80 арктических полигонов выбраны для создания системы экологического мониторинга
<div>
Восемьдесят полигонов в Арктике выбраны для создания системы экологического мониторинга АЗРФ, которая начнет действовать 2025 году, <a target="_blank" href="https://rg.ru/2024/09/10/reg-szfo/80-poligonov-arktiki-vybrany-dlia-sozdaniia-sistemy-ekologicheskogo-monitoringa.html"><span style="color: #00aeef;">сообщает "Российская газета"</span></a> со ссылкой на разработчиков программы.<br>
<br>
Масштабные экосистемные исследования по контролю за экологической обстановкой в Арктике планируется вести регулярно с 2025 до 2035 года, а все данные будут сконцентрированы на одной платформе - доступ к ним появится у всех желающих. <br>
<br>
Все сформированные полигоны разбиты на сеть станций, портовых зон, районов образования полыней, стационарных полигонов наблюдения за птицами и морскими млекопитающими. География - от НАО до Чукотки. К примеру, полигоны импактного (антропогенного) мониторинга, а также контроля за интенсивным воздействием на Арктику будут базироваться в районе Амдермы, Диксона, Тикси, Мыса Челюскин, Певека. Полигоны фонового мониторинга - на морских территориях вдоль всего фарватера СМП. <br>
<br>
<i>"Подготовлены также шаблоны проведения мониторинга, чтобы его было легче систематизировать и анализировать,</i> - сообщил руководитель отдела экологии Центра морских исследований МГУ <b>Владислав Калениченко</b>. Он также рассказал, что особо выделены зоны наблюдения за ценными морскими млекопитающими Арктики, в том числе китами. Сегодня решается вопрос о сезонном ограничении судоходства на территориях обитания животных, снижении скоростного режима судов, а также других возможных ограничений: <i>"Вопрос пока в стадии обсуждения".<br>
</i> <br>
Тем временем все полученные данные загружаются в единую систему цифровых сервисов СМП, над которой сегодня работают специалисты Главсевморпути в сотрудничестве с МГУ. Информация собирается с помощью бортовых измерительных комплексов, а также ледовой разведки. Сервис создается для того, чтобы управлять рисками в Арктической зоне РФ.<br>
<br>
<i>"Информация будет хранится здесь всегда и будет доступна для использования. Часть системы уже создана и сейчас тестируется,</i> - сообщил гендиректор Главсевморпути <b>Сергей Зыбко</b>. Важно, что новый сервис сделает СМП более удобным для всех, кто работает на нем. <br>
<br>
Сегодня, к примеру, желающие пройти по ведущей арктической трассе подают заявление в администрацию Главсевморпути, после чего отдел разрешительной деятельности выдает разрешение. Следующий этап - вход в акваторию с учетом выданных ограничений (это, к примеру, самостоятельное плаванье, проводка ледоколами или запрет, пока не улучшится ледовая обстановка). А после введения нового сервиса все административные процедуры должны стать более простыми. Так, заявление можно будет загружать прямо на платформе, а далее от нее начнет поступать информация о составлении маршрута плавания по СМП с учетом индивидуальных особенностей судна (к примеру, его ледового класса). <br>
Речь идет об адаптивной маршрутизации с обязательной верификацией штабом морских операций. <br>
<br>
<i>"Нечто похожее происходит в медицине,</i> - поясняет Сергей Зыбко. - <i>Во время компьютерной томографии система подсвечивает участки, на которых видит недостатки организма. В итоге меньше времени уходит на диагностику. Здесь по аналогии - система все просчитает, предложит на выбор несколько вариантов, и с учетом этого судовладелец получит маршрут с рекомендациями. Далее все загружается в электронные карты".<br>
</i> <br>
Важно, что система цифровых сервисов СМП будет "подпитывать" главный принцип безопасности мореходства в Арктике — предсказуемость.<br>
<br>
Экологическая обстановка в Арктике станет частью Единой системы цифровых сервисов СМП. Причем экомониторинг разделен в ней на два пункта. Один из них - для общественности, которая в любой момент сможет ознакомиться с текущей экологической ситуацией в Арктике. Второй цифровой сервис представляет собой систему загрузки и хранения данных - это результаты исследований, аналитика и статистика. <br>
<br>
<i>"В основе - спутниковая информация, данные гидрометслужбы, информация, полученная с помощью беспилотников. К примеру, бортовой измерительный корпус, установленный на БПЛА, способен измерять толщину льда и передавать его в общий банк данных",</i> - сообщили создатели нового сервиса СМП. <br>
