НОВОСТИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В АРКТИКЕ

Проектирование Кольской АЭС-2 планируют завершить к концу 2023 года

20.11.2023

<p> </p> <div> На площадке для строительства Кольской АЭС-2 заканчиваются инженерно-геологические изыскания. В планах – к концу 2023 года завершить стадию проектирования. Об этом на полях двухдневной XII Международной горнопромышленной конференции "Баренц-Арктическое экономическое партнерство" -"Горнопромышленный комплекс Арктики. Внешние и внутренние факторы роста" ("МГПК БАЭП-2023") заявил заместитель директора Кольской АЭС по развитию <b>Игорь Маракулин</b>. <br> <br> По словам Игоря Маракулина, после 2028 года строительство Кольской АЭС-2 станет крупнейшим инвестиционным проектом в Мурманской области. Его финансовая емкость в ценах 2022 года составляет около 294 млрд рублей, а на строительстве будет задействовано около 10 тысяч человек. <br> <br> <i>"Госкорпорация "Росатом" сейчас занимается проектированием этого объекта. На площадке заканчиваются инженерно-геологические изыскания. В планах – к концу 2023 года завершить стадию проектирования, подготовить обоснование инвестиций, направить документацию в Ростехнадзор и затем получить лицензию на размещение атомной станции"</i>, - ответил на вопрос "Би-порта" заместитель директора Кольской АЭС по развитию Игорь Маракулин.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://b-port.com/news/286436"><span style="color: #00aeef;">ИА "Би-порт"</span></a><br> </div> <p> </p>

Уникальный научно-исследовательский центр создают совместно "ФосАгро" и ФИЦ КЦН РАН

20.11.2023

<p> </p> <div> Научно-исследовательский центр, в задачи которого будет входить разработка эффективных решений по глубокой переработке труднообогатимых руд, практически создан в Апатитах. Этот совместный проект КФ АО "Апатит" и КЦН РАН не имеет аналогов в России, и уже заинтересовал других участников отрасли. Об этом было заявлено на полях двухдневной XII Международной горнопромышленной конференции "Баренц-Арктическое экономическое партнерство" -"Горнопромышленный комплекс Арктики. Внешние и внутренние факторы роста" ("МГПК БАЭП-2023"). <br> <br> <i>"Мы уже проводим некоторые испытания на флотационных машинах. Фактически нам осталось только открыть этот центр официально"</i>, - сообщил генеральный директор ФИЦ КНЦ РАН <b>Сергей Кривовичев</b>. – <i>"Мы очень рады, что сможем помочь компании в решении многих технологических вопросов. С советских времен у нас накопилось большое количество наработок по более эффективной переработке труднообогатимых руд, которые можно модернизировать под новые задачи и реализовать в современных реалиях"</i>. <br> <br> Международная конференция собрала ученых, руководителей и ведущих специалистов пяти крупнейших горнопромышленных компаний Кольского полуострова, входящих в промышленные группы ФосАгро, ЕвроХим, Северсталь, Норильский Никель и Акрон, делегация из Китая. <br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://b-port.com/news/286441"><span style="color: #00aeef;">ИА "Би-порт"</span></a> </div> <p> </p>

Ученые работают над созданием арктического дизельного топлива из попутных неф­тяных газов

