НОВОСТИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В АРКТИКЕ

В Якутии обнаружили новый редкий подвид арктической бабочки

08.06.2023

<p> </p> <div> Новый подвид арктической бабочки, который обитает исключительно в Якутии, исследовали ученые Томского (ТГУ) и Алтайского (АлтГУ) государственных университетов. Подобные открытия могут помочь исследовать трансформацию окружающей среды в Арктике, сообщили ТАСС в среду в пресс-службе томского вуза. <br> <br> Ранее ученый ТГУ и АлтГУ, доктор биологических наук <b>Роман Яковлев</b> рассказывал ТАСС, что обнаружение каждого нового подвида в группе арктических бабочек сенсационно. На огромной территории РФ есть очень малоизученные участки, особенно в северных районах. <br> <br> <i>"Неизвестный ранее подвид северной бабочки был найден в верхней части горного массива Арга-Тас. Данный подвид имеет явное внешнее отличие от других представителей аполлона арктического и вместе с тем существенно отличается генетически. Описание этого представителя северной фауны мы посвятили натуралисту-любителю из Якутска Роману Шавлову, который много десятилетий занимается изучением северной природы. В честь него новый подвид получил название Parnassius arcticus shavlovi"</i>, - приводятся слова Яковлева. <br> <br> Редкая находка принадлежит натуралисту и путешественнику из Липецка <b>Юрию Бахаеву</b>. Многие годы он занимается изучением северной природы, выбирая для экспедиций отдаленные и совершенно неизученные точки. <br> <br> Отмечается, что бабочка аполлон арктический (Parnassius arcticus) является уникальным и самым северным видом, который обитает только в Заполярье, в северо-восточной Якутии. Это монофаг: гусеницы выкармливаются лишь на одном растении - хохлатке Городкова. <br> <br> <i>"Северная фауна очень чувствительно реагирует на потепление, поэтому ученые используют ее как индикатор изменения климата. Новые фундаментальные данные, полученные в ходе исследований, будут использованы как отправная точка при проведении исследования становления северных фаун и мониторинга трансформации окружающей среды в Арктике"</i>, - поясняется в сообщении. <br> <br> Исследование нового подвида проводилось в рамках стратпроекта "Глобальные изменения Земли: климат, экология, качество жизни", реализуемого ТГУ при поддержке федеральной программы "Приоритет 2030".<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://nauka.tass.ru/nauka/17947779"><span style="color: #00aeef;">ТАСС</span></a> </div> <br>