<br>
Впереди у них еще много работы - комплексная оценка рисков возникновения ЧС в Арктике, доработка мер, касающихся сохранения биоразнообразия, и только потом - создание руководства по устойчивому судоходству на Северном морском пути. <br>
<br>
<i>"Природа в акватории СМП очень хрупкая, ранимая, а низкие температуры замедляют процесс восстановления нанесенного экологии вреда",</i> - пояснили в Главсевморпути. И напомнили про эталонный случай техногенной морской катастрофы. - <i>Будущие мореходы сегодня в обязательном порядке изучают аварию танкера у побережья Аляски, случившуюся в 1989 году: тогда в результате катастрофы более 50 миллионов галлонов нефти вылилось в море, в результате оказались загрязнены 28 тысяч квадратных километров, а также две тысяч километров береговой линии. Самая разрушительная для экологии авария сделала огромную северную территорию непригодной для морских обитателей. Это то, что в России допустить нельзя - и мы не допустим".<br>
</i> <br>
Важно, что система цифровых сервисов СМП будет "подпитывать" главный принцип безопасности мореходства в Арктике - предсказуемость: грузоотправители и грузополучатели должны четко понимать, сколько времени из общего маршрута займет прохождение их судов по арктической дороге в зависимости от гидрологических и экологических условий. Как пример, уникальная для последних 30 лет сложнейшая ледовая обстановка в арктических морях. <br>
<br>
<i>"В Карском море в июне и июле аномалия по мощности и площади льда составила 30-40 процентов. В августе тяжелые ледовые условия наблюдались в восточных морях АЗРФ",</i> - рассказал директор Арктического и Антарктического НИИ <b>Александр Макаров</b>. Причем изменения климата только усложняют задачи: ученые фиксируют новые природные явления, которые раньше даже не рассматривали. Оказалось, что прохождение по СМП тяжелых судов меняет лед: в районах фарватера он перемалывается, смерзается, создавая нагромождения и торосы, преграждая путь судам. <br>
<br>
Но "шоссе" на Северном морском пути работает сейчас очень интенсивно, круглый год и в обе стороны! Значит, точность ледовых прогнозов необходимо повышать. По словам Александра Макарова, сейчас она составляет 92-96 процентов. При этом появилась потребность в составлении прогнозов по ледовым условиям на разные периоды навигации, в частности на каждый месяц, чтобы более точно планировать транспортные операции: все эти данные также будут заноситься в цифровую платформу Севморпути.<br>
<br>
Автор: Татьяна Сухановская<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://rg.ru/2024/09/10/reg-szfo/80-poligonov-arktiki-vybrany-dlia-sozdaniia-sistemy-ekologicheskogo-monitoringa.html"><span style="color: #00aeef;">Российская газета</span></a>
</div>
<p>
</p>
На ВЭФ оценили возможность создания Международного научного центра на Шпицбергене
<div>
Заместитель директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института по экспедиционной работе, начальник Российской научной арктической экспедиции на архипелаге Шпицберген <b>Юрий Угрюмов</b> принял участие в работе Восточного экономического форума 2024 во Владивостоке, <a target="_blank" href="https://www.aari.ru/press-center/news/novosti-aari/na-vef-otsenili-vozmozhnost-sozdaniya-mezhdunarodnogo-nauchnogo-tsentra-na-arkhipelage-shpitsbergen"><span style="color: #00aeef;">сообщает пресс-служба ААНИИ</span></a>. Ученый обсудил с коллегами перспективы развития науки на норвежском архипелаге в ходе сессии ВЭФ "Шпицберген – оазис международного сотрудничества".<br>
<br>
Архипелаг Шпицберген – уникальный регион, расположенный за полярным кругом всего в 900 км от Северного полюса, предполагает равный доступ стран – участниц Парижского договора 1920 года к осуществлению хозяйственной и научной деятельности. Этот регион имеет богатую историю проведения научных исследований и представляет большой интерес для современной науки. Особую ценность и важность исследования на Шпицбергене приобрели в последние десятилетия в связи с глобальными климатическими изменениями.<br>
<br>