20.11.2023

<div> Сотрудники НИИ нанотехнологий и новых материалов Южно-Российского государственного политехнического университета им. М.И. Платова рассказали <a target="_blank" href="https://poisknews.ru/nanotehnologii/s-nashego-yuga-nashej-zhe-arktike-ne-zhgite-zrya-bogatstva-iz-nih-realno-izgotovit-czennuyu-produkcziyu/"><span style="color: #00aeef;">газете "Поиск"</span></a> о технологиях для Арктики, которые НИИ уже сейчас готов предложить бизнесу.<br> <br> Младший научный сотрудник <b>Иван Зубков</b> продемонстрировал "Поиску" образцы искусственного бензина и арктического дизельного топлива, которое замечательно тем, что не замерзает при очень низких температурах, имеет основу без примесей серы, азота и другой, как он выразился, "ароматики": <i>"Это важно, потому что 80% техники и транспорта в суровых условиях Арктики вынуждены работать на дизельном топливе. А логистика снабжения им очень сложна, завозят по зимникам, оттого топливо очень дорого. Мы же предлагаем производить его из того, что сегодня сжигают. Видели небось факелы, полыхающие над местами нефтедобычи? Их сотни. По разным данным, за год от 25 до 50 миллиардов кубометров попутного газа сжигают в России. Хорошего в этом ничего нет: продукты горения попадают в атмосферу, а при выработке из попутного газа электроэнергии выделяется много СО2 и воды".</i> <br> <br> <i>"В общем, не зря есть постановление правительства, накладывающее штрафы за бесхозяйственное отношение к природным ресурсам (сжигание попутных неф­тяных газов)"</i>, — прокомментировал директор НИИ нанотехнологий и новых материалов <b>Роман Яковенко</b>. — <i>"Мы предлагаем производственникам сразу несколько технологий их выгодной утилизации: производство арктического дизельного топлива и масел, синтетического бензина с высоким октановым числом (90-92 без добавления присадок), синтетического церезина"</i>. <br> <br> </div> Как отмечают сотрудники НИИ, бизнес реагирует на новинки с интересом, но и с осторожностью.<br> <br> <i>"Они предпочли бы увидеть действующую опытно-производственную установку, чтобы сразу просчитать все плюсы и минусы расходов и доходов. А мы пока на стадии лабораторной и пилотной апробации технологии, да к тому же <b>предлагаем то, что никто не делал</b>",</i> - рассказал Роман Яковенко. - <i>"Уникальность в том, что, получив из попутного газа методoм GTL (gas to liquids) безо всяких присадок синтетическую нефть, мы далее из нее вырабатываем арктическое дизельное топливо, масла или бензин. Процессы разнятся катализаторами, которые тоже мы разработали и изготавливаем. Производственники размышляют, потому что понимают: впереди еще масштабирование, импортозамещение всех необходимых узлов. Требуется-то установка мощностью 100 тысяч тонн в год. Но, с другой стороны, такого другие не делают. Например, искусственный бензин и дизельное топливо. Поставь возле места добычи нефти небольшой модульный завод и производи. </i><i>Затраты? Так ведь сейчас это углеводородное сырье жгут и за это штрафы платят"</i><i>.</i> <br> <br> Ученые предполагают довести разработки до уровня, пригодного для коммерциализации, в течение следующих двух лет в рамках программы академического лидерства "Приоритет-2030". Другим важным шагом станет подписание генерального соглашения с бизнес-партнером по <i>церезину</i>, в котором нуждается отечественная промышленность: церезин используется как компонент пластичных смазок, изоляционный материал в радио- и электротехнике, пропитка для упаковочных материалов и т. д. В настоящее время Россия не производит собственный церезин, а закупает его. <br> <br> <i>"Предложенный нами катализатор кобальт-алюмосиликагелевый повышает производительность в сравнении с ранее использовавшимся в 10-15 раз. Продукт получается экологически чистым. Цена в разы ниже, чем предлагают на рынке другие страны",</i> - рассказал Роман Яковенко. <br> <br> На территории НИИ уже построен пилотный однотрубный комплекс для получения церезина, мощностью 1000 кг церезина в год. По словам разработчиков, он обладает высокой температурой плавления, чист от примесей. НИИ уже продал 10 подобных установок вузам Тюмени, Москвы, Перми и Уфы, и планирует масштабировать конструкцию, увеличивая число трубок в 1000 раз. <br> <br> <i>"Мы передаем технологию заказчику, сопровождаем работы при проектировании, изготовлении оборудования, совместно запускаем его. Заодно вуз готовит кадры. Помимо церезина, кстати, мы можем изготавливать изопарафиновые масла высочайшего качества, а их рынок в стране намного больше — около 250-300 тысяч тонн в год. Уверен, что полученные нами результаты по проекту "Приоритет-2030" будут востребованы крупнейшими компаниями России: "Газпром нефть", "Лукойл", "Танеко" и другими",</i> - заключил Роман Яковенко. <br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://poisknews.ru/nanotehnologii/s-nashego-yuga-nashej-zhe-arktike-ne-zhgite-zrya-bogatstva-iz-nih-realno-izgotovit-czennuyu-produkcziyu/"><span style="color: #00aeef;">газета "Поиск"</span></a><br> <p> </p>

Археологи об итогах проекта "Первые русские полярные мореходы у берегов Таймыра"

