НОВОСТИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В АРКТИКЕ

Международная школа молодых ученых "Россия в Арктическом диалоге: глобальный и локальный контексты"

30.05.2023

<div> В Северном (Арктическом) федеральном университете им. М.В. Ломоносова начала работу V Международная школа молодых ученых "Россия в Арктическом диалоге: глобальный и локальный контексты". <br> <br> В этом году для участия в школе подали заявки 47 молодых ученых из Армении, Германии, Индии, Колумбии, Нигерии, Китая, России, Сирии, Франции, Эфиопии, Шри-Ланки. Международная школа, которая проводится в САФУ с 2017 года, служит площадкой для поддержания научного диалога между начинающими исследователями из разных стран мира, для обсуждения глобальных вызовов, сценариев, решений и возможных векторов развития Арктики. Поддержание и развитие научного диалога особенно важно в условиях растущего напряжения между арктическими странами. <br> <br> <i>"Основная идея школы — дать возможность молодым ученым со всего мира получить наиболее актуальную на сегодняшний день информацию о том, как развивается Российская Арктика. Мы постарались организовать программу школы так, чтобы дать знания междисциплинарного характера и охватить большой спектр тем из разных областей науки"</i>, — подчеркнул на открытии школы ее научный руководитель, профессор кафедры регионоведения, международных отношений и политологии САФУ <b>Константин Зайков</b>. <br> <br> Ключевыми темами, которые будут обсуждаться в рамках школы в этом году, стали геополитика и международные отношения, местные сообщества в изменяющихся условиях высоких широт, вызовы окружающей среды, управление северными территориями и социокультурное измерение в Арктике. <br> <br> К участию в лекционном блоке привлечены 18 лекторов из ведущих российских и иностранных вузов: Пекинского технологического института, Харбинского политехнического университета, МГУ имени М.В. Ломоносова, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Карельского научного центра Российской академии наук, Томского государственного университета, Северо-Восточного федерального университета, Южно-уральского государственного университета и Северного (Арктического) федерального университета.  <br> <br> Первый день работы международной школы молодых ученых начался с лекции профессора Санкт-Петербургского государственного университета<b> Александра Сергунина</b> <i>"Возможно ли сотрудничество в Арктике в эпоху геополитической турбулентности?"</i>. Константин Зайков рассказал аспирантам о Российской Арктической стратегии до 2035. Профессор Пекинского технологического института <b>Лиу Хау</b> прочитал лекцию о роли Китая в развитии и управлении Арктикой, а доцент, старший преподаватель САФУ <b>Бхагват Джавахар Вишну</b> представил презентацию об интересах Индии в этом регионе. <br> <br> В течение пяти дней работы международной онлайн-школы ее участники также представят свои диссертационные работы и обсудят их с ведущими учеными и экспертами в области арктических исследований. <br> <br> V Международная школа молодых ученых "Россия в Арктическом диалоге: глобальный и локальный контексты" организуется управлением международного сотрудничества, кафедрой регионоведения, международных отношений и политологии Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации и Управлением подготовки и аттестации научно-педагогических кадров САФУ. <br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://narfu.ru/life/news/university/379342/"><span style="color: #00aeef;">Пресс-служба САФУ имени М.В. Ломоносова</span></a><br> </div> <br> <br> <br>

Минприроды летом подготовит законопроект о государственном экологическом мониторинге на Севморпути