<i>"Климатические изменения, которые мы повсеместно наблюдаем на планете, проявляются на Шпицбергене особенно ярко. Дело в его особом географическом положении. Шпицберген – самый западный из цепочки арктических архипелагов, и он первый принимает тепло, которое переносится из Атлантики воздушными массами и морскими течениями. Именно поступление дополнительного количество тепла через этот механизм, как принято считать, в конечном счете, приводит к повышению температуры воздуха, уменьшению ледовитости и толщины льды, другим изменениям в Арктике",</i> – рассказал в ходе дискуссии Юрий Угрюмов. <br>
<br>
По словам ученого, Шпицберген является очень хорошим индикатором климатических изменений, происходящих на планете. Согласно оценкам, за последние 120 лет температура воздуха на архипелаге росла в три раза быстрее, чем в среднем на Земле. <br>
<br>
<i>"Вполне уместно рассматривать архипелаг в качестве своеобразной природной лаборатории, места приложения серьезных международных усилий для изучения процессов, связанных с глобальным потеплением. И первым шагом могло бы стать создание системы комплексного мониторинга состояния природной среды архипелага. Это серьёзная задача, и она под силу только объединению институтов из различных государств",</i> – отметил Юрий Угрюмов. <br>
<br>
По решению правительства Российской Федерации с 2016 года работает Российский научный центр на архипелаге Шпицберген (РНЦШ), представляющей на текущий момент консорциум 14 организаций Министерства природных ресурсов и экологии РФ и Минобрнауки РФ, работающих по единой программе. Арктический и антарктический научно-исследовательский институт определен в качестве опорной организации, обеспечивающей работу РНЦЩ. <br>
<br>
Оценивая инициативу создания международного научного центра на архипелаге, Юрий Угрюмов отметил, что Российский научный центр на Шпицбергене, имеет большой опыт выполнения международных научных проектов, необходимые компетенции и международные связи, знания о локальных особенностях природной и ряды данных о состоянии природной среды. Поэтому создать площадку для совместной работы ученых разных стран можно только опираясь на РНЦШ. При этом важно существенно укрепить его материально-техническую базу. <br>
<br>
<i>"Необходимо сделать очень много. Во-первых, создать необходимую техническую базу, инфраструктуру, обеспечить будущий международный центр достаточным количеством транспортных средств для перемещения как по суше, так и по морю. Решить задачу обеспечения хорошей мобильной связью и широкополосным интернетом. На мой взгляд, необходимо поработать над созданием интересной научной программы, которая смогла бы объединить институты из разных стран", </i>– добавил ученый. <br>
<br>
Сегодня на архипелаге Шпицберген ведет добычу топливных ресурсов государственный трест "Арктикуголь", а российские поселки Пирамида, Баренцбург, Грумант обладают базовой инфраструктурой для туризма и науки. <br>
<br>
<i>"Шпицберген — это исключительный по своей природной привлекательности архипелаг. Там ощущаешь себя как не на планете Земля. Ледники, горы, водопады и совершенно иной, нежели на материковой части, воздух. Невообразимо богатые флора и фауна. В интересах треста снижать угольную добычу, оставляя ее лишь для обеспечения ресурсами ТЭЦ, делать ставку на туризм, науку, морскую логистику"</i>, – заявил генеральный директор "Арктикугля" <b>Ильдар Неверов</b>. <br>
<br>
Эта идея поддержана Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики. По словам Ильдара Неверова, одной из точек роста может стать международный научно-образовательный центр. Интерес к этой сфере проявляют Турция, Китай, Индия, Бразилия и другие страны. Шпицберген привлекает гляциологов, биологов, ученых, занимающихся изучением вечной мерзлоты. <br>
<br>
Старший научный сотрудник Международного фонда Вивекананды <b>Анураг Бисен</b> (Индия) высказался о заинтересованности исследовательских институтов в работе на архипелаге Шпицберген и рассказал о прямой связи между климатическими изменениями в Арктике и муссонами в Индии. <br>
<br>
<i>"Дело в том, что 70% осадков в Индии как раз обеспечиваются муссонами в летние месяцы. Кроме того, муссоны непосредственно влияют на сельское хозяйство нашей страны",</i> – подчеркнул он. По его словам, ситуация в Арктике сказывается на уровне Мирового океана. <br>
<i>"В Бангладеш почти 50 миллионов человек могут пострадать из-за подъема этого уровня. Мальдивы практически стоят перед потенциальной катастрофой. Ведь если поднимется уровень Мирового океана, эти острова просто скроются под водой",</i> – добавил Анураг Бисен. <br>