17.11.2023

Специалисты организации "Археологическое исследование Сибири" подвели итоги двухлетней работы по реализации проекта "Первые русские полярные мореходы у берегов Таймыра", посвященного истории освоения побережья Таймырского полуострова в XVII–XVIII веках, <a target="_blank" href="https://ttelegraf.ru/news/v-stolicze-krasnoyarya-podveli-itogi-arheologicheskih-raskopok-na-tajmyre/"><span style="color: #00aeef;">сообщает "Таймырский Телеграф"</span></a>.<br> <br> В течение полевого сезона 2022 года специалисты общества проводили изыскания на полуострове. Этому предшествовали археологические исследования 2016 года и работы в архиве Военно-Морского флота РФ в Санкт-Петербурге и РГАДА в Москве, в ходе которых историки изучили документы и письма первых исследователей Севера. <br> <br> Как отметил археолог <b>Данил Лысенко</b>, районы Арктической зоны остаются одними из наименее изученных территорий в стране. <br> <br> <i>"Археологические объекты являются, наверное, единственными свидетельствами освоения человеком этих сложных и тяжелых условий. Их необходимо сохранять, необходимо изучать, как проходили процессы освоения этих территорий. Были изучены маршруты в западной части полуострова, в восточной, но наиболее интересными, посвященными именно русскому освоению, были объекты, зафиксированные в низовьях Енисея – в Пясинском заливе Карского моря и на остальном западном побережье полуострова"</i>, – отметил он.<br> <br> Впервые эти места были нанесены на карту Российской Империи в XVIII веке в ходе второй Камчатской экспедиции – тогда это было 42 зимовья в низовьях Енисея. <br> <i>"На тот момент это были самые северные постройки Евразии европейской культуры, в которых жили промышленники, попавшие сюда в конце ХVII века для добычи в первую очередь песца"</i>, – отметил Лысенко. <br> <br> Эти памятники были зафиксированы и в 1920 году членами экспедиции Красноярского краеведческого музея. А век спустя их смогли изучить специалисты АНО "Археологическое исследование Сибири". В ходе раскопок специалисты обнаружили немало подлинных вещей русских первопроходцев – это шахматная доска XVII века, различные рыболовные и охотничьи орудия, даже старинная обувь. <br> Вторым этапом проекта "Первые русские полярные мореходы у берегов Таймыра" стала широкая просветительская работа на основе полученных данных и археологических раскопок. Найденные экспедицией предметы представили на выставках краеведческих музеев Красноярска, Дудинки и Минусинска, которые смогли посетить более 23 тысяч человек. Летом нынешнего года в красноярском парке флоры и фауны "Роев ручей" показали реконструкцию зимовья русских полярных мореходов – ее посмотрели около 300 тысяч посетителей. <br> <br> <i>"Реализация проекта дала возможность широкой аудитории узнать о ранее неизвестных страницах истории освоения Арктики. Выставка вызвала живой интерес наших посетителей. Интересно было даже дошкольникам, для которых разработали специальные занятия на основе этой выставки. Кроме того, взрослые посетители стали слушателями лекций, связанных с выставкой"</i>, – поделилась директор Таймырского краеведческого музея <b>Эмилия Стамбровская</b>. <br> <br> Археологическая коллекция Таймырского музея насчитывает более 8,5 тысячи единиц хранения, большая часть которых – находки, сделанные в период интенсивных археологических раскопок на территории Таймыра с 1967-го по 1974 год. В ходе раскопок на Таймыре было открыто около 300 стоянок древнего человека, рассказала директор Таймырского музея.<br> <br> Наиболее интересным результатом проекта стала вышедшая летом 2023 года в Красноярске <b>книга "Русские люди на Таймыре в XVII–XVIII столетиях"</b> (П. Барахович, Д. Лысенко, Н. Степанов, М. Михайлова). <br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://ttelegraf.ru/news/v-stolicze-krasnoyarya-podveli-itogi-arheologicheskih-raskopok-na-tajmyre/"><span style="color: #00aeef;">Таймырский Телеграф</span></a><br> <br>

От Таймыра до Ямала Росприроднадзор насчитал 42 белых медведя

17.11.2023

<p> </p> <div> Специалисты Росприроднадзора провели исследование популяции белых медведей между Ямалом и Таймыром. Это часть проекта "Хозяин Арктики" по авиационному учету белых медведей, рассказала глава Росприроднадзора <b>Светлана Радионова</b>. <br> Она отметила, что исследования проводили как с воздуха, так и на море. <br> <br> <i>"Специалисты пролетели более 30 тысяч километров по Арктической зоне России и зафиксировали 22 краснокнижника. А участники морских научных походов дошли до архипелагов Новая Земля и Земля Франца Иосифа и обнаружили еще 20 редких хищников – у шести из них взяли биопробы, а на двух самок надели ошейники со спутниковыми передатчиками"</i>, – говорится в Тelegram-канале Светланы Радионовой. <br> <br> Отмечается также, что за четыре года рабочая группа рассмотрела более 20 случаев, когда белые медведи выходили к людям. Как и раньше, Росприроднадзор выступает за создание в местах обитания этих животных "медвежьих патрулей".<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://ttelegraf.ru/news/ot-tajmyra-do-yamala-rosprirodnadzor-naschital-42-belyh-medvedya/"><span style="color: #00aeef;">Таймырский Телеграф</span></a><br> </div> <p> </p>