30.05.2023

<p> </p> <p> </p> Минприроды планирует к августу разработать законопроект о государственном экологическом мониторинге на Северном морском пути (СМП), сообщил глава ведомства <b>Александр Козлов</b> в ходе круглого стола по проблемам Арктики и Антарктики, организованного в рамках Невского международного экологического конгресса. <br> <br> <i>"Совместно с Росгидрометом и Росатомом мы подготовили проект концепции системы государственного экологического мониторинга в акватории СМП. Он должен обеспечить всех заинтересованных пользователей достоверной и полной информацией о состоянии и загрязнении окружающей среды, текущей и экстренной информацией о природных явлениях. До конца июля разработаем и представим проект федерального закона по этой теме"</i>, - сказал министр. <br> <br> Ранее Козлов отмечал, что экологический мониторинг на СМП есть и сейчас, но нужно расширить охват акватории и объём измеряемых параметров. Также Минприроды со специалистами обсуждают вопросы требований к судам, проходящим по арктическим морям. <br> <br> Выступая на "круглом столе" Невского экоконгресса, Козлов напомнил, что недавно в Салехарде был открыт первый пункт государственной системы фонового мониторинга состояния многолетней мерзлоты - скважина глубиной около 25 метров с 32 датчиками. Планируется, что комплексная сеть наблюдения за мерзлотой будет развернута на всей территории залегания криолитозоны в пределах РФ за три года (с 2023 по 2025 год). За это время будут установлены 140 станций. На основе полученных данных учёные смогут прогнозировать последствия и учиться предотвращать аварии в криолитозоне. <br> <br> Кроме того, добавил министр, в Арктике проводится масштабная "генеральная уборка", предполагающая ликвидацию вреда, накопленного за предыдущие десятилетия. Козлов также рассказал о задачах исследования уникальной ледостойкой платформы "Северный полюс", которая вморожена в лед и сейчас дрейфует в арктической акватории. <br> <br> <i>"Основная задача платформы - стать ключевой точкой сбора информации о природной среде, которая нужна для создания моделей погоды и климата. Данные с платформы будут подгружаться в систему "Север" Росгидромета. Ею пользуются все компании, работающие на Северном морском пути. В частности, и Росатом, где сконцентрирован весь ледокольный флот. Система необходима для перехода к круглогодичной навигации по СМП"</i>, - подчеркнул министр.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://www.interfax.ru/russia/903206"><span style="color: #00aeef;">Интерфакс</span></a><br> <p> </p> <p> </p>