Изобретатели предложили северным регионам энергосберегающие разработки

08.06.2023

<div> Российские разработчики представляют все больше современных энергоэффективных решений для Арктической зоны РФ. Это здания, объекты энергетики, системы освещения, утилизации отходов и многое другое. Все это необходимо северным территориям с их высокими тарифами на энергию и отдаленностью от "большой земли". Но повсеместного внедрения инновационных разработок пока не происходит: для этого нужны инвесторы, а главное - заинтересованность самих регионов АЗ РФ.<br> <br> Потребность в электроэнергии для Арктики, где развиваются новые проекты, будет только возрастать, считает генеральный директор национального агентства по энергосбережению и возобновляемым источникам энергии <b>Николай Сафронов</b>. А ее стоимость на Крайнем Севере порой превышает 1900 рублей за киловатт. По мнению эксперта, промышленность в АЗ РФ будет развиваться только при дешевом электричестве. <br> <br> Один из способов его получения - незаслуженно забытые малые гидроэлектростанции. В 1996 году в России разработали программу по развитию малой гидроэнергетики на Севере. Предполагалось построить 333 малые ГЭС и тем самым на 30 процентов заместить дорогое дизельное топливо, которое до сих пор используется в Арктике. Но эта программа приказала долго жить. <br> <br> <i>"Решили, что малые ГЭС в северных регионах не нужны, поскольку реки замерзают"</i>, - рассказал Николай Сафронов на площадке Проектного офиса развития Арктики. - <i>"Но наши австрийские партнеры, которые не ушли из России, строят такие гидроэлектростанции в Канаде, Исландии, Гренландии - и они там нормально работают при минус 60 градусах. Мы нашли незамерзающие реки даже на Чукотке. Сегодня некоторые регионы возлагают большие надежды на плавучие АЭС. Но от них придется до каждого улуса тянуть линии электропередач, а это в десятки раз дороже, чем строительство мини-ГЭС"</i>. <br> <br> С 1996 года технологии ушли далеко вперед, и сегодня производители предлагают регионам "умные" цифровые мобильные мини-гидроэлектростанции, которые помещаются в контейнер. Генератор, турбина и вся автоматика располагаются на одной платформе. Устройство полностью автоматизировано, его легко перемещать.<br> <br> Если просчитать экономику, то затраты на установку мини-ГЭС составят 300 миллионов рублей, а дизельного генератора - всего 65 миллионов. Но ежегодные расходы на последний почти в 20 раз больше: четыре и 77 миллионов соответственно. Вода выигрывает и у других возобновляемых источников энергии: средняя себестоимость производства электроэнергии на ветровой станции составляет 13 рублей за кВт/ч, на солнечной - 7,8 рубля, а на малой ГЭС - всего полтора рубля. Эксперты рекомендуют северным регионам восстановить малые гидроэлектростанции там, где они уже существуют. Строить новые ГЭС целесообразно в удаленных районах с децентрализованным энергоснабжением. Их можно ставить не только на водохранилищах, но и у каналов неэнергетического значения, а также систем водоснабжения. <br> <br> Другой интересный проект - купольное энергоэффективное здание - может решить строительные проблемы арктических территорий. По форме оно похоже на традиционные жилища кочевых народов Севера. Специалисты утверждают, что именно аэродинамическая форма дома защитит его обитателей от сильного ветра, который разделяется на более слабые потоки. Беречь тепло и энергию также помогают особое остекление и автономное инженерное оборудование. <br> Типовое здание площадью до 100 квадратных метров можно использовать как жилой дом, ФАП, опорный пункт МЧС, глэмпинг и другие объекты. Но главная фишка проекта в том, что можно собирать такие домики, как конструктор, и в итоге выстроить целый вахтовый поселок с переходами из одного здания в другое. Варианты - школа, культурный или научный центр, спорткомплекс, аэропорт и так далее. <br> <br> <i>"На северные территории очень сложно и дорого доставлять материалы"</i>, - отмечает эксперт Проектного офиса развития Арктики <b>Анатолий Федоров</b>. <i>"Кроме того, при строительстве требуется грузоподъемная техника. Стандартные постройки нельзя перемещать, поэтому вахтовые поселки чаще всего просто бросают. А быстровозводимое купольное здание в разобранном виде легко доставить куда угодно - на вертолете, самолете Ан-2 или в фуре"</i>. <br> <br> Продвижением энергоэффективных технологий в арктические регионы займется специальная рабочая группа. Для сборки такого дома не нужен подъемный кран. Возводить фундамент тоже не понадобится: здание ставится на любую площадку, даже на плавучий понтон. А при необходимости его можно собрать и перевезти в другое место. Но проблема в том, что пока теплый купол проще увидеть на электронных презентациях: в реальности их - единицы. <br> <br> Внедрять энергоэффективные разработки в Арктике необходимо на основе государственно-частного партнерства, полагает заместитель генерального директора ПОРА, эксперт по ГЧП <b>Александр Воротников</b>. По его мнению, для проектов в области генерации и транспортировки энергии подойдет механизм офсетных контрактов. Это договор между поставщиком и госорганом: первый берет на себя инвестиционные обязательства, а второй гарантирует закупку продукции. <br> <br> <i>"Офсетный контракт легко подготовить. Он решает одновременно вопросы производства и поставки. Еще один плюс - такой контракт может быть межрегиональным. К тому же его стоимость постановлением правительства РФ снизили с миллиарда до ста миллионов рублей"</i>, - резюмировал эксперт. <br> <br> Продвижением энергоэффективных технологий в арктические регионы займется специальная рабочая группа, в которую войдут представители передовых научных центров. <br> <br> По мнению изобретателя <b>Андрея Зыкина</b>, северным территориям с их полярной ночью надо уделить особое внимание внутреннему и уличному освещению. На него тратится до 20 процентов всей вырабатываемой электроэнергии, поэтому сберегающие технологии здесь особенно важны. И решение есть - светодиодные светильники в специальном северном исполнении, которые могут работать до 40 лет при температуре до минус 80 градусов. При этом их свет близок к естественному солнечному.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://rg.ru/2023/06/07/reg-szfo/teplyj-kupol.html"><span style="color: #00aeef;">Российская газета</span></a><br> </div> <p> </p>

Как решить проблему кадрового "голода" в Арктике?

