НОЦ «Российская Арктика» представил проект многоцелевого морского беспилотника

03.07.2023

Проект многоцелевого беспилотника, представленный НОЦ «Российская Арктика» на площадке XI Международного военно-морского салона «МВМС- 2023» в Кронштадте, направлен, в первую очередь, на решение прикладных задач гражданского и научного направления. В частности, северного завоза.

"Судно с малой осадкой, из недорогих материалов, за счет своей автономности может достигать до удаленных поселений за сотни километров вверх по течению северных рек", - рассказал проректор по инновационному развитию САФУ, научный руководитель НОЦ Марат Есеев."В Архангельской области такая проблема есть верховьях Северной Двины, Мезени, Онеги".

Кроме того, этот проект очень важен для научного изучения морских акваторий при освоении Арктики. По проектным расчетам беспилотный аппарат может держаться на волне до трех-четырех баллов. Поэтому планируется его использование для мониторинга ледовой обстановки, гидрометеорологических показаний в Белое море.

Ближайшая задача участников НОЦ сделать полноразмерный прототип проекта. В настоящий момент совершенствуются конструкторские решения и идет подготовка к строительству корпуса. Перспективная разработка вызвала интерес и военных специалистов.

"Работу над новыми моделями морских беспилотников мы планируем продолжить в технопарке, который должен появиться в рамках проекта межвузовского кампуса «Арктическая звезда», создаваемого в Архангельске", - продолжил руководитель НОЦ. "Если мы привязываемся к направлению судостроения, что логично в свете полученных результатов на МВМС-2023, то у нас планируется создание центра инженерных разработок, в котором появятся лаборатории по аддитивным технологиям и отдельно – по беспилотникам, в том числе и морским. Нужна будет база и оборудование, новые коллективы"

На выставке также была представлена работа студенческого конструкторского бюро «Полярник» северодвинского филиала САФУ (ИСМАрТ (Севмашвтуз)) - телеуправляемый подводный аппарат. При поддержке предприятия «Севмаша» студенты собрали комплекс, способный погружаться на глубину в сотни метров и проводить сложные технические операции под водой.

Беспилотник уже успел зарекомендовать себя на Всероссийских соревнованиях роботизированных морских лодок. В 2022 году северодвинцы заняли третье место по классу подводных аппаратов и завоевали специальный приз жюри за оригинальное техническое решение во Владивостоке. В этом сезоне - первое и третье места в разных номинациях на Кубке России по телеуправляемым аппаратам.

"Это разработка российского уровня", - подчеркнул Марат Есеев. "Подводных беспилотников нам сейчас очень не хватает для того, чтобы заглянуть в бездну мирового океана. На глубинах в два-четыре километра побывало меньше людей, чем в космосе. Там особая среда и необходимы именно такие комплексы для производства, добычных работ, прокладки кабелей, военных целей".

Флагман атомного судостроения «Севмаш» уже реализует подобный проект для компании «Газпром» – судно, которое сможет погружаться на километры для проведения работ по прокладке газопроводов и кабельных сетей. Всем известна и военная разработка предприятия – грозный беспилотник «Посейдон».
Вопросы эффективного внедрения научных инноваций и подготовки кадров для предприятий ОСК и судостроительной отрасли в целом обсуждались в рамках профильного круглого стола МВМС-2023.

"В нашем случае ребята учатся и параллельно работают на предприятии. По окончании вуза они приходят на завод подготовленными специалистами и имеют хорошие возможности для профессионального роста", - отметил проректор САФУ.

На полях Салона также состоялось заключение соглашения между САФУ и АО «Корпорация морского приборостроения».

Источник: НОЦ "Российская Арктика"