Новый экспедиционный сезон на Онежском озере открыт

30.05.2023

<div> Научно-исследовательское судно "Эколог" открыло новый экспедиционный сезон. Первый выход в Онежское озеро совершили сотрудники Института водных проблем Севера КарНЦ РАН. Ученые отобрали пробы донных отложений и воды практически во всех районах озера. Теперь образцы предстоит проанализировать в лабораториях. Результаты исследования донных осадков позволят оценить современное состояние водоема.<br> <br> <i>"Накопление осадочного вещества на дне водоемов — естественный процесс. Есть несколько основных источников поступления вещества в озеро. Во-первых, осадочный материал приносится с водосбора многочисленными притоками. Характерная для Карелии особенность – большое количество гумуса, содержащееся в природных водах. Яркий пример – река Шуя, водосбор которой покрыт многочисленными болотами, поэтому с речными водами в Логмозеро, а затем в Петрозаводскую губу Онежского озера, поступает гумусовое вещество, нерастворимая часть которого захоранивается на дне"</i>, рассказал руководитель экспедиции, старший научный сотрудник группы исследований донных отложений ИВПС КарНЦ РАН <b>Максим Потахин</b>.<br> <br> Второй источник материалов – химические и биологические процессы в самом озере. Биологические процессы связаны с жизнедеятельностью организмов, в первую очередь, фитопланктона и зоопланктона, который отмирая, осаждается на дно.<br> <br> Еще один источник поступления вещества в донные отложения функционирует благодаря циркуляции воздушных масс. В воздухе содержатся различные аэрозоли — твердые и жидкие примеси, которые попадают в озеро с атмосферными осадками и часть их накапливается на дне.<br> <br> Помимо природных процессов, серьезное влияние на состояние водоема оказывает человек. Основные загрязнители Онежского озера — промышленные и коммунально-бытовые стоки, отходы форелевых хозяйств. На дне водоема накапливаются, в том числе, отходы целлюлозно-бумажной промышленности, продукты неполного сгорания топлива, микропластик.<br> <br> <i>"Все вещества, которые накапливаются на дне, становятся своеобразными архивами процессов, происходивших в озере и на его водосборе. Изучая их, мы можем говорить как о современном состоянии водоема, так и об изменении его экосистемы. Кроме того, донные отложения могут стать источником вторичного загрязнения. Вещества захораниваются в донных отложениях, но потом, по определенным причинам, могут снова попадать в воду, загрязняя водоем"</i>, – пояснил Максим Потахин.<br> <br> В ходе экспедиции ученые обследовали 19 станций практически по всей акватории озера, где переустановили седиментационные ловушки – устройства для отбора проб осадочного вещества. В течение года в них накапливается вещество, осаждающееся на дно. Работу по замене ловушек осложняет погода: в открытом озере часты шторма и высокие волны, поэтому переустановить станции в Центральном и Большом Онего, а также Повенецком заливе, ученые стараются весной, пока вода еще "тяжелая" и сильных волнений почти не бывает. Так, сейчас, несмотря на температуру воздуха около +20 градусов, температура воды была не больше +2-3 градусов. В заливах, где волнение меньше, эти работы запланированы на осень. Всего сетка наблюдений на Онежском озере включает более 30 седиментационных станций.<br> <br> Еще одно используемое устройство – стратометр, позволяет отбирать колонку мягких озерных илов мощностью 30–40 см – отложения, накопившиеся в озере за последние 100–200 лет.<br> <br> Помимо переустановки седиментационных станций и отбора проб воды и донных отложений Онежского озера, в задачи экспедиции входила съемка глубин и картирование донных отложений Ивинского разлива Верхне-Свирского водохранилища.<br> <br> <i>"С 1950-х годов после строительства плотины на реке Свири, Онежское озеро стало частью Верхне-Свирского водохранилища. В результате образовался Ивинский разлив, по сути, искусственный водоем. Мы изучаем, как происходит трансформация его береговой зоны, переформирование донного рельефа и образование современных донных отложений"</i>, – рассказал Максим Потахин.<br> <br> Регулярное наблюдение современного седиментационного режима Онежского озера ведется ИВПС КарНЦ РАН в течение пяти лет, и результаты исследований уже нашли отражение в научных статьях. В частности, в марте <a target="_blank" href="https://www.mdpi.com/2073-4441/15/6/1014"><span style="color: #00aeef;">в международном журнале </span></a><a target="_blank" href="https://www.mdpi.com/2073-4441/15/6/1014"><span style="color: #00aeef;">Water</span></a><a target="_blank" href="https://www.mdpi.com/2073-4441/15/6/1014"><span style="color: #00aeef;"> вышла статья</span></a>, основанная на результатах анализа вещества из ловушек. Ученые констатируют: химический состав вод и донных отложений в Онежском озере отличается по разным районам и заливам. Это объясняется как природными факторами, так и неравномерным распределением антропогенной нагрузки.<br> <br> <i>"Некоторые заливы закрытые – от озера их отделяет своеобразный подводный "порог", в них идет накопление крупного терригенного материала приносимого с водосбора. В центральных частях озера на больших глубинах скорость аккумуляция также большая, но там оседают тонкие илы. На юге, где глубины меньше 30 метров и большая динамика водных масс, на дне озерные илы практически не накапливаются, а остается только крупная фракция (песок). Самые высокие скорости осадконакопления зафиксированы в вершинной части Кондопожской губы — в зоне влияния ЦБК"</i>, – отметил Максим Потахин.<br> <br> Новые данные об осадочном веществе Онежского озера помогут не только понять процессы, происходящие в озерной экосистеме сегодня, но и дать прогноз их изменения под влиянием климатических колебаний и антропогенного воздействия.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="http://www.krc.karelia.ru/news.php?id=5095&plang=r"><span style="color: #00aeef;">КарНЦ РАН</span></a><br> </div>

Российские ученые придумали новый способ диагностики гиперреактивности дыхательных путей на холоде у больных астмой