<br>
Возможное испытание морских технологий на Шпицбергене интересует ученых Института проблем морских технологий имени академика М. Д. Агеева ДВО РАН. Об этом рассказал директор института <b>Александр Коноплин</b>. Он привел в пример интеллектуальные подводные аппараты для изучения уникального биоразнообразия Арктики. На полигоне для испытания такой робототехники смогли бы объединить усилия ученые из различных стран. <br>
<br>
<i>"Российская часть Шпицбергена готовится к новому ренессансу, делая переход от индустриальной эпохе к постиндустриальной, развивая наряду с добычей угля науку и туризм. Мы сегодня взглянули на цели и интересы стран — участников БРИКС. Есть много перспективных направлений сотрудничества, совместных тем для исследований — климат, биоразнообразие, управление водными ресурсами, возможно, морская робототехника. Потенциал развития туризма на Шпицбергене колоссальный. Важно делать шаги для кооперации",</i> – подвела итоги обсуждения модератор, руководитель направления "Устойчивое развитие" Восточного центра государственного планирования (ФАНУ "Востокгосплан") <b>Мария Никишова</b>.<br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://www.aari.ru/press-center/news/novosti-aari/na-vef-otsenili-vozmozhnost-sozdaniya-mezhdunarodnogo-nauchnogo-tsentra-na-arkhipelage-shpitsbergen"><span style="color: #00aeef;">ААНИИ</span></a><br>
</div>
<span style="font-weight: bolder;">
<blockquote style="font-weight: 400;">
</blockquote>
</span>
Томские учёные исследовали процесс таяния ледяных жил в арктических болотах
<p>
</p>
<div>
Учёные Томского государственного университета в ходе экспедиции в Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) исследовали процесс таяния ледяных жил в арктических болотах. Такие жилы являются индикаторами изменения климата. Как показывают промежуточные результаты исследований, поддержанных грантом Российского научного фонда, вытаивание ледяных тел, образовавшихся в древности в результате заполнения водой морозобойных трещин в торфе, нередко связано с увеличением высоты кустарников в тундре. Вместе с тем учёные ТГУ отмечают такой феномен, как восстановление одних ранее вытаявших ледяных тел на фоне продолжающегося таяния других, что свидетельствует об устойчивости экосистемы.<br>
<br>
<i>"Одна из целей проекта – выяснить, насколько мерзлые болота откликаются на изменение климата и когда этот процесс начался, </i>– объясняет руководитель экспедиции, заведующий лабораторией "БиоГеоКлим" ТГУ <b>Cергей Лойко</b>. – <i>Изучение космоснимков показало, что изучаемые болота начали реагировать на потепление ещё в 1970-е годы, а возможно, и в середине ХХ века. В большинстве своём реакция проявляется в таянии ледяных жил – клиновидных ледяных тел, которые находятся в торфянике".<br>
</i> <br>
Согласно гипотезе учёных, разрушение ледяных жил начинается в точке контакта болота с прилегающими склонами. Рост объёма стекающей с них воды приводит к увеличению деятельного слоя и оттаиванию льда, ранее прикрытого тонким слоем мёрзлого торфа. Большее количество воды является следствием скопления снега, который задерживают увеличившиеся в высоту кустарники в ложбинах. Улучшение роста кустарников – следствие трансформации климата. Например, на юге тундры в ЯНАО наблюдается экспансия кустарников, в первую очередь, ольхи. Особенно активно она растет на тех почвах, которые подверглись антропогенному воздействию, например, там, где ездила техника и прочее. <br>
<br>
<i>"Нас интересовали территории, на которых человек не вёл никакой деятельности, чтобы отследить исключительно влияние климата на ледяные жилы,</i> – отмечает Сергей Лойко. – <i>При этом одной из задач было посмотреть, что сейчас в тех местах, где жилы (согласно космоснимкам) уже вытаяли к 1970-м годам. Мы обнаружили, что они вновь замёрзли. Удивительный факт, но они восстановились. Это не чистый лёд, каким он был раньше: в нём присутствует примесь торфа, что снижает теплопроводность. Однако поверхность ледяной жилы залегает на метр-полтора ниже, чем это было до вытаивания во второй половине ХХ века. Сверху эти вновь образованные ледовые тела затягивает растительный покров, и они больше не оттаивают. То есть природа сама себя реставрирует, хотя и в несколько ином виде. Это хороший факт, указывающий на устойчивость экосистем".<br>