07.06.2023

<div> Кадровый "голод" в Арктике остается острым, несмотря на то что студентов по основным арктическим специальностям в Поморье выпускается даже несколько больше, чем требуется сегодня на предприятиях. Такую статистику озвучили недавно в Северном (Арктическом) федеральном университете. Как задержать в АЗРФ кадры, на обучение которых государство тратит миллионы рублей?<br> <br> К 2035 году в Арктике планируется создать 182,4 тысячи новых рабочих мест. Но особенно острая кадровая потребность сегодня у предприятий судоремонта и судостроения, а также бизнеса, обслуживающего Северный морской путь. <br> Вместе с тем, по статистике, 80 процентов выпускников, изучавших судостроение и морское дело в Архангельской области, все-таки устраиваются на работу по специальности. Вот только специальности эти находятся в более комфортной климатической зоне за границами АЗРФ - в Калининграде, Санкт-Петербурге, в южных морских регионах России. Хотя зарплаты в Арктике, как правило, выше. <br> <br> Тем временем северодвинские предприятия вынуждены вести "рекрутский" набор по всей стране - вплоть до Ставрополя: ищут профильных студентов, мотивированных стать кораблестроителями и приехать в Арктику. <br> <br> <i>"Сегодня нужно выстроить систему, чтобы четко отслеживать: где работает выпускник после получения диплома, в том числе - работает ли он по специальности. Дорогостоящий выпускник не должен стоять за прилавком магазина. Поэтому законодательно нужно вводить отработку - иначе студентов не удержать"</i>, - говорили участники встречи.<br> <br> Не срабатывает и традиционное пожелание педагогов своим абитуриентам: "Учитесь где хотите, набирайтесь знаний, а потом возвращайтесь в Арктику работать". Как рассказала "РГ" проректор Северного (Арктического) федерального университета <b>Людмила Морозова</b>, в столицу Поморья после обучения возвращаются только 16 процентов уехавших выпускников. Причем в основном те, кто отправился получать знания по целевым направлениям. <br> <br> Поэтому и власти регионов, и работодатели сегодня единодушны в том, что школам нужны профильные классы, заточенные для подготовки арктических специалистов - причем на конкретных предприятиях региона с прохождением соответствующей практики. Важно также, чтобы подготовка в таких классах велась неформально: <br> <br> <i>"Пусть лучше будет один класс, но чтобы вузы получили подготовленных ребят, выбравших профильное направление"</i>, - считает председатель совета руководителей образовательных организаций Росрыболовства <b>Владимир Волкогон</b>. <br> <br> Есть еще одна зацепка - дипломы выпускников, как и научная деятельность школьников, должны быть максимально приближены к будущему рабочему месту в АЗРФ. Эксперты отмечают и то, что подготовке рук для Арктики сегодня мешает чрезмерная "загуманизированность" российских школ. Неслучайно профильные морские классы теперь создаются даже в традиционно гуманитарных учебных заведениях. К примеру, судостроительный класс появился не так давно в 14-й школе Архангельска, хотя она считается профильной по немецкому языку. Тем временем в Мурманской области морские классы набирают уже с пятого года обучения. <br> <br> Кстати, ранняя профориентация помогла корабелам Поморья в последние десять лет несколько снизить отток специалистов из северных городов. Ежегодно предприятия выделяют для этого не один десяток миллионов рублей, а подготовка начинается буквально с детского сада - в Северодвинске даже специальный мультик создали: он рассказывает малышам о том, как строят корабли и подводные лодки. Помогают привлечь кадры и научно-производственные роты, созданные в городе корабелов. <br> <br> Одним словом, интерес к Арктике хоть и медленно, но все же растет, причем в основном там, где сконцентрированы крупные образовательные и производственные центры. Так, по статистическим данным 2021 года (последним опубликованным), из "красной" зоны миграции в Арктике "выпали" два региона - Ямало-Ненецкий округ и Архангельская область. В остальных отток достаточно сильный. Но и отношение к миграции в последнее время меняется: <br> <br> <i>"В Мурманской области поняли, что сегодня не надо бороться с оттоком молодежи - у нее срабатывает некая генетическая память "надо уехать" (причем неважно куда). Бороться нужно за приток - чтобы стать центром притяжения для молодых"</i>, - говорит <b>Мария Князева</b>, руководитель мурманского вуза, занимающегося подготовкой специалистов для рыбной промышленности. <br> <br> Но для "притяжения" требуется многопрофильный подход: <br> <i>"Сейчас стейкхолдеры настаивают на том, чтобы поступающие к ним кадры не только разбирались в судовой механике, но были еще и айтишниками. Поэтому цифровую подготовку, "прокачивание" цифровых технологий нужно встраивать в программы обучения по арктическим направлениям"</i>, - подчеркивают педагоги. <br> <br> А чтобы ускорить обучение, предлагают отрегулировать связку техникум - вуз: <br> <i>"Нередко ребята после окончания средних профессиональных учебных заведений поступают в высшие. А это еще пять лет специалитета. В итоге они учатся дольше, чем врачи! Нужно продумывать такие механизмы (если есть преемственность между высшим и средним учебными заведениями), которые позволят получать высшее образование, но при этом сокращенное"</i>, - сказала Мария Князева. <br> <br> Кроме того, важен межрегиональный подход. Архангельская и Мурманская области - основные кузницы кадров в Северо-Западной зоне АЗРФ - должны объединиться в подготовке студентов. Причем задача номер один - строительство учебно-производственного судна для обучения студентов морским профессиям на практике, в акватории СМП.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://rg.ru/2023/06/06/reg-szfo/kak-zaderzhat-v-arktike-kadry-na-obuchenie-kotoryh-tratiatsia-milliony.html"><span style="color: #00aeef;">Российская газета</span></a> </div> <p> </p>

