управление на большом расстоянии хорошее, изображения качественные. <br>
<br>
После тех испытаний конструкцию усовершенствовали. На двигатель установили обтекатель со шторками и терморегулятором: при понижении температуры шторки закрываются, теплеет или надо охладить двигатель — открываются. Отключили магнитный компас, бесполезный из-за особенностей магнитного поля Земли и влияния ледокола. Аккумуляторы, которые используются во время взлета и посадки, поместили в контейнер с подогревом. <br>
<br>
20 июня представители МФТИ и дирекции Севморпути прилетели в порт Сабетта, подождали, пока атомоход "Таймыр" завершит проводку, и приплыли к нему на буксире "Обь". Потом два дня ждали, когда в графике "Таймыра" появится окно для испытаний. Пока ледокол проводил следующие два каравана, специалисты института собирали беспилотник и целевую нагрузку — оборудование. Неоднократно все проверяли. <br>
<br>
Наконец "Таймыр" встал в дрейф во льдах южнее Сабетты. С погодой повезло: облачность менялась, но осадков не было, +2 °C, ветер небольшой. Первый полет беспилотник выполнил без целевой нагрузки — чтобы убедиться, что все исправно. Потом на дроне закрепили видеокамеру и локатор бортового обзора и отправили в полет на 100 км. <br>
<br>
<i>"Летели по квадрату, потому что задачи уйти вперед не было, мы просто отрабатывали полет в арктических условиях"</i>, поясняет заместитель исполнительного директора НТЦ мониторинга окружающей среды и экологии МФТИ <b>Дмитрий Обухов</b>. Получили изображение с геопривязкой и с камеры, и с локатора, машина вернулась на вертолетную площадку ледокола. Оба полета заняли около двух часов. <br>
<br>
Мелкие недочеты, выявленные на испытании, уже устраняются. Теперь надо создать систему автоматической посадки беспилотника. <i>"Сделать так, чтобы оператор загружал определенный капитаном маршрут, а машина в автоматическом режиме взлетала, становилась на него, передавала изображения, возвращалась и садилась. Автоматика надежнее отрегулирует работу аппарата, на который действуют ветер, качка и другие факторы. Человеческий фактор лучше исключить. Впрочем, если возникнет нештатная ситуация, оператор сможет перехватить управление"</i>, — говорит Дмитрий Обухов. <br>
<br>
В целом разработчики довольны результатом и гордятся, что первыми в мире создали беспилотный комплекс для такой сложной задачи, как ледовая разведка в Арктике. <i>"Его уникальность — в применении современных численных методов и алгоритмов для синтеза и автофокусировки радиолокационных изображений высокого разрешения на борту легкого БПЛА"</i>, — комментирует директор Передовой инженерной школы радиолокации, радионавигации и программной инженерии МФТИ <b>Максим Кудров</b>. <br>
<br>
Следующий этап испытаний — предположительно в сентябре. Комплекс протестируют на ледоколе на ходу. Дмитрий Обухов считает, что оптимально было бы это сделать на ледоколах разных проектов — как советских времен, так и недавно введенных в строй судах проекта 22220. Совпадет ли желаемое с действительным, зависит от графика ледоколов. <br>
<br>
Финальные испытания пройдут в ноябре — декабре. Затем, как рассчитывают участники проекта, будет развернуто серийное производство комплекса и поставки на атомные ледоколы. <br>
<br>
Комплекс оперативной воздушной ледовой разведки — один из элементов цифровой экосистемы, которую создает "Росатом" в рамках федерального проекта "Развитие Северного морского пути". Кроме БПЛА в нее войдет единая платформа цифровых сервисов и накопленные статистические данные, а также бортовые измерительные комплексы. <br>
<br>
"Создание цифровой экосистемы позволит повысить безопасность судоходства, а также экономическую эффективность морских грузоперевозок в Арктике", — говорит заместитель главы дирекции Севморпути "Росатома" Максим Кулинко. Цифровая экосистема должна быть полностью введена в эксплуатацию в середине 2025 года.<br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://strana-rosatom.ru/2023/07/23/bespilotnik-dlya-ledovoj-razvedki-isp/"><span style="color: #00aeef;">Страна Росатом</span></a><br>