30.05.2023

<div> <p> </p> </div> <div> У многих пациентов с бронхиальной астмой наблюдается чрезмерная реакция бронхов на холод, которая сопровождается приступами удушья. Ученые из Дальневосточного научного центра физиологии и патологии дыхания (ДНЦ ФПД) придумали, как диагностировать синдром холодовой гиперреактивности дыхательных путей у астматиков сразу на приеме в поликлинике без инструментальных методов исследования. <br> <br> По словам специалистов, в условиях низких температур у 60–80 % больных бронхиальной астмой проявляется синдром холодовой гиперреактивности дыхательных путей. Основная опасность развития этого синдрома связана с обострением бронхиальной астмы и потерей контроля над протеканием заболевания, когда адекватно подобранная терапия перестает работать должным образом. Нарастающая одышка, кашель и заложенность в груди накладывают ограничения на образ жизни, физическую активность и работоспособность человека. В некоторых случаях такое состояние может перерасти в острую дыхательную недостаточность и стать причиной госпитализации. <br> <br> В клинической практике для выявления синдрома холодовой гиперреактивности дыхательных путей используют бронхопровокационную пробу изокапнической гипервентиляции холодным воздухом. Ее могут выполнить только профильные специалисты в специализированном медицинском учреждении. Кроме того, существует ряд ограничений при назначении такого исследования больному, а вероятность получения ложноотрицательного результата остается достаточно высокой. <br> <br> Ученые Дальневосточного научного центра физиологии и патологии дыхания решили упростить процесс диагностики, взяв за основу математическую модель, которая оценивает вероятность развития синдрома по ряду параметров. <br> <br> <i>"Больной вместе с врачом на этапе поликлинического приема заполняет две анкеты: тест по контролю над астмой и скрининг-анкету по выявлению чувствительности к холоду с последующим подсчетом полученных результатов в баллах и определения степени выраженности реакции бронхов в ответ на ингаляцию β2-агониста короткого действия, например сальбутамола. С помощью разработанной математической модели устанавливается наличие холодовой гиперреактивности дыхательных путей. Заявляемый способ апробирован в клинических исследованиях. Точность прогноза составила 90,6 %"</i>, — рассказал о новом запатентованном методе диагностики <b>Леонид Нахамчен</b>, старший научный сотрудник лаборатории функциональных методов исследования дыхательной системы ДНЦ ФПД. <br> <br> Метод разработан учеными центра, которые совмещают научную деятельность с врачебной практикой. Способ диагностики уже внедрен и успешно применяется в работе клинике Дальневосточного научного центра физиологии и патологии дыхания. Разработка велась при поддержке Минобрнауки России. <br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka/68505/"><span style="color: #00aeef;">Минобрнауки России</span></a><br> </div>

Ученые в Петрозаводске создали базу данных по диалектам Карельского Поморья

30.05.2023

<p> </p> <div> Ученые Петрозаводского государственного университета создали базу данных с аудио- и видеозаписями устной речи, а также текстами, которые отражают жизненный уклад и своеобразие языка представителей Карельского Поморья. В нее вошли материалы, которые студенты-филологи собирали во время лингвистических экспедиций с 60-х годов XX века, сообщают в пресс-службе Министерства науки и высшего образования России. <br> <br> <i>"Проект направлен на сохранение исторической памяти, передачу традиционного знания от поколения к поколению, популяризацию народной духовной и материальной культуры Поморья. Это первая региональная текстовая база данных, на основе которой возможно создание корпуса диалектных текстов, зафиксированных в Карельском Поморье"</i>, - сказано в сообщении. <br> <br> В проекте публикуют рассказы о людях, семьях, событиях 20 века, местных обычаях, географических названиях и историях их появления, а также фольклорные материалы - сказки, пословицы и поговорки. Также туда вносят данные краеведческого марафона, прошедшего в 2022 году. Это аудио- и видеозаписи региональной речи жителей Беломорского и Кемского районов Карелии, которые входят в состав арктической зоны. <br> <br> Обычно такие проекты являются закрытыми для общего пользования, но базу данных диалектов Карельского Поморья планируют сделать доступной для всех, рассказала ТАСС руководитель лаборатории лингвистического краеведения и языковой экологии ПетрГУ <b>Елена Гусева</b>: <i>"Вообще все такие базы данных &lt;...&gt; закрыты, но мы делаем &lt;...&gt; с возможностью регистрации пользователя"</i>. Добавить такую возможность планируют в июне. По словам Гусевой, сама база текстов будет "постоянно наполняться".<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://nauka.tass.ru/nauka/17873091"><span style="color: #00aeef;">ТАСС</span></a><br> </div> <p> </p>

Глава ОСК предложил построить новое судно для студенческих исследований в Арктике