Полярники предложили улучшить радиосвязь на Севморпути с помощью беспилотников

07.06.2023

<div> В Полярном геофизическом институте в Мурманске разработан проект улучшения качества и дальности радиосвязи для обслуживания судов Северного морского пути (СМП), сообщает "Октагон". Учёные предложили поднять в воздух беспилотники с передатчиками, которые образуют парящий волновой канал на всём протяжении водного коридора.<br> <br> Проект полярников основан на обмене и ретрансляции сигналов в диапазоне коротких и промежуточных волн (КВ и ПВ) с береговыми радиостанциями. Антенное устройство, установленное на дронах, может обслуживать суда Северного морского пути, автомобили, геологические партии, а также удалённые пастбища оленеводов в Арктике. Согласно описанию разработки, квадрокоптеры должны зависать или передвигаться над землёй друг за другом по маршруту формирования направленного излучения. <br> <br> Как рассказывают "Октагону" в Полярном государственном институте, на протяжении всего водного коридора есть сложности с организацией радиосвязи, особенно в полярных широтах. <br> <br> <i>"Связь на СМП не очень устойчива и зависит от космической погоды. Частые неоднородности в этом регионе, вспышки на солнце, полярные сияния создают помехи в радиосвязи, в том числе GPS и ГЛОНАСС, КВ и УКВ. К тому же антенные системы на судах не очень развиты. Наша более эффективна, потому что содержит больше элементов и у неё высокая направленность. На протяжении всей этой судоходной магистрали у населённых пунктов в устьях рек есть стационарные узлы связи. Можно организовать передачу сообщений с ними"</i>, – поясняют разработчики. <br> <br> По мнению специалистов института, для реализации проекта на судне, следующем по маршруту СМП, достаточно четырёх-пяти дронов, которые будут передвигаться вместе с плавсредством. <br> <br> Сегодня бюджетный дрон с нагрузкой от 200 граммов до 1 килограмма в зависимости от комплектации обойдётся в 20–100 тыс. рублей. Также при выборе оборудования предстоит учитывать сложные климатические и метеорологические условия Арктики (в частности, низкую температуру и сильный ветер), длящиеся до восьми-девяти месяцев в году. <br> <br> Проект объединил специалистов двух научных центров Мурманска. В число соавторов разработки входит доцент кафедры радиоэлектронных систем и транспортного радиооборудования Мурманского государственного технического университета <b>Владимир Милкин</b>. <br> <br> <i>"Для реализации подойдут простейшие и дешёвые квадрокоптеры с ретранслятором, грузоподъёмностью максимум 1 килограмм. Мы предлагаем несколько, чтобы создать антенную решётку типа “волновой канал”"</i>, говорит ученый. Вдоль Севморпути на береговых и базовых станциях работают средневолновые радиостанции, которые могут передавать сообщения о бедствии, внеочередные навигационные оповещения и штормовые предупреждения в морские спасательные координационные центры. Однако, по словам Милкина, коммуникация ухудшается за 70-й параллелью северной широты. Также проект будет интересен оленеводам, которые обычно используют УКВ-радиостанции. Имеющий её запускает квадрокоптер в случае появления помех в связи и принимает сигналы посредством мобильной антенны. Развитие судовой морской радиосвязи на маршруте Северного морского пути в Арктике и использование для её улучшения беспилотников регулярно становятся предметом обсуждений в научном сообществе, среди компаний – пользователей важнейшей российской судоходной магистрали и военных специалистов. Два года назад в качестве эксперимента предлагалось реализовать передачу сообщений в КВ-диапазоне между объектами инфраструктуры в районе Новосибирских островов. В 2019 году учёные Санкт-Петербургского политехнического университета создали оборудование для метеорной связи для обмена сообщениями в приполярных областях. Регулярно звучат предложения об увеличении количества пунктов передачи данных, береговых и базовых станций морских районов для увеличения безопасности и эффективности мореплавания на трассах СМП. <br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://spb.octagon.media/istorii/polyarniki_predlozhili_uluchshit_radiosvyaz_na_sevmorputi_s_pomoshhyu_bespilotnikov.html"><span style="color: #00aeef;">Октагон</span></a> </div> <blockquote> <p> </p> </blockquote> <br>

В России создадут систему спутников для навигации по Севморпути

06.06.2023

<div> В ближайшие два года можно будет получать все необходимые данные для составления ледовых прогнозов с системы российских спутников. Об этом сообщил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики<b> Алексей Чекунков </b>на встрече с учеными Арктического и антарктического научно-исследовательского института.<br> <br> Одна из важнейших задач, которую решают сегодня в НИИ, - гидрометеорологическое обеспечение навигации на трассе Севморпути. Без качественных и своевременных прогнозов безопасное и коммерчески оправданное судоходство в Арктике организовать практически невозможно.<br> <br> Полярники уже собирают данные по ледовой обстановке на Севморпути и прилегающих участках. И готовы предоставлять прогнозы круглосуточно семь дней в неделю. Полученные, в том числе со спутников, данные, систематизируются, по ним можно делать как актуальные карты состояния льдов, так и давать прогнозы. И среднесрочные - на срок до 5 суток, и долгосрочные - на период до полугода. <br> Тщательно выверенный маршрут с учетом ледовой обстановки сократит сроки доставки грузов и повысит ее безопасность. И ученые готовы давать капитанам судов рекомендации по маршруту с учетом поведения льдов. Директор НИИ <b>Александр Макаров</b> подчеркнул, что оправдываемость краткосрочных прогнозов составляет 93 процентов, долгосрочных - до 85 процентов. <br> <br> Однако ученые отметили, что ряд данных, необходимых для построения прогнозов, они берут со спутников, причем вынужденно - с зарубежных. А очень нужны - российские. Тогда Алексей Чекунков и рассказал о системе отечественных спутников, пояснив, что этот стратегический вопрос будет решен. Как раз на днях запущен спутник "Кондор". И это начало большой работы по развертыванию полноценной группировки спутников. <br> <br> Также на встрече обсудили сложности, с которыми неизбежно придется столкнуться при перевозках в восточном направлении. Это и значительно большая протяженность маршрута, и гораздо более сложные ледовые условия. Однако совместными усилиями все преодолимо. Как сказал Чекунков, цель - перевести в 2024 году 80 миллионов тонн грузов, уже сейчас выглядит достижимой. Но к 2030 году объем требуется нарастить до 200 миллионов тонн. А это совершенно другая интенсивность судоходства, требующая максимальной скоординированности большого числа ведомств, сил и средств.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://rg.ru/2023/06/06/reg-szfo/novaia-sistema-rossijskih-sputnikov-pomozhet-prolozhit-kurs-vo-ldah-po-sevmorputi.html"><span style="color: #00aeef;">Российская газета</span></a><br> </div> <p> </p>

В САФУ прошла V Международная школа молодых ученых «Россия в Арктическом диалоге: глобальный и локальный контексты»