Северное УГМС провело в навигацию-2023 десять арктических экспедиций

17.11.2023

<div> Суда Северного УГМС вернулись в Архангельск, достойно выполнив научно-исследовательские и социально значимые задачи в интересах развития Российской Арктики, <a target="_blank" href="http://www.sevmeteo.ru/press/news/14497/"><span style="color: #00aeef;">сообщает пресс-служба Северного УГМС</span></a>. С мая по ноябрь этого года НИС "Профессор Молчанов", НИС "Иван Петров" и НЭС "Михаил Сомов" преодолели в суровых арктических условиях в общей сложности около 40 тысяч морских миль.<br> <br> Как сообщил начальник Северного УГМС <b>Роман Ершов</b>, в течение навигационного периода 2023 года было проведено десять морских экспедиций в Арктическом регионе РФ общей продолжительностью более 360 суток.<br> <br> <i>"Суда Северного УГМС выполнили поставленные задачи на достойном, качественном уровне"</i>, - подчеркнул Роман Ершов, - <i>"Особо отмечу успешную реализацию совместного с Северным Арктическим федеральным университетом проекта "Арктический плавучий университет-2023". Очередная экспедиция в рамках этого проекта планируется совместно с САФУ летом 2024 года на научно-исследовательском судне Северного УГМС "Профессор Молчанов".</i><br> <br> Отметим, в этом году экспедиция по программе Арктического плавучего университета работала на НЭС "Михаил Сомов" и НИС "Профессор Молчанов". В период высадок на берег ученые провели целый ряд различных исследований. К примеру, для уточнения Геологической карты Арктических территорий РФ они организовали наземные геологические работы на территории побережья Баренцевоморско-Карского региона, а также архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новая Земля. Особое внимание в ходе работы уделялось подготовке молодых кадров САФУ и других ведущих вузов России.<br> <br> Роман Ершов также отметил важную экологическую составляющую ряда морских экспедиций 2023 года. В частности, на судне "Иван Петров" в целях выполнения госзадания по программе морских научных исследований "Охрана окружающей среды" ученые НПО "Тайфун" Росгидромета совместно со специалистами Северного УГМС провели изучение радиационного фонового режима в окрестностях острова Кильдин - в районе, прилегающем к месту затопления атомной подводной лодки К-159. Напомним, субмарина затонула 20 лет назад при буксировке на утилизацию. Ученые провели отбор проб воды, грунта, биоты (водоросли, мидии) и оперативную радиометрию.<br> <br> Добавим, на НИС "Иван Петров" также были проведены гидрографические работы (в том числе промеры глубин). Эти данные необходимы для повышения уровня безопасности мореплавания и будут использованы при составлении новых карт Северного морского пути.<br> <br> В числе социально значимых задач, которые выполнило судно "Михаил Сомов" - доставка на труднодоступные арктические станции генерального груза и полярников для жизнеобеспечения станций управления (северный завоз). В период рейсов НЭС "Михаил Сомов" в рамках проекта "Модернизация и техническое переоснащение учреждений и организаций Росгидромета-2" на ряд станций были доставлены новые приборы и оборудование, а также солнечные электростанции.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="http://www.sevmeteo.ru/press/news/14497/"><span style="color: #00aeef;">Пресс-служба Северного УГМС</span></a> </div>