</i> <br>
Во время экспедиции учёные ТГУ провели отбор проб в старых и новых ледяных жилах, чтобы проанализировать и сравнить их химический состав. Добавим, что проект "Роль сезонного и многолетнего промерзания почв в трансформации потоков углерода и металлов (на примере заболоченных ландшафтов Западной Сибири)" рассчитан до конца 2025 года (проект №23-17-00281, руководитель проекта – профессор Биологического института ТГУ <b>Сергей Кулижский</b>).<br>
<br>
Исследования, поддержанные РНФ, позволят спрогнозировать отклик широко распространенных на севере Западной Сибири многолетнемерзлых болот на потепление климата и определить угрозы для человека со стороны происходящих изменений. <br>
<br>
Для справки: Для изучения трансформации климата и ее влияния на экологию и качество жизни человека в Томске в рамках мегагранта при поддержке правительства РФ была создана лаборатория "БиоГеоКлим". Научным руководителем лаборатории является ученый ТГУ и обсерватории Миди-Пиринейз (Тулуза, Франция) <b>Олег Покровский</b>. Оборудование для проведения исследований цикла углерода и мониторинга эмиссии парниковых газов ранее было закуплено в России, Японии, США, Финляндии, Германии, Чехии в рамках программы обновления приборной базы нацпроекта "Наука и университеты".<br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://news.tsu.ru/news/uchyenye-vyyasnili-chto-v-arkticheskoy-zone-vosstanavlivayutsya-tayushchie-ldy/"><span style="color: #00aeef;">Пресс-служба ТГУ</span></a><br>
</div>
<p>
<br>
</p>
Экспедиция Плавучего университета МФТИ — ИО РАН провела масштабные исследования в Арктике
<div>
Ученые Плавучего университета провели исследования теплообмена атлантических и арктических вод в Карском море и море Лаптевых,<span style="color: #00aeef;"> </span><a target="_blank" href="https://mipt.ru/news/ekspeditsiya-plavuchego-universiteta-mfti-io-ran-provela-masshtabnye-issledovaniya-v-arktike-"><span style="color: #00aeef;">сообщает пресс-служба МФТИ</span></a>. Эти исследования помогут лучше понять процессы изменения климата в Арктике. Результаты научных работ улучшат прогнозирование ледовой обстановки на Северном морском пути.<br>
<br>
Экспедиция Плавучего университета МФТИ-ИО РАН, возвратившаяся на днях из Арктики, подводит предварительные итоги морских исследований. В течение полутора месяцев на НИС "Профессор Молчанов" 23 ученых и 26 студентов вели работы по направлениям: физика океана и полярная ионосфера, морская биология, геохимия. <br>
<br>
Одной из основных задач экспедиции были исследования атлантических вод, которые определяют крупномасштабный поток тепла из Северной Атлантики в Арктику. В последние десятилетия теплые атлантические воды отдают все больше и больше тепла в поверхностный слой моря в Северном Ледовитом океане, что усиливает сокращение ледового покрова. Этот процесс называется "атлантификацией", так как из-за него физические и биологические условия в Баренцевом море становятся все больше похожи на условия в Северной Атлантике. По многим прогнозам, атлантификация будет распространяться дальше на восток и охватит северную часть Карского моря и, в определенной степени, глубоководную центральную часть Северного Ледовитого океана. <br>
<br>
<i>"Для полноценного понимания и прогнозирования процесса атлантификации необходимы экспедиционные измерения характеристик атлантических вод, оценка механизмов, обеспечивающих их теплообмен с арктическими водами. Подобные измерения проводятся, однако они до сих пор редки, особенно в отдаленных морях Восточной Арктики, где сохраняются сложные ледовые условия даже в теплый период года. Мы провели измерения атлантических вод в одном из таких районов на континентальном склоне в море Лаптевых. Работать почти все время приходилось в ледовых полях, среди льдин и айсбергов, часть работ пришлось изменить из-за труднопроходимых льдов. Тем не менее, нам удалось провести масштабные измерения в этом регионе и получить новые результаты, важные для понимания и прогнозирования происходящих климатических изменений в морях российской Арктики",</i> - сказал <b>Александр Осадчиев</b>, руководитель научных работ экспедиции, д.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник ИО РАН, заведующий лабораторией арктической океанологии МФТИ. <br>
<br>