06.06.2023

<p> </p> <div> Международная школа молодых ученых была организована в Северном (Арктическом) федеральном университете в пятый раз. Начинающие исследователи из 15 стран мира в течение пяти дней были вовлечены в диалог о геополитике и международных отношениях, местных сообществах в изменяющихся условиях, вызовах окружающей среды, управлении северными территориями и социокультурном измерении в Арктике. <br> <br> Международная школа «Россия в Арктическом диалоге: глобальный и локальный контексты» дала возможность 47 молодым ученым из Армении, Германии, Индии, Колумбии, Нигерии, Китая, России, Сирии, Франции, Эфиопии, Шри-Ланки получить наиболее актуальную информацию о том, как сегодня развивается Российская Арктика и обсудить пути поддержания и развития научного диалога в Арктике. <br> К участию в лекционном блоке международной школы были привлечены 18 лекторов из ведущих российских и зарубежных вузов. Одна из важнейших тематик была посвящена сотрудничеству в Арктике в эпоху геополитической турбулентности и растущей неопределенности. Ученые, представляющие Китай и Индию, рассказали о роли и интересах своих стран в высоких широтах.  <br> <br> «Экономический блок» лектория международной школы включал презентации экспертов о развитии Северного морского пути, в том числе китайско-российской перезагрузке на этой арктической водной магистрали, освоении арктического шельфа, экономическом развитии 2.0 и предпринимательстве в Арктической зоне Российской Федерации. <br> <br> Особое внимание молодые ученые и ведущие эксперты уделили обсуждению экологических факторов. Лекторы представили свое видение о климаторегулирующей функции водно-болотных угодий Сибири, состоянии высокоширотных арктических экосистем по материалам экспедиций Арктического плавучего университета, международно-правовых вопросах охраны морской среды в Арктике и влиянии изменяющейся среды на местные сообщества. <br> <br> «Медиаграмотность и медиафейки: в чем выигрыш?» — с этого вопроса стартовал последний день международной школы молодых ученых. Ее участники также обсудили роль местных сообществ коренных народов в формировании устойчивой арктической политики России и возможности цифровизации языкового и культурного наследия коренных народов Арктики. Завершился лекторий выступлением о научной дипломатии российских университетов и последовавшей дискуссией, посвященной оценке эффективности научной дипломатии в Арктике. <br> <br> В ходе работы школы молодые ученые также получили уникальную возможность представить свои диссертационные работы и обсудить их с признанными экспертами в области арктических исследований. "Будьте смелыми в своих начинаниях и исследованиях, стремитесь вперед и не останавливайтесь на достигнутом", —напутствовали ведущие ученые студентов.  <br> <br> <i>«Мы благодарим всех за активное участие — наших лекторов, экспертов, слушателей, координаторов, всех, кто внес свой вклад в успешное проведение школы. Этот была пятая, юбилейная, школа молодых ученых САФУ, и мы рады, что она уже стала традиционной и с каждым годом собирает тех, чьи научные интересы связаны с этим регионом и кому интересно повышать уровень своих знаний и обсуждать сценарии развития глобальной Арктики. В этом году школа собрала самое большое количество участников за все годы, что подтверждает ее востребованность и актуальность. Будем ждать встречи с Российской Арктикой в будущем году»</i>, завершила знаковое мероприятие заместитель первого проректора — начальник управления международного сотрудничества САФУ <b>Любовь Зарубина</b>.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://narfu.ru/life/news/university/379503/"><span style="color: #00aeef;">Пресс-служба САФУ им. М.В. Ломоносова</span></a><br> </div> <p> </p>

Морская вода замерзает быстрее при наличии ветра или подводного течения

06.06.2023

<div> При температуре около нуля и ниже морская вода замерзает быстрее при наличии ветра или подводного течения. К такому выводу на основе математической модели пришли специалисты Уральского федерального университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ). Полученные учеными данные помогут в прогнозировании таяния ледников.<br> <br> <i>"Оказалось, что при температуре около нуля и ниже даже небольшой ветерок влияет на скорость образования льда. Дело в том, что ветер, так же, как и подводное течение, вносит флуктуации (скачки) в температуру, а это в свою очередь приводит к ускорению образования кристалликов льда. Иными словами, с ветром или подводным течением лед намерзает быстрее, слой льда становится толще. Да, он более рыхлый, не такой плотный, но скорость образования увеличивается"</i>, — поясняет соавтор исследования, ведущий научный сотрудник лаборатории многомасштабного математического моделирования УрФУ <b>Евгения Маковеева</b>.<br> <br> Происходит это при любой температуре, пригодной для кристаллизации, добавляет ученый. Усиливают влияние температуры внешние шумы — ветер и подводное течение, которые «приносят» разные температуры.<br> <br> <i>"С одной стороны, погода стала более суровая, скачкообразная, что ли. Сложная ситуация и с ветрами, и с течениями. Можно сказать, что это приводит к нарастанию льда. Но, с другой стороны, будет неверно сказать, что из-за участившихся ветров и подводных течений ледники начнут восстанавливаться. Во-первых, внешние шумы — лишь одна из составляющих сложного процесса. И, во-вторых, температура атмосферы должна быть ниже нуля для замерзания воды"</i>, — говорит Евгения Маковеева.<br> <br> Тем не менее полученные учеными данные помогут прогнозировать изменения ледников мирового океана, что крайне важно в условиях потепления климата.<br> <br> На следующем этапе матмоделирования физики планируют рассчитать, как образуется "ложное дно" ледников. Это еще один процесс образования морского льда, во время которого лед намерзает снизу. Таким образом может прирастать до 50 % льда.<br> <br> <i>"Ложное дно" образуется за счет инверсии плотности. Оно возникает в весенне-летний период, когда лед становится рыхлый, через него талая вода проникает в подледовое пространство, и образуется слой пресной воды. А ниже — слой соленой воды. И в том месте, где слои стыкуются, рождаются кристаллики: образуется корочка льда"</i>, — объясняет Евгения Маковеева.<br> <br> Описание модели и выводы по ней опубликованы в журнале <a target="_blank" href="https://link.springer.com/article/10.1140/epjs/s11734-023-00826-4"><span style="color: #00aeef;">The European Physical Journa</span>l</a>.<br> <br> Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках нацпроекта "Наука и университеты".<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka/68839/"><span style="color: #00aeef;">Минобрнауки России</span></a> </div>