В Архангельске стартовали Лавёровские чтения

16.11.2023

<p> </p> <div> В Северном (Арктическом) федеральном университете началась всероссийская конференция с международным участием <i>"II Лавёровские чтения — Арктика: актуальные проблемы и вызовы"</i>. В ней принимают очное участие учёные со всей России и ближнего зарубежья. Рассматриваются результаты новейших научных исследований в области климатологии, геофизики, геохимии, полярных экосистем, биоресурсов, сельского хозяйства, культуры, здоровья человека. <br> <br> Утром 14 ноября начала работу пленарная сессия, где были представлены первые три доклада, также стартовали обсуждения в тематических секциях. Пленарное заседание началось с дистанционного выступления директора Санкт-Петербургского Института океанологии РАН про гидрофизические и биохимические исследования Санкт-Петербургских академических океанологов в Арктике <b>Анатолий Родионов</b>. <br> <br> <i>"В последние годы мы активно работаем в Арктике, в экспедиции 2023 года были проведены исследования гидрологической структуры и динамики метамасштабного антициклонического вихря, наблюдавшихся в осадочных формах льда вблизи ледовой кромки. Это интересное явление. В нашем филиале создан экспериментальный комплекс, состоящий из трёх бассейнов, его особенность в том, что мы можем создавать температурную верификацию с несколькими слоями, это уникальный бассейн, в котором можно решать многие задачи, в том числе и для Арктики"</i>, — рассказал Анатолий Александрович. <br> <br> Прикладное значение гидрофизических и гидрохимических исследований для Арктики — возможность безопасного освоения углеводородов. <br> <br> <i>"Очень много факторов, которые нужно учитывать, когда будет происходить добыча углеводородов на арктическом шельфе: климат, ледовая обстановка. В Архангельске в Северном (Арктическом) федеральном университете есть кафедры, которые занимаются направлениями исследований, связанными с гидрогеоофизикой и гидробиохимией. Но те коллеги, которые приезжают у них есть целый флот, у них более масштабные исследования по тем направлениям, которые не охвачены Архангельской областью, эти коллеги приезжают и делятся своими результатами, и это важно тем, что можно найти точки соприкосновения. Практически каждый докладчик призывает к этому, давайте коллеги объединяться и проводить работы вместе"</i>, — пояснила заместитель директора по науке Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лавёрова УрО РАН <b>Галина Антоновская</b>. <br> <br> Второй доклад касался вопросов продовольственной безопасности, которые нужно решать и в Арктической зоне. Заведующий лабораторией коневодства, звероводства и мелкого животноводства РУП "Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по животноводству" <b>Юрий Герман</b> рассказал, как с помощью совершенствования отраслей животноводства обеспечивается основа продовольственной безопасности Беларуси. Не случайно регулярными гостями конференции являются производители шерсти овцебыков из Санкт-Петербурга, молока из Архангельска и другие поставщики сельскохозяйственной продукции. <br> <br> Директор Экспертного института НИУ "Высшая школа экономики" <b>Илья Воскобойников</b> рассказал об источниках роста производительности российской экономики и роль нефтегазового комплекса в системе показателей Russia Klems.<br> <br> Зал на пленарном заседании был переполнен. Послушать самые актуальные и интересные доклады пришли представители предприятий, организаций, бизнеса, университетов в том числе из Киргизской республики и республики Беларусь, учёные РАН, члены-корреспонденты, и, конечно, преподаватели и студенты САФУ. <br> <br> <i>"Очень ценна конференция тем, что студенты, которые к нам заявились на Лавровскую конференцию, могут выступить перед ведущими учёными РАН, для них это испытание, когда они могут представить результаты для такой уважаемой публики, послушать их рекомендации, замечания от именитых учёных, я считаю, это очень хорошая и большая обкатка для наших молодых учёных"</i>, — сообщила Галина Николаевна Антоновская. <br> <br> Конференция будет идти пять дней. Доклады будут читаться в восьми секциях. Также завтра будет продолжено пленарное заседание. <br> <br> Лавёровские чтения являются одним из ключевых мероприятий на Европейском Севере России, приуроченных к 300-летию Российской академии наук, и посвящены памяти нашего земляка, уроженца Архангельской области, выдающегося отечественного учёного, вице-президента РАН, академика Николая Лавёрова. <br> <br> Организаторы мероприятия: Минобрнауки России, Российская академия наук, Уральское отделение РАН, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лавёрова УрО РАН, Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Правительство Архангельской области, Межрегиональный общественный Ломоносовский фонд.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://narfu.ru/life/news/university/384859/"><span style="color: #00aeef;">Пресс-служба САФУ им. М.В. Ломоносова</span></a><br> </div> <p> </p>

