На островах в Восточно-Сибирском море обнаружили стоянки древних охотников
<p>
</p>
<div>
Сотрудники Якутской комплексной лаборатории археологии Крайнего Севера при Институте археологии и этнографии СО РАН наук подвели итоги комплексной биолого-археологической экспедиции в акватории Восточно-Сибирского моря. Работы проводились на территории государственного природного заповедника "Медвежьи острова" в Нижнеколымском районе Республики Саха (Якутия), <a target="_blank" href="https://archaeology.nsc.ru/medveji-ostrova24/"><span style="color: #00aeef;">сообщает</span></a> пресс-служба Института.<br>
<br>
Судя по письменным источникам, открытие Медвежьих островов началось с XVII века, сначала русскими казаками-мореходами, промышленниками и купцами, затем в XVIII веке геодезистами, которые нанесли острова на карту Российской империи. Их дело продолжили полярные исследователи в XVIII – начале XX века. Всеми ими отмечалось, что на островах имеются заброшенные жилища, строения и другие следы пребывания "неведомых людей", которых ассоциировали с легендарными <i>шелагами</i> или <i>анкалами</i> (<i>онкилонами</i>).<br>
<br>
Экспедиция под руководством кандидата исторических наук, заведующего лабораторией <b>Виктора Михайловича Дьяконова</b> не первый год работает на Медвежьих островах. Ранее был изучен остров Четырёхстолбовой, где были найдены сохранившиеся жилища, а также фаунистические остатки, каменные, деревянные предметы и керамика неоэскимосских культур, охватывающих период с III века до нашей эры до XIII века нашей эры.<br>
<br>
В 2024 году работы были продолжены на самом крупном острове архипелага, Крестовском, и на побережье. Получаемые данные крайне важны в свете изучения адаптации людей различных эпох к экстремальным природным условиям Крайнего Севера, в частности, для изучения их развитого морского зверобойного промысла. Считается, что именно предки эскимосов изобрели каяк для перемещения по воде и поворотный гарпун как универсальное средство охоты на китовых, распространившееся затем по всей Арктике.<br>
<br>
В результате экспедиции удалось впервые провести археологические исследования на Крестовском острове. В ходе работ были обнаружены три стоянки древних эскимосов. Их возраст и культурную принадлежность ещё предстоит выяснить по итогам радиоуглеродного анализа. Однако уже можно предположить, что на необитаемом сегодня Крестовском острове и в прошлом не было длительных стоянок. Как рассказал Виктор Михайлович Дьяконов, <i>"вероятно, в промежутке от начала I до середины II тысячелетия нашей эры сюда добирались носители неоэскимосских культур – древнеберингоморской, бирнирк, пунук и туле, но остров служил им перевалочным пунктом для перехода на другие острова архипелага, в частности на остров Четырёхстолбовой, где нами выявлено как минимум девять их жилищ"</i>. <br>
<br>
Возможно, остров посещали чукчи, промышлявшие здесь морского зверя, о чём свидетельствует отписка казака Михаила Стадухина. Письменные источники говорят о том, что, начиная с середины XVII века, на Крестовский заносило кочи русских землепроходцев и мореходов, затем острова посещали уже с исследовательскими целями полярные арктические экспедиции. В середине XX века в бухте Пионер на острове временно стояли зимовщики Главсевморпути, хотя постоянно действующая советская полярная станция работала в 1933–1995 годах на острове Четырёхстолбовом. В бухте сохранились бревенчатый домик полярников, небольшая баня, репер Главсевморпути 1953 года и могила повара экспедиций И.С. Бобровского, погибшего в пургу 2 февраля 1954 года.<br>
<br>
На острове найдено большое количество капканов, пастей и других ловушек на песцов, а также следы пребывания охотников-промысловиков, которые временно заходили сюда для промысла. В 2020 году был образован государственный природный заповедник "Медвежьи острова" как структурное подразделение национального парка "Ленские столбы". С тех пор на острове находится кордон заповедника, который периодически посещается инспекторами и учёными. Это современные обитатели далёких Медвежьих островов. Информацию о жителях прошлого археологам предстоит теперь обобщить в научных публикациях.<br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://archaeology.nsc.ru/medveji-ostrova24/"><span style="color: #00aeef;">Институт археологии и этнографии СО РАН</span></a>
</div>
<p>
</p>
Итоги III Международного строительного форума "АРКТИКА" подвели в Москве
<p>
</p>
<div>
Крупнейшее мероприятие по строительству на северных территориях успешно прошло в Москве 13-15 ноября 2024 года. Его участниками стали около 300 представителей нефтегазовой и строительной отраслей, научного сообщества и органов власти.<br>
</div>
<br>
В ходе пленарного заседания <span style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));">эксперты обсудили такие вопросы как тенденции развития строительства в Арктике на вечномерзлых грунтах и обеспечения устойчивости сооружений, технологии работы с грунтами, результаты текущих научных исследований и современное состояние мониторинга вечной мерзлоты в стране, а также подготовка кадров в области мерзлотоведения. <br>
</span><br>
<b>Анатолий Брушков</b>, заведующий кафедрой геокриологии геологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, отметил, что несмотря на работу сети станций мерзлотных наблюдений, обмена и регионального анализа этой информации не проводится, а прогнозирование затруднено. <b>Вадим Невечеря</b>, декан гидрогеологического факультета МГРИ имени Серго Орджоникидзе, акцентировал внимание на том, что обучение узких специалистов на бюджете может быть сокращено, так как компании, ведущие деятельность в Арктике, не делают заявки на их подготовку.<br>