На Шпицбергене построят аналог ямальской арктической станции "Снежинка"

06.06.2023

<p> </p> <div> На архипелаге Шпицберген появится новая арктическая исследовательская станция, аналог ямальской «Снежинки», сообщает ТАСС со ссылкой на слова главы Минвостокразвития <b>Алексея Чекункова</b>. <br> <br> <i>"Станция будет использовать передовые технологии в области производства чистой энергии, систем жизнеобеспечения и станет первым в мире научно-образовательным комплексом, который работает на водородной энергетике"</i>, рассказал министр. <br> <br> По словам Чекункова, проект намерены реализовывать вместе с коллегами из стран-членов БРИКС и дружественных государств. На Шпицбергене власти планируют также создать международный научный центр и несколько туристических объектов для привлечения туристов. <br> <br> Ранее строительство арктической станции "Снежинка" поддержали в Главгосэкспертизе России.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://sever-press.ru/news/nauka/v-rossii-pojavitsja-unikalnaja-arkticheskaja-stantsija-na-vodorodnom-toplive/"><span style="color: #00aeef;">Север-Пресс</span></a><br> </div> <p> </p>

РГО приглашает молодых специалистов в Арктику

06.06.2023

<p> </p> <div> С 1 по 15 августа 2023 года в Хатанге (Красноярский край) пройдёт II Полевой молодёжный слёт Русского географического общества. Участниками мероприятия, которое состоится в рамках экологической экспедиции "Арктика. Генеральная уборка", могут стать добровольцы в возрасте от 18 до 35 лет. <br> <br> К участию в проекте приглашаются активисты молодёжных клубов РГО и молодые специалисты в области организации добровольческого движения, биохимии, экологии, геоботаники, зоологии, почвоведения и смежных дисциплин. Мы ждём добровольцев, заинтересованных в получении новых навыков и знаний по исследованию загрязнённых территорий, проведению полевых исследований, созданию полевых научных лагерей, готовых к работе в условиях сурового климата и серьёзных физических нагрузок. <br> <br> Проект "Арктика. Генеральная уборка" направлен на защиту и сохранение хрупкой экосистемы северных территорий. Для молодых специалистов с "арктическим" уклоном Полевой молодёжный слёт РГО — это не только шанс познакомиться с особым колоритом жизни на севере, но и возможность для самореализации и карьерного роста. <br> <br> Перед выездом в экспедицию добровольцев ждёт дистанционное обучение методам комплексных научных исследований в области научного анализа загрязнений, определения (разработки) методик их устранения и практической экологической очистки. Под руководством учёных и профессионалов-полярников победители конкурсного отбора смогут применить полученные знания на практике. В рамках проекта также предусмотрена работа в ФГБУ "Заповедники Таймыра" и экскурсионная программа. <br> <br> Обязательно наличие у добровольцев экипировки (одежды и обуви), подходящей для работы в Арктической зоне, приветствуется опыт полевой работы, участия в проектах и экспедициях РГО. <br> <br> Участие в программе, в том числе внутренние трансферы, проживание, питание, осуществляется за счёт средств организаторов. Стартовая точка экспедиции — Москва, аэродром "Чкаловский". Проезд до Москвы и обратно может быть оплачен на усмотрение организаторов по результатам конкурсного отбора. Проживание и питание вне сроков программы участники оплачивают самостоятельно. <br> <br> <a target="_blank" href="https://mk.rgo.ru/form/anketa-uchastnika-ii-polevogo-slyota-rgo"><span style="color: #00aeef;">Заявку</span></a> на участие можно заполнить до 25 июня 2023 года (включительно). Для подачи заявки рекомендуется зарегистрироваться в личном кабинете <a target="_blank" href="https://mk.rgo.ru/event/rgo-priglashaet-molodyh-specialistov-v-arktiku"><span style="color: #00aeef;">на сайте</span></a>.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://www.rgo.ru/ru/article/rgo-priglashaet-molodyh-specialistov-v-arktiku"><span style="color: #00aeef;">Русское географическое общество</span></a><br> </div> <p> </p>

Северный олень - исчезающий вид?