В Красноярске разработали водородный двигатель для Арктики

16.11.2023

<div> На сильном морозе аккумуляторные батареи быстро разряжаются, а завозить дизельное топливо на Крайний Север проблематично и вредно для экологии. Компания "Русский водород" совместно с учёными Института нефти и газа СФУ выбрала водородное топливо для решения этой проблемы.<br> <br> Разработка началась с того, что генеральный директор компании "Русский водород" Владимир Седов решил установить водородный двигатель, разработанный специалистами компании, на электромобиль Tesla. Водородный бак емкостью 3 кг подавал водород в топливный элемент, где при взаимодействии с атмосферным кислородом образуется электроэнергия. Это позволило увеличить запас хода электромобиля с 400 км до 1 тыс. км. Эксперимент оказался удачным. </div> <br> <i>"После чего было принято решение доработать его до условий Арктики. Для Крайнего Севера мы изменили конструкцию двигателя, изменили состав катализаторов и изменили охлаждение и подогрев топливного элемента, потому что для Арктики нужно было поменять эти технологии"</i>, - рассказал <b>Владимир Седов</b>, добавив, что для работы в условиях Крайнего Севера металл водородного двигателя (топливного элемента) обрабатывается специальным составом. <br> <br> По его словам, разработка велась в рамках межотраслевого научно-производственного центра инновационных технологий Sidera, созданного институтом и компанией для работы в сфере водородных технологий. <br> <br> Преимущество водородного двигателя для Арктики, считают разработчики, в том, что он не требует завоза дизельного топлива, а водород может выделяться из попутного газа, который выделяется при добыче нефти. Также такой вид топлива более экологичен и может применяться для собственной генерации.<br> <br> Сейчас прорабатывается вопрос создания топливных элементов для беспилотных летательных аппаратов, используемых для геологоразведки в арктических условиях. Как отмечают разработчики, в условиях сильных морозов аккумуляторные батареи БПЛА просто не выдерживают долгой работы. <br> <br> Как рассказал ТАСС директор Института нефти и газа <b>Роман Аюпов</b>, в рамках проекта Sidera сделаны и уникальные разработки для нефтедобывающей промышленности. Была создана специальная электромеханическая система "Байкал". <i>"Данное устройство может применяться в Арктике, где нужна нулевая нагрузка на экологию. Это оборудование "Байкал" полностью состоит из отечественных компонентов, это наша собственная разработка. Аналогов такого оборудования нет ни в России, ни в мире. Данная установка используется для воздействия на скважины и нефтяные пласты"</i>, - сообщил Аюпов. <br> <br> Оборудование представляет из себя трубу в несколько метров, состоящую из трех элементов - двигателя, специального мультипликатора и различных насадок. По словам директора института, насадки могут применяться для самых разных работ в скважинах. Так, с помощью насадки в виде теплового носителя устраняются отложения на стенках скважин, что позволяет избегать аварий и непредвиденных остановов. С помощью ультразвукового устройства, которое может использоваться также в качестве специальной насадки, идет воздействие на нефтепласт и увеличивается дебет скважины. <i>"Также мы можем подключать СВЧ-излучатель, что очень актуально для месторождений с высоковязкой нефтью, таких как в Татарстане"</i>, - рассказал директор института. <br> <br> Сейчас все эти операции проводятся громоздким оборудованием, которое может разрушать стенки скважин, а также требует множества операций, каждая из которых может стоить несколько десятков миллионов рублей. По словам Аюпова, оборудование уже прошло тестирование на скважинах, сейчас рассматривается вариант его производства на площадях института. <br> <br> Также в лабораториях института разрабатываются буровые растворы на основе растительных материалов, что делает их экологически чистыми. По словам Аюпова, таких разработок в стране очень мало. По его словам, практически каждое месторождение имеет свой уникальный состав, сравнимый с ДНК человека, и для разработки буровых растворов для них специалисты института подходят индивидуально, применяя математическое моделирование и компьютерные технологии.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://nauka.tass.ru/nauka/19296137"><span style="color: #00aeef;">ТАСС</span></a><br> <p> </p>