<br>
На первой секции "Развитие фундаментальной науки в Арктике", партнёром которой выступил Институт Криосферы Земли СО РАН, <b style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));">Феликс Ривкин</b>, главный научный сотрудник организации, рассказал об особенностях научно-технического сопровождения проектов в Арктике. Ученые представили результаты многолетнего геокриологического исследования деградации вечной мерзлоты, а сотрудники Академии гражданской защиты МЧС России поделились системой применения технологий больших данных для прогнозирования состояния вечномерзлых грунтов для предотвращения аварийных и чрезвычайных ситуаций в Арктике.<br>
<br>
На второй секции "Проектирование оснований и фундаментов на многолетнемёрзлых грунтах" (куратор - АО "НИЦ "Строительство") эксперты презентовали опыт стабилизации и регулирования деформаций грунтовых оснований, сложенных вечномерзлыми и талыми грунтами, инъекционными методами и термостабилизацию грунтов, в том числе при возникновении анизотропии морозного пучения, а также результаты исследований о возможности проектирования фундаментов из буроопускных свай при использовании цементно-песчаного раствора, обозначив факторы, влияющие на его смерзание.<br>
<br>
На третьей секции "Инженерные изыскания для строительства в арктических регионах" (куратор – Институт прикладной механики РАН) участники и эксперты обсудили новые подходы к геомеханическим испытаниям грунтов, методы оценки несущей способности грунтов под зданиями и сооружениями в арктических регионах, уровень прочности свойств мерзлых грунтов и другие аспекты, касающиеся инженерных изысканий.<br>
<br>
Четвертая секция "Инженерная защита территорий, зданий, сооружений в криолитозоне" (куратор – геологический факультет МГУ им. М. В Ломоносова) была посвящена таким темам как особенности проведения строительных работ в криолитозоне, мониторинг геологических опасностей, опыт сохранения многолетнемерзлых грунтов на базе натурного полигона, и т.д. Множество вопросов получили доклады об особенностях применения технологии jet-grouting в Арктике и технологии обеспечения вибросейсмостойкости и динамической устойчивости зданий и сооружений на северных территориях. <br>
<br>
На пятой секции "Геотехнический мониторинг" (куратор - ""НК Роснефть" НТЦ") была представлена карта-схема результатов проведения геотехнического мониторинга при строительстве в зоне вечной мерзлоты. Также участников познакомили с успешным опытом системного подхода в мониторинге зданий и сооружений.<br>
<br>
На шестой секции "Строительство дорожной инфраструктуры на многолетнемёрзлых грунтах" (куратор – Росавтодор) участники форума узнали о специфике возведения дорог на многолетнемерзлых основаниях, о современных решениях по их термостабилизации и используемом оборудовании.<br>
<br>
На седьмой секции "Строительство ГТС в криолитозоне. Развитие инфраструктуры Северного морского пути" (партнёр – медиа-группа "ПортНьюс") обсуждалось проектирование подхода к берегу морских трубопроводов, применение аэрокосмических и геодезических методов для геокриологического мониторинга динамики арктических берегов, гидротехническин материалы и т. д.<br>
<br>
На восьмой секции "О строительстве энергетических объектов в криолитозоне" был представлен обзор успешного применения технических решений композитных быстровозводимых конструкций, а также эксплуатации воздушных линий электропередачи в Арктической зоне.<br>
<br>
Девятая секция "Новые строительные технологии, материалы, оборудование и спецтехника для Арктической зоны РФ" (куратор – ГМК "Норильский никель") объединила наибольшее количество спикеров. Свою продукцию презентовали компании-спонсоры Форума. В числе прочего эксперты говорили о перспективах применения высокопрочной хладостойкой стали в Арктике. <br>
<p>
</p>
<div>
Подготовке кадров для работы в Арктике была посвящена секция "Кадры и образование", партнерскую поддержку которой оказал Российский государственный геологоразведочный университет. Участники секции обсудили текущие запросы бизнеса и власти к формированию кадрового резерва, необходимого для реализации проектов в Арктике, и возможности системы образования по подготовке специалистов для работы на северных территориях. <br>
<br>
Всего в рамках деловой программы было представлено более 80 докладов на самые актуальные темы строительства и проектирования в Арктике. <br>
<br>
В рамках форума прошла выставка "Строительные технологии, спецтехника, оборудование и материалы для Арктики". Участники могли увидеть оборудование, которое используется для геотехнического мониторинга грунтов, приборы и комплексы для исследования механических свойств грунтов, познакомились с возможностями мобильных зданий и оборудованием для организации рабочих городков на севере, а также вездеходной техникой для арктических дорог.<br>
<br>
Материалы форума доступны на официальном сайте Ассоциации <a href="http://www.fc-union.com" style="font-family: var(--ui-font-family-primary, var(--ui-font-family-helvetica));">www.fc-union.com</a>:
</div>
<p>
<a href="https://fc-union.com/wp-content/uploads/2023/10/Programma-IAFCMAF-Forum-Arktika-13-15.11.2024-Moskva-7.11.2024.pdf"><span style="color: #00aeef;">Программа форума;</span></a>
</p>
<span style="color: #00aeef;"> </span>
<p>
<span style="color: #00aeef;"> </span><a href="https://fc-union.com/photovideo/fotootchet-iii-mezhdunarodnogo-stroitelnogo-foruma-arktika/"><span style="color: #00aeef;">Фотоотчет</span></a>
</p>