06.06.2023

<p> </p> <div> Когда-то на Таймыре обитало более 900 тысяч особей дикого северного оленя. После 1990-х годов численность снизилась до 600–700 тысяч. По последним сверкам, оленя на полуострове насчитывается не более 100–120 тысяч голов. Почему олени уходят с Таймыра и что с этим делать? <br> <br> Среди основных причин уменьшения популяции главного на севере животного –браконьерство, хищники, иные миграционные пути, освоение природы человеком, глобальное изменение климата. Об этом "Таймырскому телеграфу" рассказал начальник научного отдела "Заповедников Таймыра" <b>Леонид Колпащиков</b>. <br> <br> <i>"Несу персональную ответственность за этого животного, так как писал по нему докторскую диссертацию. Во все прежние сезоны, сколько себя помню, это был самый крупный по численности северный отряд. Стабильная система мониторинга, организация промысла – все это сегодня немного хромает и тоже дает свои плоды"</i>, – считает эксперт. <br> <br> По мнению Леонида Александровича, спасет численность оленя запрет на промысел: буквально за несколько лет популяция восстановится – и можно будет двигаться дальше. <i>"Авиаучет планируется в 2024 году, значит, будем делать новые выводы, необходимые для науки и отслеживания ситуации"</i>. <br> <br> Проблему в Красноярском крае знают и решают: недавно власти обсудили комплекс мер по спасению оленьей популяции. При этом за миграцией дикого северного оленя на Таймыре следит охотнадзор: так, во время одного из последних рейдов охотинспекторы обнаружили 230 туш незаконно убитых животных. <br> <br> К другим особо охраняемым видам начальник научного отдела «Заповедников Таймыра» относит овцебыка, а также занесенных в Красную книгу белого медведя и снежного барана. А еще ряд видов птиц: кречета, гуся, тундрового лебедя, краснозобую казарку и других пернатых. <br> <br> <i>"Что касается снежного барана, благодаря помощи "Норникеля" уже в этом году, летом, нам удастся отправиться на учет этого животного. Сначала это будут полеты на самолете, потом наземные исследования"</i>, – отмечает Леонид Колпащиков. <br> <br> Московский госуниверситет геодезии и картографии (МИИГАиК) создает базу данных ареала краснокнижных животных Арктики. Отдельная электронная Красная книга Арктики должна появиться в 2023 году – она избавит от необходимости использования девяти региональных изданий. <br> <br> Источник: Марина Хорошевская, <a target="_blank" href="https://ttelegraf.ru/news/k-samym-ischezayushhim-vidam-zhivotnyh-norilskie-uchenye-otnesli-severnogo-olenya/"><span style="color: #00aeef;">Таймырский телеграф</span></a> </div> <p> </p>

Ученые выявили повышенное содержание металлов у жителей якутской Арктики

06.06.2023

<p> </p> <div> Ученые из СВФУ им. М.К. Аммосова обнаружили повышенное содержание металлов у долган, проживающих в селе Юрюнг-Хая Анабарского района республики. Исследование провели среди взрослого населения села. Результаты показали, наиболее распространенной у долган выявлена гипертоническая болезнь. В целом преобладали пациенты с метаболическим синдромом — ожирение, артериальная гипертензия. <br> <br> <i>"По результатам исследований у долган сывороточный хром, марганец, никель установлены в два раза выше, чем у жителей Северо-Западного региона России и Сибири. Активная занятость и динамичная повседневная жизнь оленеводов и охотников могут сделать молодых мужчин-долган более подверженными воздействию тяжелых металлов на рабочем месте. Содержание железа в сыворотке у долган составило 5 220 мкг/л, что больше принятых нормативов в 2-3 раза"</i>, — приводит телеканал "Якутия 24" слова научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории клеточных технологий и регенеративной медицины Мединститута СВФУ <b>Елены Сивцевой</b>. <br> <br> </div> По мнению ученых, высокой концентрации железа в крови способствует традиционное питание олениной и рыбой, богатых железом. Примечательно, что с возрастом у мужчин содержание железа в крови понижается, а у женщин наоборот повышается, что может быть связано с менопаузой. <br> <br> Исследование было проведено в рамках научно-медицинской экспедиции по проекту "Микроэлементный статус коренных малочисленных народов Севера, проживающих в условиях промышленного освоения территорий", выигравшего грант РНФ.<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://yk24.ru/nauka/povyshennoe-soderzhanie-metallov-vyyavili-u-zhitelej-yakutskoj-arktiki/"><span style="color: #00aeef;">телеканал "Якутия 24"</span></a><br> <p> </p>