В Химках разработали космический аппарат для исследования Арктики

16.11.2023

<p> </p> <div> На предприятии городского округа Химки НПО имени С. А. Лавочкина, входящем в Госкорпорацию "Роскосмос", завершили изготовление второго космического аппарата для первой в мире высокоэллиптической гидрометеорологической космической системы "Арктика-М", сообщает пресс-служба администрации городского округа. Спутник обеспечит круглосуточный всепогодный мониторинг поверхности Земли и морей Северного Ледовитого океана, что будет способствовать динамичному развитию северных регионов нашей страны. На данный момент аппарат доставлен на космодром "Байконур", пуск запланирован на декабрь этого года.  <br>  <br> </div> <div> В рамках подготовки к запуску "Арктика-М" №2 прошёл испытания: комплексные электрические, термоэлектрические в вакуумной камере, технологические вибрационные, а также контроль герметичности двигательной установки.   <br> В монтажно-испытательном корпусе космический аппарат пройдет предпусковую подготовку, заправку топливом и стыковку с разгонным блоком. Его выведение на орбиту будет осуществлено ракетой-носителем "Союз-2.1б" с разгонным блоком химкинского производства "Фрегат". <br>    <br> Первый аппарат высокоэллиптической гидрометеорологической космической системы "Арктика-М" был выведен на целевую орбиту в феврале 2021 года и в настоящее время выполняет целевые задачи в полном объёме. Он стал первым в мире метеорологическим спутником, исследующим арктический регион с высокоэллиптической орбиты. Теперь два космических аппарата "Арктика-М" в составе системы будут обеспечивать круглосуточный мониторинг поверхности, облачности, морей Земли в арктическом регионе и прилегающих территориях, а также постоянный и надёжный обмен метеорологической информацией, передачу службам спасения сигналов о местоположении терпящих бедствие судов и самолетов в рамках международной поисково-спасательной системы "КОСПАС-SARSAT". "Арктика-М" разработан и изготавливается в НПО "Лавочкина".    <br> <br> Создание спутниковых систем на высокоэллиптических орбитах необходимо для решения задач оперативной метеорологии, гидрологии, агрометеорологии, мониторинга климата и окружающей среды в арктическом регионе, что будет способствовать динамичному социально-экономическому развитию северных регионов страны. <br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://admhimki.ru/novosti/novosti/v-himkah-razrabotali-kosmicheskij-apparat-dlya-issledovaniya-arktiki/"><span style="color: #00aeef;">Пресс-служба администрации городского округа Химки</span></a><br> </div>

Специалисты САФУ разрабатывают ненецко-русский онлайн-словарь

16.11.2023

<p> </p> <div> С 13 по 15 ноября Ненецкий автономный округ посетили директор Института стратегического развития Арктики <b>Александр Сабуров</b> и ассистент кафедры информационных систем и информационной безопасности <b>Павел Шняков</b>. Целью визита стали демонстрация и обсуждение прототипа русско-ненецкого и ненецко-русского онлайн-словаря. В ходе поездки специалисты САФУ получили ценные консультации и предложения по развитию словаря со стороны экспертов Ассоциации "Ясавэй", Ненецкого регионального центра развития образования, Этнокультурного центра НАО, Ненецкой центральной библиотеки имени А. И. Пичкова, Социального-гуманитарного колледжа имени И. П. Выучейского. <br> <br> Разработка словаря стала продолжение реализованного в 2022 году проекта САФУ и Ассоциации "Ясавэй", посвященного изучению возможностей применения российского и зарубежного опыта сохранения языков коренных народов в Ненецком автономном округе. Проект показал крайне высокую востребованность для изучающих ненецкий язык, в особенности молодежи, цифровых инструментов сохранения языков коренных малочисленных народов, прежде всего, онлайн-словарей, онлайн-переводчиков, мобильных приложений и интерактивных сервисов для обучения языкам, в том числе в игровой форме. <br> <br> САФУ выражает признательность <b>Юрию Аркадьевичу Хатанзейскому</b>, заместителю губернатора Ненецкого автономного округа по делам ненецкого и других коренных малочисленных народов севера, президенту Ассоциации "Ясавэй" за содействие в реализации сотрудничества.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://narfu.ru/life/news/university/384876/"><span style="color: #00aeef;">Пресс-служба САФУ им. М.В. Ломоносова</span></a><br> </div> <p> </p>

В арктическом регионе запустят комплекс по производству экологичного топлива

15.11.2023

<p> </p> <div> Новый газохимический комплекс создадут на территории Ненецкого автономного округа, недалеко от Коровинского и Кумжинского газовых месторождений, сообщает <a target="_blank" href="https://sever-press.ru/news/obschestvo/v-arkticheskom-regione-zapustjat-kompleks-po-proizvodstvu-biotopliva/"><span style="color: #00aeef;">"Север-Пресс"</span></a>. Уникальность проекта — в запуске производства полного цикла из местного сырья, сообщили в пресс-офисе проекта "Инжиниринг и инновации в России" Центра управления проектами в промышленности. <br> <br> <i>"Отличительная особенность — полный цикл получения и приготовления вспомогательных материалов и энергоресурсов, в том числе собственная генерация электроэнергии, а также всех необходимых объектов общезаводского хозяйства"</i>, — прокомментировал идею создания производства директор проектного института "Союзхимпромпроект" КНИТУ <b>Павел Кочнев</b>. <br> <br> Проект разработан институтом "Союзхимпромпроект" и инжиниринговым центром Казанского национального исследовательского технологического университета. Он прошел все экспертизы, готов к реализации, рассматривается как особо важный для развития регионов Арктики и Дальнего Востока. <br> <br> Метанол широко применяется в промышленности для выпуска лака, красок, фанеры, ДСП, пластмассы и антисептиков, он нужен для производства консервантов и косметики. Особенное внимание — использованию метанола в качестве экологичного топлива.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://sever-press.ru/news/obschestvo/v-arkticheskom-regione-zapustjat-kompleks-po-proizvodstvu-biotopliva/"><span style="color: #00aeef;">ИА "Север-Пресс"</span></a><br> </div> <p> </p>

