Кадровый "голод" в Арктике остается острым, несмотря на то что студентов по основным арктическим специальностям в Поморье выпускается даже несколько больше, чем требуется сегодня на предприятиях. Такую статистику озвучили недавно в Северном (Арктическом) федеральном университете. Как задержать в АЗРФ кадры, на обучение которых государство тратит миллионы рублей?
К 2035 году в Арктике планируется создать 182,4 тысячи новых рабочих мест. Но особенно острая кадровая потребность сегодня у предприятий судоремонта и судостроения, а также бизнеса, обслуживающего Северный морской путь.
Вместе с тем, по статистике, 80 процентов выпускников, изучавших судостроение и морское дело в Архангельской области, все-таки устраиваются на работу по специальности. Вот только специальности эти находятся в более комфортной климатической зоне за границами АЗРФ - в Калининграде, Санкт-Петербурге, в южных морских регионах России. Хотя зарплаты в Арктике, как правило, выше.
Тем временем северодвинские предприятия вынуждены вести "рекрутский" набор по всей стране - вплоть до Ставрополя: ищут профильных студентов, мотивированных стать кораблестроителями и приехать в Арктику.
"Сегодня нужно выстроить систему, чтобы четко отслеживать: где работает выпускник после получения диплома, в том числе - работает ли он по специальности. Дорогостоящий выпускник не должен стоять за прилавком магазина. Поэтому законодательно нужно вводить отработку - иначе студентов не удержать", - говорили участники встречи.
Не срабатывает и традиционное пожелание педагогов своим абитуриентам: "Учитесь где хотите, набирайтесь знаний, а потом возвращайтесь в Арктику работать". Как рассказала "РГ" проректор Северного (Арктического) федерального университета
Людмила Морозова, в столицу Поморья после обучения возвращаются только 16 процентов уехавших выпускников. Причем в основном те, кто отправился получать знания по целевым направлениям.
Поэтому и власти регионов, и работодатели сегодня единодушны в том, что школам нужны профильные классы, заточенные для подготовки арктических специалистов - причем на конкретных предприятиях региона с прохождением соответствующей практики. Важно также, чтобы подготовка в таких классах велась неформально:
"Пусть лучше будет один класс, но чтобы вузы получили подготовленных ребят, выбравших профильное направление", - считает председатель совета руководителей образовательных организаций Росрыболовства
Владимир Волкогон.
Есть еще одна зацепка - дипломы выпускников, как и научная деятельность школьников, должны быть максимально приближены к будущему рабочему месту в АЗРФ. Эксперты отмечают и то, что подготовке рук для Арктики сегодня мешает чрезмерная "загуманизированность" российских школ. Неслучайно профильные морские классы теперь создаются даже в традиционно гуманитарных учебных заведениях. К примеру, судостроительный класс появился не так давно в 14-й школе Архангельска, хотя она считается профильной по немецкому языку. Тем временем в Мурманской области морские классы набирают уже с пятого года обучения.
Кстати, ранняя профориентация помогла корабелам Поморья в последние десять лет несколько снизить отток специалистов из северных городов. Ежегодно предприятия выделяют для этого не один десяток миллионов рублей, а подготовка начинается буквально с детского сада - в Северодвинске даже специальный мультик создали: он рассказывает малышам о том, как строят корабли и подводные лодки. Помогают привлечь кадры и научно-производственные роты, созданные в городе корабелов.
Одним словом, интерес к Арктике хоть и медленно, но все же растет, причем в основном там, где сконцентрированы крупные образовательные и производственные центры. Так, по статистическим данным 2021 года (последним опубликованным), из "красной" зоны миграции в Арктике "выпали" два региона - Ямало-Ненецкий округ и Архангельская область. В остальных отток достаточно сильный. Но и отношение к миграции в последнее время меняется:
"В Мурманской области поняли, что сегодня не надо бороться с оттоком молодежи - у нее срабатывает некая генетическая память "надо уехать" (причем неважно куда). Бороться нужно за приток - чтобы стать центром притяжения для молодых", - говорит
Мария Князева, руководитель мурманского вуза, занимающегося подготовкой специалистов для рыбной промышленности.
Но для "притяжения" требуется многопрофильный подход:
"Сейчас стейкхолдеры настаивают на том, чтобы поступающие к ним кадры не только разбирались в судовой механике, но были еще и айтишниками. Поэтому цифровую подготовку, "прокачивание" цифровых технологий нужно встраивать в программы обучения по арктическим направлениям", - подчеркивают педагоги.
А чтобы ускорить обучение, предлагают отрегулировать связку техникум - вуз:
"Нередко ребята после окончания средних профессиональных учебных заведений поступают в высшие. А это еще пять лет специалитета. В итоге они учатся дольше, чем врачи! Нужно продумывать такие механизмы (если есть преемственность между высшим и средним учебными заведениями), которые позволят получать высшее образование, но при этом сокращенное", - сказала Мария Князева.
Кроме того, важен межрегиональный подход. Архангельская и Мурманская области - основные кузницы кадров в Северо-Западной зоне АЗРФ - должны объединиться в подготовке студентов. Причем задача номер один - строительство учебно-производственного судна для обучения студентов морским профессиям на практике, в акватории СМП.
Источник:
Российская газета