В ИНГГ СО РАН создают новую технологию для мониторинга вечной мерзлоты

05.06.2023

<p> </p> <div> Ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН разрабатывают высокоразрешающую электромагнитную технологию для мониторинга состояния вечной мерзлоты. Предполагается, что она будет давать более точные результаты, чем традиционные тепловые методы, и потребует меньшего участия человека. Результаты исследования <a target="_blank" href="http://www.ipgg.sbras.ru/ru/science/publications/materials-dinamika-lednikov-tsentralnogo-altaya-vo-vtoroy-2008-028363"><span style="color: #00aeef;">опубликованы</span></a> в журнале "Геология и геофизика". <br> <br> Вечная мерзлота занимает примерно 65 % территории России. С изменением климата она тоже меняется, оттаивает — изучать эти процессы критически важно, чтобы предотвратить антропогенные и экологические бедствия. Деградация вечной мерзлоты нарушает работу технических систем в Арктике, вызывает потери в добыче углеводородов и деформацию объектов инфраструктуры. Эта проблема затрагивает промышленные и гражданские сооружения, дороги, нефтегазопроводы, линии электропередач, взлетные полосы аэропортов, амбары для хранения техники, резервуары с топливом и многое другое. <br> <br> <i>"В августе 2021 года на совещании при президенте РФ отмечались актуальность и значимость создания комплексной государственной системы мониторинга состояния криолитозоны. По некоторым данным, более 40 % инфраструктурных объектов Российской Арктики разрушаются из-за деградации вечной мерзлоты, вследствие чего наша страна несет многомиллионные убытки. Например, на трассе Чита — Хабаровск есть так называемые золотые километры — их приходится чинить так часто, что, образно говоря, проще было бы отлить из золота. По одной из версий, из-за деградации мерзлоты произошла и экологическая катастрофа в Норильске в мае 2020 года: сваи накренились, и 20 тысяч тонн дизельного топлива вылились в окружающую среду. Благодаря своевременному мониторингу и прогнозированию можно попытаться сократить убытки и избежать катастроф"</i>, — рассказывает старший научный сотрудник ИНГГ СО РАН кандидат технических наук <b>Игорь Владиславович Михайлов</b>.  <br> <br> Самый известный на сегодня способ наблюдения за состоянием вечной мерзлоты — это температурный мониторинг. Однако он позволяет получать лишь локальную информацию — только из тех мест, где пробурены скважины, что может не отражать реальное состояние многолетнемерзлых пород на исследуемой территории. Принципиальное ограничение этого метода в том, что тепловая волна достигает датчика с большим опозданием — через недели или даже месяцы, за которые с мерзлотой могут произойти дальнейшие изменения. <br> <br> Ученые Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А. А. Трофимука СО РАН впервые разработали метод для мониторинга состояния вечной мерзлоты, который основан на периодическом измерении сигналов импульсных электромагнитных зондирований. Проходя через породу, эти сигналы меняются в зависимости от того, является ли она мерзлой или оттаявшей. То есть на датчики влияет не температура, а удельное электрическое сопротивление пород, которое, в свою очередь, зависит от температуры. <br> <br> Источники и приемники электромагнитного излучения предполагается с небольшим шагом размещать в скважинах глубиной порядка 20 метров, оставлять их там стационарно и измерять электромагнитное поле через определенные промежутки времени. Периодически повторяя эти измерения, можно проследить динамику процессов, происходящих с вечной мерзлотой. <i>"Изучая диаграммы этих сигналов и производя инверсию данных, мы делаем выводы, что граница с вечномерзлыми породами поднимается, опускается, или образуется талик, который может быть опасным для промышленных и гражданских сооружений"</i>, — объясняет ведущий научный сотрудник ИНГГ СО РАН доктор технических наук <b>Марина Николаевна Никитенко</b>. <br> <br> Разработанный в ИНГГ геофизический метод не отменяет температурных способов мониторинга вечной мерзлоты, но позволяет их дополнить. Чем больше разной информации будет об одном и том же объекте, тем более точно и разносторонне можно его описать.  <br> <br> Исследование выполняется при поддержке гранта Российского научного фонда. Проект рассчитан на три года, один из них уже прошел, впереди еще два. <i>"На сегодня уже в достаточной мере выполнено теоретическое обоснование метода. Мы показали, как ведут себя сигналы в различных ситуациях, в зависимости от границы с вечной мерзлотой и наличия таликов. Узнали, какие нам необходимы расстояния между скважинами, изучили, как могут быть расположены датчики. Одновременно с этим мы провели первые полевые эксперименты на геофизических полигонах Новосибирской области по опробованию прототипа измерительной аппаратуры. Показана работоспособность систем измерения: повторяемость, хороший уровень сигнала, исследованы основные амплитудно-фазовые характеристики. Однако до создания реальных скважинных образцов должно пройти еще какое-то время"</i>, — рассказывает Марина Никитенко. <br> <br> Предполагается также сравнить результаты физического моделирования с результатами моделирования математического. Это должно показать, насколько корректно работает теория и что нужно изменить, чтобы ее результаты были еще больше приближены к реальности. <br> <br> Для практического применения технологии необходимо создать подходы к интерпретации данных — когда уже есть зарегистрированные сигналы, а по ним с помощью специальной компьютерной программы можно восстановить геологическую среду. Это решение так называемой обратной задачи геофизики. В планах ученых — испытание электромагнитных датчиков в условиях реальной вечной мерзлоты. Например, на острове Самойловский в дельте реки Лены. В создании соответствующей геофизической аппаратуры заинтересован НИИ измерительных приборов — Новосибирский завод имени Коминтерна. Также будут продолжаться лабораторные исследования, призванные связать температуру с удельным электрическим сопротивлением, которое может определять созданный прибор. <br> <br> Исследование выполняется при поддержке гранта Российского научного фонда № 22-17-00181 "Импульсное электромагнитное зондирование многолетнемерзлых пород: теоретическое и экспериментальное развитие высокоразрешающего геофизического метода, научное обоснование и создание инновационной технологии мониторинга криолитозоны" (руководитель проекта — директор ИНГГ СО РАН член-корреспондент РАН В. Н. Глинских).<br> <br> Автор: Диана Хомякова<br> <br> Источник: <a target="_blank" href="https://www.sbras.info/articles/nauka-dlya-obschestva/v-ingg-so-ran-sozdayut-novuyu-tekhnologiyu-dlya-monitoringa-vechnoy"><span style="color: #00aeef;">Наука в Сибири</span></a><br> </div>