29.05.2023

<p> </p> <div> Генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов высказал предложение построить новое судно для студенческих исследований в Арктической зоне:<br> <br> <i>"Предложил бы обратиться к министерству образования и науки и по образу и подобию судна "Пионер-М", которое мы построили для Севастопольского университета, построить студенческое исследовательское судно, возможно ледового класса, которое могло бы внести свой вклад на современном уровне в исследование Северного Ледовитого океана"</i>, такое мнение озвучил <b>Алексей Рахманов</b> на круглом столе, посвященном истории российских достижений в Арктике, который прошел в Российском историческом обществе (РИО) под председательством Сергея Нарышкина, сообщает пресс-служба ОСК.<br> <br> Заместитель министра науки и высшего образования <b>Константин Могилевский</b> оценил проект "Пионер-М" и пообещал рассмотреть прозвучавшее предложение. <i>"Пионер-М" — это замечательный проект, замечательный опыт, совершенно инновационное судно. Было бы правильно эту работу ОСК проанализировать и продолжить ее уже в контексте не южных морей, а северных"</i>, — сказал он. <br> <br> Научно-исследовательское судно (НИС) "Пионер-М" построено на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) для Севастопольского государственного университета и представляет собой маломерное научно-исследовательское судно катамаранного типа с корпусом из композитных материалов. В концепции "Пионер-М" заложена технология безэкипажного судовождения (БЭС) благодаря интегрированной системе управления и взаимодействия с морскими мобильными научно-исследовательскими лабораториями. Проектирование "Пионер-М" началось в 2017 году. В сентябре 2021 года судно было спущено на воду, в сентябре 2022 года завершился его переход в Севастополь. </div> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://portnews.ru/news/347993/"><span style="color: #00aeef;">PortNews</span></a><br> <p> </p>

Ректор САФУ имени М.В. Ломоносова приняла участие в круглом столе, посвященном истории российских достижений в Арктике

29.05.2023

<div> 26 мая 2023 года в Доме Российского исторического общества состоялся круглый стол, посвящённый истории российских достижений в Арктике. Участники дискуссии обсудили выдающиеся географические открытия, сделанные российскими мореплавателями в Арктике, освоение Россией арктических территорий, историю Северного морского пути, а также современные вызовы, связанные с обеспечением российских национальных интересов в данном регионе.<br> <br> Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова на круглом столе представляла ректор Елена Кудряшова.<br> <br> <i>"Наша страна — великая северная держава. В российской арктической зоне проживает более двух миллионов шестисот тысяч человек — больше, чем в полярных регионах остальных приарктических государств вместе взятых. На территории Заполярья реализуются крупные инфраструктурные и экологические проекты, а колоссальные запасы природных богатств российской Арктики останутся национальной кладовой ещё для многих будущих поколений"</i>, — подчеркнул в своем выступлении Председатель Российского исторического общества <b>Сергей Нарышкин</b>. <i>"Нет никаких сомнений в том, что в перспективе значимость этого региона будет лишь возрастать, поэтому изучение и популяризация его истории являются для Российского исторического общества одной из приоритетных тем".</i> </div> <br> <b>Елена Кудряшова</b> рассказала коллегам о тех проектах, которые реализует университет в деле изучения и популяризации истории российских достижений в Арктике. Ректор рассказала собравшимся о публичных мероприятиях, которые прошли на площадке САФУ, одним из которых стала V Международная историческая школа.<br> <br> <i>"Треки "Русский Север: историко-этнографическое наследие" и "История открытий и освоения Арктики" были самыми популярными, а проекты, разработанные участниками этих направлений получили поддержку Фонда "История Отечества""</i>, отметила Елена Владимировна. <i>"Мы считаем, что таких мероприятий, направленных на популяризацию достижений России в Арктике должно быть больше".</i><br> <br> Ректор рассказала экспертам и об уникальном учебно-методическом комплексе по региональной истории, созданном историками САФУ имени М. В. Ломоносова — большую роль авторы уделили теме защите рубежей Отечества, освоения высоких полярных широт в различные исторические периоды.<br> <br> <i>"Опыт УМК Архангельской области сегодня изучается соседними Арктическими регионами — наши авторы пишут подобные проекты для Мурманской области"</i>,  подчеркнула ректор САФУ.<br> <br> В копилке САФУ и другие образовательные проекты — одним из таких стал совместный с Национальным парком "Русская Арктика" проект "Арктиковедение". Благодаря работе ученых выстроена линейка пособий для дополнительных занятий для начальной школы до курсов в вузовской программе. Существенное место в этих программах занимает история Арктики и ее освоения.<br> <br> Важным проектом для исследования Арктики являются экспедиции Арктического Плавучего университета.<br> <br> <i>"Это и продолжение традиций полярных исследовательских экспедиций, которые уходили из Архангельска, и вовлечение современной молодежи в изучение Арктики, в том числе, истории освоения высоких широт"</i>, — сказал Елена Кудряшова. <i>"Благодаря экспедициям была подготовлена и издана карта культурного, духовного и природного наследия архипелага Новая Земля, а в прошлом году обнаружено и вывезено на материк самое северное промысловое судно XVII века в России".</i><br> <br> Отдельно Елена Кудряшова рассказала об историко-инженерном проекте "Поморская шхуна", в рамках которого волонтеры и студенты не только строят поморское судно, но и изучают историю судоходства и судостроения на севере.<br> <br> <i>"Параллельно идет процесс уникального архива Соломбальской судостроительной верфи, переданной университету"</i>, отметила ректор. <i>"Сегодня идет оцифровка чертежей, создание единой информационной базы, доступной всем интересующимся".</i><br> <br> Сергей Нарышкин поблагодарил Елену Кудряшову и университет за масштабную историко-просветительскую работу, направленную на школьников, студентов.<br> <br> <i>"И в этом приоритетном для Российского исторического общества направлении, как изучение и популяризация истории освоения Русского Севера, Русской Арктики, мы будем очень рассчитывать на САФУ, как опорную структуру РИО"</i>,  подчеркнул Сергей Нарышкин.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://narfu.ru/life/news/university/379318/"><span style="color: #00aeef;">Пресс-служба САФУ имени М.В. Ломоносова</span></a><br>