</div>
<blockquote>
<p>
</p>
</blockquote>
<br>
Ученые плавучего университета собрали пробы почв и воды из труднодоступных мест российской Арктики
<p>
</p>
<div>
Экспедиция "Арктического плавучего университета — 2023" вернулась в Архангельск, завершив обширную программу исследований на Земле Франца-Иосифа, Новой Земле, побережьях Карского и Баренцева морей. Ученым удалось получить пробы почв и воды из труднодоступных мест российской Арктики для исследования стоков великих сибирских рек и уточнения направлений течений в Северном Ледовитом океане. <br>
<br>
В экспедиции "Арктического плавучего университета — 2023" были отобраны пробы в Енисейском заливе, на Ямале и на Земле Франца-Иосифа. Сравнение органического вещества из почв с тем, что содержится в водах Оби и Енисея и морей Российской Арктики может дать уникальные научные результаты, уверен <b>Владимир Холодов</b>, участник экспедиции, заведующий отделом биологии и биохимии почв Почвенного института имени В. В. Докучаева. <br>
<br>
<i>"Интересна геохимическая связь между почвами и водами. Наши великие реки вливаются в шельфовые арктические моря и Северный Ледовитый океан. Уточнение направлений течений, пресноводных стоков, их сезонных и многолетних особенностей актуально для понимания множества процессов, происходящих на нашей планете. Ведь Арктика — кухня погоды"</i>, — пояснил Владимир Холодов. <br>
<br>
Вернувшись в Москву ученые займутся анализом проб, чтобы попытаться поймать "сигнал" органического вещества с островов Земли Франца-Иосифа и "сигналы" великих сибирских рек в Северном Ледовитом океане. <br>
<br>
Другое направление исследований ученых "Арктического университета" связано с описанием почв Арктики и, в первую очередь, архипелага Земля Франца-Иосифа, самого северного в России. Эта земля остается труднодоступной, и поэтому результаты, полученные в ходе экспедиции "Арктического плавучего университета", представляют большую ценность для научного сообщества. <br>
<br>
<i>"На острове Вильчека в архипелаге Земля Франца-Иосифа удалось описать, возможно, новую почвенную комбинацию. В арктической тундре почвы прерывистые, они создают не сплошной покров. Сейчас изучаются закономерности этих сочетаний: как почвы взаимодействуют друг с другом в пространстве"</i>, — рассказал Владимир Холодов. <br>
<br>
Всего во время рейса на научно-экспедиционном судне "Михаил Сомов" было проведено 11 высадок, на берег участников доставлял вертолет. Исследователи побывали на островах Хейса, Вильчека, Земля Вильчека, Комсомольских островах. <br>
"Арктический плавучий университет" — комплексная научно-образовательная экспедиция. В 2023 года состоялось два рейса. В первом — к Новой Земле, островам Колгуев и Вайгач — участвовали 55 ученых и студентов. Среди 17 участников второго рейса к Земле Франца-Иосифа — микробиологи, геологи, геоморфологи, ботаники, химики, специалисты по морским льдам и морским млекопитающим из университетов и научных организаций Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Сыктывкара. <br>
<br>
Плавучий университет — уникальная российская образовательная технология, реализующая принцип "Обучение через исследования". Для "Арктического плавучего университета" это уже 11-й сезон. Проект появился в 2012 году и с тех пор успешно развивается. Организуют экспедиции Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова и Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при поддержке Министерства науки и высшего образования России, Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, Правительства Архангельской области, Русского географического общества, Национального парка "Русская Арктика", Банка ВТБ, ПАО "Новатэк", и ПАО ГМК "Норильский Никель". Экспедиции проходят в рамках национального проекта «Наука и университеты», реализуемого Минобрнауки России.<br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka/71774/"><span style="color: #00aeef;">Минобрнауки России</span></a><br>
</div>
<p>
</p>