Мониторинг мерзлоты в Норильске. Новый уровень
Участники второй летней полевой школы подвели итоги двухнедельного интенсива. Школа – совместный проект ЗГУ имени Н.М. Федоровского и МГУ имени М.В. Ломоносова, который второй год реализуется при поддержке Заполярного филиала «Норникеля».<br>
<br>
Год назад перед студентами Московского и Заполярного государственных университетов стояла задача провести рекогносцировочные исследования, чтобы определить, где нужно разместить мерзлотные полигоны. Сейчас молодые ученые перешли в другую стадию – непосредственно проведение мониторинга.<br>
<br>
В итоге удалось достичь общей цели летних школ – помочь организовать региональную систему фонового мониторинга мерзлоты на территории площадью 8 000 км2. Разветвлённая система из 23 мерзлотных скважин позволяет в режиме реального времени собирать данные о состоянии вечной мерзлоты от Норильского промышленного района до Дудинки и строить долгосрочные прогнозы.<br>
<br>
<b>Павел Котов</b>, директор Научно-исследовательского центра технологий строительства и мониторинга зданий и сооружений Арктики ЗГУ:<br>
<i>«Наш анализ показал, что, используя наши мерзлотные полигоны, мы можем характеризовать геокриологические условия 80% территории. В этом году мы, по сути, заложили первый цикл мониторинговых измерений, которые планируется повторять ежегодно. Это позволит фиксировать, как меняются условия, как развиваются мерзлотные процессы. И чем больше данных мы будем набирать, тем больше закономерностей сможем выявлять, а на основе этих данных — строить математические модели».</i><br>
<br>
<b>Что успели за две недели</b><br>
<br>
Это были сложные дни, когда нужно было вставать в 7 утра, ложиться в час ночи, а на следующий день снова в 7 утра вставать, признались участники школы. За короткий срок нужно было решить большое количество задач и обследовать все мерзлотные полигоны. На каждом участке исследователи проводили комплекс работ:<br>
• ландшафтное районирование (изучали компоненты каждого ландшафта растительный покров на территории, обводнение, состав отложений, глубину сезонного оттаивания и как они распространены по территории полигона);<br>
• геофизические исследования (электротомография, зондирование становлением поля в ближней зоне, георадиолокационное зондирование, впервые применили электромагнитное профилирование); <br>
• наблюдение за геокриологическими процессами.<br>
<br>
К местам исследований студенты приезжали подготовленными. Скважины глубиной от 10 до 20 метров, оборудованные термометрическими косами, непрерывно передают данные на сервер Заполярного госуниверситета. В районе реки Ямная находится самая глубокая, 200-метровая скважина, которая позволяет получить данные о строении мерзлоты. Зная геологическое строение и распределение температур по глубине на каждой площадке, исследователи могли проводить интерпретацию геофизических методов на более высоком качественном уровне.<br>
<br>
<i>«Добавилось много априорной информации по геологическому строению, по температурному режиму. Всё это помогло в интерпретации геофизических данных. Но самое главное новшество школы в том, что мы начали изучать мерзлотные процессы. Заложили наблюдения за термокарстовыми озерами в нескольких локациях, которые имеют разное геологическое строение»</i>, — заявил <b>Павел Котов</b>.<br>
<br>
<i>«Мало кто так подробно изучал термокарст на данной территории за всю историю наблюдений,</i> — подчеркнул доцент кафедры геокриологии МГУ <b>Алексей Гунар</b>. — <i>Мы сделали геофизические профили прямо через термокарстовое озеро, установили термометрическое оборудование на дне. Спустя год посмотрим, как ведет себя температура на дне водоемов, и выполним на основе этих данных тепловое моделирование, чтобы понять, какая скорость развития этого процесса, какая динамика. Впоследствии такие данные могут помочь нам прогнозировать процессы при освоении новой территории».</i><br>
<br>
Руководители школы были единодушны в том, что студенты в этот раз не просто выполняли работы, которые им поручали, а сами предлагали идеи, как решить ту или иную задачу, как обработать данные. По оценкам аспиранта МГУ Василисы Розенберг, такая практика позволяет дополнить хороший теоретический багаж важными практическими навыками. Полученный в Норильске опыт пригодится дипломированным геокриологам в повседневной работе.<br>
<br>
Подробнее в источнике: <a href="https://polaruniversity.ru/news/nauka/monitoring_merzloty_v_norilske_novyy_uroven/">Заполярный государственный университет</a>