"Ледовый навигатор" Севморпути - платформа Росатома для безопасного судоходства

26.05.2023

<p> </p> <div> Научные и коммерческие учреждения из стран Европы и Северной Америки регулярно сокращают объем передаваемых российским коллегам данных, связанных с обстановкой в арктических морях. Частично компенсировать потери от ограничений на обмен информацией должна единая цифровая платформа сервисов Северного морского пути (СМП), рассказал в среду на научно-деловой конференции POLAR 2023 в Петербурге заместитель директора Дирекции Северного морского пути ГК "Росатом" <b>Максим Кулинко</b>. <br> <br> <i>"Сегодня у нас проходит регулярное отключение от различных источников данных, которые предоставляли американцы, европейцы, ряд других товарищей, которые, в силу современных условий, данные предоставлять отказываются. Это и спутниковые данные, и метеостанции. Конечно, когда мы заходим на восток, и понимаем, что мы отчасти слепы и глухи, то справедливый вопрос - а как обеспечить судоходство? Поэтому правительством Росатому и поручено создать такую цифровую систему, мы над ней активно работаем"</i>, - сообщил Кулинко. <br> <br> Система, которую еще называют "ледовым навигатором" Севморпути, должна быть введена в эксплуатацию в конце 2024-го - начале 2025 года, отметил Кулинко. Платформа должна будет объединить около девяти сервисов с широким профилем данных от ледовой обстановки до загруженности портов на СМП. В конечном счете, благодаря платформе, по словам Кулинко, любой участник движения на Севморпути сможет получать с планшета доступ к широкому спектру данных и исходя из них принимать решения для безопасного судоходства. <br> <br> Кулинко также отметил, что в перспективе систему необходимо будет максимально расширять, объединяя цифровую платформу Росатома с различными массивами данных, которые собирают научные учреждения, коммерческие компании. Сейчас, по его мнению, важная информация по Арктике в целом и по Севморпути в частности разрознена и не аккумулируется в одном месте, что следует исправить. <br> <br> Со своей стороны, подразделения Росатома будут активно внедрять беспилотные летательные аппараты, оснащенные камерами и локаторами, снабжать суда бортовыми измерительными комплексами, которые позволят отслеживать толщину льда на различных участках, его давление на корпуса. Кулинко добавил, что спутники системы ГЛОНАСС, конечно, работают на СМП, но большие группировки спутников стран Европы и Северной Америки также создают важные массивы радиолокационных данных, которые сейчас зачастую недоступны. В связи с этим необходимо максимально расширять собственные мониторинговые системы. <br> <br> <i>Научно-деловая конференция POLAR - ведущее отраслевое событие, призванное объединить на одной площадке представителей органов государственной власти, бизнеса и науки, специализирующихся на работе в Арктике и Антарктике. Организатором мероприятия является Арктический и антарктический научно-исследовательский институт. В 2023 году участие в конференции принимают около 500 участников.<br> </i><br> Источник: <a target="_blank" href="https://nauka.tass.ru/nauka/17836621"><span style="color: #00aeef;">ТАСС</span></a><i><br> </i> </div> <p> </p>