Также в экспедиции были проведены масштабные измерения внутренних волн в различных акваториях Карского моря и моря Лаптевых. Характер внутреннего волнения определяет интенсивность перемешивания поверхностных распресненных и подповерхностных соленых вод. Показана интенсификация этих процессов в узких проливах между морями (проливы Карские Ворота, Вилькицкого, Дмитрия Лаптева), что приводит к существенной трансформации вод при прохождении через эти проливы. <br>
<br>
По направлению морской биологии изучены микробные пищевые сети прибрежных акваторий архипелагов Новая Земля и Северная Земля с целью обнаружения и изучения связи микробиот Карского моря и моря Лаптевых. Установлена большая разница в видовом составе, численности, размерном составе фитоцена Карского моря и моря Лаптевых к западу и востоку от Северной Земли при схожих внешних условиях. Исследование этих сетей позволит разобраться в функционировании экосистем при взаимодействии прибрежных и склоновых процессов в этих морях. В частности, это важно для прогнозирования биологической продуктивности и рыбных ресурсов в малоизученных акваториях российской Арктики в будущем в условиях продолжающегося потепления и сокращения ледового покрова. <br>
<br>
Проведены исследования морских грибов, бактерий-симбионтов донных ракообразных, белков-опсинов моллюсков. Проведено тестирование Lux-биосенсоров на присутствие токсикантов в водной среде, а также биолюминесценции бактерий, выделенных из различных сред обитания. Обнаружены симбиотические биолюминесцентные бактерии в кишечниках рыб, у морских беспозвоночных, а также в свободноживущем виде в морской воде и донных отложениях. Эти исследования найдут свое применение в разнообразных отраслях деятельности: поиске новых антибиотиков и биологически активных веществ, обнаружение загрязнений в водной среде, а также помогут в биохимических исследованиях белков, важных для медицины. Кроме того, для всего вышесказанного, изучение и сохранение биоразнообразия – одни из ключевых задач, которые стоят перед человечеством (включены в цели устойчивого развития ООН). <br>
<br>
В результате проведенных ионосферных исследований в арктическом регионе удалось зарегистрировать отклик полярной ионосферы на ряд солнечных вспышек различного класса. Полученные результаты показали, что существующие модели динамики ионосферы во время рентгеновских вспышек требуют коррекции для полярного региона. Уточненные модели должны будут улучшить прогнозирование условий распространения сигналов связи и навигации в арктической зоне. <br>
<br>
<aside>Анализ и обработка полученных в море данных продолжится на суше. Студенты будут работать в паре с учеными-наставниками для получения дальнейших научных выводов. Экспедиции Плавучего университета, в основе которых заложен принцип обучения через исследования, становятся отработанной методикой по интеграции молодых специалистов в сообщество ученых в области наук о Земле. <br>
<br>
</aside>
В этой экспедиции приняли участие ученые из МФТИ, ИО РАН (головное отделение и Санкт-Петербургский филиал), ЦМИ МГУ, ИДГ РАН, МГИ, ВНИИСХМ, а также студенты со всей страны. <br>
<br>
<i>"Экспедиции Плавучего университета – это площадка для совместной работы не только студентов и учёных, но и коллективов разных научных организаций. Выполняя исследования в рейсах, удаётся выстроить долгосрочное сотрудничество, которое приводит к междисциплинарным грантам и проектам. А студенты сразу попадают в коллективы с живой научной мыслью и пониманием перспектив исследования",</i> - отметила начальник экспедиции, директор Координационного центра "Плавучий университет" на базе МФТИ <b>Наталья Степанова-Чубаренко</b>. <br>
<br>
<figcaption>
В рамках нацпроекта "Наука и университеты" в текущем году была отмечена работа коллектива программы "Плавучий университет". Сам этот проект показал себя как передовая практика восполнения научных кадров и поддержки фундаментальных исследований молодых ученых в области морских наук. <br>
<br>
</figcaption>
По решению Межведомственной национальной океанографической комиссии Российской Федерации координирующая роль по развитию и реализации проекта "Плавучий университет" возложена на МФТИ.<br>
<br>
Источник: <a target="_blank" href="https://mipt.ru/news/ekspeditsiya-plavuchego-universiteta-mfti-io-ran-provela-masshtabnye-issledovaniya-v-arktike-"><span style="color: #00aeef;">Пресс-служба МФТИ</span></a><br>
</div>
<p>
</p>