В Заполярье начали испытания российских снегоболотоходов Архант-Н в зимних условиях

15.11.2023

<p> </p> <div> В Заполярье начали испытания российских снегоболотоходов "Архант-Н" в рамках зимнего этапа экспедиции "Чистая Арктика - Восток 77", <a target="_blank" href="https://nauka.tass.ru/nauka/19280993"><span style="color: #00aeef;">сообщает ТАСС</span></a>. Двум экспедиционным группам предстоит пройти по замерзшим болотам Мурманской области из Кандалакши в Кировск: испытать машины на пригодность к использованию в условиях Арктики, а также провести научные исследования, сообщил ТАСС заместитель начальника экспедиции <b>Дмитрий Белов</b>. <br> <br> <i>"В Мурманской области у нас начался зимний этап исследований в рамках экспедиции "Чистая Арктика - Восток 77". Ученые будут добираться из Кандалакши в Кировск по промерзшим болотам на снегоболотоходах "Архант-Н". Задачи две - испытать новейшую российскую технику и взять пробы торфяного грунта"</i>, - сказал Белов. <br> <br> Он пояснил, что "Архант-Н" ученые будут испытывать на пригодность для использования зимой в арктических условиях. В дальнейшем планируется, что снегоболотоходы начнут привлекать для поисково-спасательных работ и оказания медицинской помощи жителям труднодоступных населенных пунктов. Снегоболотоходы "Архант-Н" уже прошли осенние испытания не озерах Карелии, а после Заполярья их будут проверять в условиях экстремальных температур на Ямале. <br> <br> <i>"Это техника, которая приспособлена для перемещения по любой местности, на ней можно переплыть реку, озеро, болото. Эта амфибия может вместить пять-восемь человек и очень быстро доставить в любую погоду к любой точке Арктики, автономно существуя несколько дней в суровых климатических условиях"</i>, - сказал Белов. <br> <br> Из Кандалакши в Кировск отправились две группы ученых на двух снегоболотоходах. В составе одной из групп - корреспондент ТАСС Вера Костамо, которая лично испытает "Архант-Н", проведя несколько дней и ночей на мурманских болотах и расскажет об этом читателям ТАСС. Ученые же в экспедиции намерены взять пробы торфяного грунта и провести климатические исследования. <br> <br> <i>"Мы делаем большое количество климатических исследований, связанных с выбросами углерода в атмосферу. Мурманская область и Карелия - одни из самых важных климатических регионов мира, не только России. Торфяные болота этих регионов удерживают огромное количество углекислого газа. При потеплении предполагается, что эти выбросы углекислого газа могут увеличиться"</i>, - сказал Белов. <br> <br> Он пояснил, что, по мнению иностранных ученых, при выделении болотами двух северных регионов России большего количества углекислого газа может произойти парниковый эффект.<i> "Много лет нас они пугали этим парниковым эффектом, но болота не собираются выделять огромное количество углекислого газа. Мы летом провели очень много проб, и сейчас в зимних условиях снова пойдем по этим болотам. Пока не можем сказать - подтверждается это или нет. Скорее всего, нет"</i>, - подчеркнул Белов. <br> <br> <i><b>Об экспедиции</b></i> <br> Экспедиция "Чистая Арктика - Восток-77" является крупнейшей по числу участников среди континентальных высокоширотных научных экспедиций за всю историю исследований севера. Настолько масштабная экспедиция проводится впервые за 40 лет. Маршрут сформирован с учетом госзаданий научных центров РАН и планируемых исследований в рамках университетских грантов. Старт исследованиям был дан в августе 2023 года в Мурманске. Планируется, что за год 700 участников из более чем 20 центров РАН и федеральных университетов проведут 200 исследований на маршрутах протяженностью 12 тыс. км.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://nauka.tass.ru/nauka/19280993"><span style="color: #00aeef;">ТАСС</span></a><br> </div> <p> </p>