ГУМРФ и "Океанос" вошли в Арктический кластер Санкт-Петербурга

26.05.2023

<p> </p> Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ, Макаровка) и АО "НПП ПТ "Океанос" стали участниками Арктическего кластера Санкт-Петербурга. Так, "Океанос" инициировал проект мониторинга подводных потенциально опасных объектов в арктическом регионе. Возможности кластера позволят разработчикам усилить производственную кооперацию, в первую очередь в импортозамещении и испытаниях конструкционных материалов, сообщает пресс-служба администрации города. <br> <br> На собрании участников кластера три новых проекта представил НИИ "Масштаб". Научно-исследовательский институт разрабатывает универсальный измерительный комплекс установления фактических глубин промерзания и температуры грунтов, терминал и информационный сервис сопровождения грузов, а также экосистему коммуникаций высокой степени автономности для создания и развития защищенного "цифрового ландшафта" Арктики. <br> <br> Научно-производственный арктический кластер Санкт-Петербурга создан в 2020 году. В 2022 году предприятия, входящие в его состав, получили 1,52 млрд рублей государственных субсидий на реализацию инновационных проектов. С учетом новых организаций состав кластера увеличился до 33 участников, количество кластерных проектов достигло 17. <br> <br> Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова — старейший транспортный вуз, осуществляющий подготовку высококвалифицированных кадров в сфере водного транспорта, участник Ассоциации "Национальный арктический научно-образовательный консорциум".<br> <br> АО «Научно-производственное предприятие подводных технологий «Океанос» создано в 2003 году. Разрабатывает и поставляет технику и технологии для подводно-технических, океанологических, океанографических, аварийно-спасательных, специальных водолазных работ при освоении шельфовой зоны России.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://portnews.ru/news/347896/"><span style="color: #00aeef;">PortNews</span></a><br> <p> </p> <br>

Более 2 млн кв. км Арктики остаются неисследованными с должной точностью

25.05.2023

<p> </p> <div> Более 2 млн кв. км площадей водного пространства и прилегающей территории Арктики в настоящий момент остаются неисследованными с достаточной степенью точности, что создает определенные сложности в развитии арктического судоходства, в частности по Севморпути. Об этом рассказал в среду в своем выступлении на научно-деловой конференции POLAR 2023 в Петербурге генеральный директор ФГУП "Гидрографическое предприятие" <b>Александр Бенгерт</b>. <br> <br> <i>"Все что касается вопросов безопасности мореплавания, зависит от средств навигационной обстановки, от качества промеров, поиска правильных и безопасных маршрутов. По нашим оценкам, более 2 млн кв. км в Арктике являются неисследованными с должной степенью точности"</i>, - рассказал Бенгерт на площадке Арктического и антарктического НИИ в Петербурге. <br> <br> Он отметил, что текущие мощности и объем заказов, связанных с изучением водных пространств Арктики для обеспечения судоходства, позволяют исследовать около 50-60 тыс. кв. км в год, "Гидрографическое предприятие" рассчитывает выйти на показатели в 100 тыс. кв. км, при том что даже после обследования недостаточно изученных районов Арктики работа для специалистов не закончится - с определенной периодичностью, учитывая динамичность процессов в регионе, исследования нужно будет проводить вновь и вновь. <br> <br> Для этого необходима значительная модернизация исследовательского флота. По словам Бенгерта, работы по существенному обновлению флота и оборудования ведутся с 2019 года, сейчас выполнено около половины запланированных по этой части работ. В 2023 году два специализированных судна уже приступят к работе на Севморпути, третье судно будет готово к концу этого года. Также флот активно пополняется маломерными лоцмейстерскими судами. <br> <br> Бенгерт добавил, что в этом году "Гидрографическое предприятие" отмечает свой 90-летний юбилей. При этом, значительная часть исследовательской инфраструктуры в Арктике была создана еще в первую половину существования предприятия. В связи с этим специалистам, изучающим различные процессы, происходящие в арктическом регионе, предстоят еще долгие годы работы по обновлению своей материальной базы. <br> <br> <i>Научно-деловая конференция POLAR - ведущее отраслевое событие, призванное объединить на одной площадке представителей органов государственной власти, бизнеса и науки, специализирующихся на работе в Арктике и Антарктике. Организатором мероприятия является Арктический и антарктический научно-исследовательский институт. В 2023 году участие в конференции принимают около 500 участников.<br> </i><br> Источник: <a target="_blank" href="https://nauka.tass.ru/nauka/17836783"><span style="color: #00aeef;">ТАСС</span></a><i><br> </i> </div> <p> </p>

Зависимость технологий от импорта - вызов для научных проектов в Арктике

25.05.2023

<p> </p> <div> Технологии и широкий спектр оборудования, необходимого для должного исследования арктического региона и мониторинга происходящих там процессов, в значительной степени зависят от импорта, что создает вызовы для развития научных и коммерческих проектов в российской Арктике в нынешних условиях. Процесс импортозамещения в части материальной базы исследований Заполярья только начинается, предстоит большой объем работы, рассказал на научно-деловой конференции POLAR 2023 в Петербурге начальник управления ФГБУ "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" <b>Роман Ершов</b>. <br> <br> <i>"Достижение технологического и технического суверенитета в Арктике - это один из главных вызовов. Та техника и те технологии, которые внедряются в Арктике, они очень зависимы от комплектующих импортного производства в том числе. На сегодняшний момент нам нужно этот суверенитет как можно больше развивать, особенно в Арктике"</i>, - отметил Ершов в своем выступлении. <br> <br> По его словам, сейчас российские компании пытаются наладить производство различного оборудования, необходимого для мониторинга ледовой и климатической обстановки в Арктике. Исследовательские организации, в том числе ФГБУ "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", активно тестируют поставляемые им образцы. Тем не менее, по многим чувствительным направлениям еще остаются технические позиции, которые требуют качественных отечественных решений, способных заместить импортную продукцию. <br> <br> <i>Научно-деловая конференция POLAR - ведущее отраслевое событие, призванное объединить на одной площадке представителей органов государственной власти, бизнеса и науки, специализирующихся на работе в Арктике и Антарктике. Организатором мероприятия является Арктический и антарктический научно-исследовательский институт. В 2023 году участие в конференции принимают около 500 участников.<br> </i><br> Источник: <a target="_blank" href="https://nauka.tass.ru/nauka/17836859"><span style="color: #00aeef;">ТАСС</span></a><i><br> </i> </div> <p> </p>

Ученые спрогнозировали в будущем сильные землетрясения на Земле Франца-Иосифа

25.05.2023

<div> В Архангельской области на Земле-Франца Иосифа в будущем есть вероятность землетрясений: к таким выводам пришли участники экспедиции Русского географического общества, Министерства обороны России и нацпарка Русская Арктика. Ученые работали на острове Земля Александры - это часть ЗФИ.<br> <br> По словам научного руководителя экспедиции, сотрудника Института физики Земли РАН <b>Руслана Жосткова</b>, на Земле Франца-Иосифа в древности были сильные подземные толчки:<br> <br> <i>"Эти выводы следуют из комплекса проведенных на ЗФИ инструментальных наблюдений и исследований: аэрокосмической съемки, геоморфологического анализа, применения широкополосных станций, разработанных в нашем институте"</i>, отметил ученый.<i> "С их помощью мы узнаем об отсутствии или наличии глубинного сейсмического разлома и изучаем его поведение. А георадарная съемка позволяет нам исследовать и понимать динамику развития поверхностных геологических слоев"</i>. <br> <br> С учетом проведенных исследований, по мнению Руслана Жосткова, в будущем на Земле Франца-Иосифа велика вероятность достаточно сильных землетрясений. <br> <br> <i>"При освоении региона этот факт нужно учитывать и применять на ЗФИ специальные технологии, методы и материалы"</i>, - считают ученые. <br> <br> Как рассказали "Российской газете" в нацпарке "Русская Арктика", этот арктический поход - только первый этап длительных исследований в рамках комплексной программы РГО и Минобороны. Ученые планируют вернуться на Землю Франца-Иосифа уже в этом году: <br> <br> <i>"Завершится проект обширными рекомендациями по ведению хозяйственной деятельности в Арктике, по ее социальному развитию, а также комплексными предложениями по использованию Арктической зоны"</i>, - резюмирует глава экспедиционного направления РГО <b>Сергей Чечулин</b>.<br> <br> Автор: Татьяна Сухановская<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://rg.ru/2023/05/24/reg-szfo/uchenye-sprognozirovali-v-budushchem-silnye-zemletriaseniia-na-zemle-franca-iosifa.html"><span style="color: #00aeef;">Российская Газета</span></a><br> </div> <br> <br> <br> <br> <br> <br>