Источник: фото - © ААНИИ

Ученые экспедиции "Северный полюс-41" исследуют глубины Северного Ледовитого океана

06.03.2023

Ученые Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) и "ВНИИОкеангеологии", дрейфующие в составе экспедиции «Северный полюс-41» в водах Северного Ледовитого океана, отбирают пробы грунта для реконструкций изменений климата в высокоширотной Арктике за последние несколько тысяч лет. Работы ведутся в районе хребта Ломоносова и котловины Амундсена от 83° до 87°с.ш.

На протяжении последних пяти месяцев ученые производят планомерный отбор и анализ проб донных отложений с помощью геологического комплекса весом около тонны, доставленного на ледостойкой платформе «Северный плюс». На текущий момент исследования ведутся в районе 87°с.ш. Полученные данные позволят сделать выводы об изменениях климата в приполюсном районе за несколько тысячелетий, объяснить текущие трансформации и составить прогноз реакции природной среды на возможные преобразования в будущем. 

Исследования проводятся, в том числе с помощью профилографа, позволяющего увидеть дно и толщу осадков до двухсот метров, в то время как напрямую возможно получить образцы, залегающие только до глубины около четырех метров. 
По составу донного материала ученые также могут восстановить направления внутренних и поверхностных течений, а значит предсказать, что ждёт климатическую систему Арктики в перспективе. Напомним, недавно ученые ААНИИ совместно с международным научным коллективом соавторов обнародовали результаты масштабного исследования процессов, происходящих в водах Северного Ледовитого океана, согласно которым изменение направлений и состава внутренних течений вкупе с сокращением площади многолетнего льда может привести к росту микроскопических водорослей и более активному поглощению атмосферного углерода.

Особенностью Северного Ледовитого океана является достаточно низкие скорости осадконакопления, говорят ученые. Информацию о длительном промежутке времени может хранить тонкий слой осадочных отложений, а раковин организмов, позволяющих точнее датировать осадки, сохраняется мало. Вместе с тем, в лабораториях на борту ледостойкой платформы «Северный полюс» ученые могут сразу определить строение и предварительный вещественный и газовый состав донных осадков.

Так, в пробах из бассейна Амундсена обнаружен слой схожий с неньютоновской жидкостью, уплотняющийся при физическом взаимодействии, состоящий из терригенных минералов, слюды и остатков растений. Этот слой отличается лёгкостью и низкой плотностью, что может быть связано с его турбидитным происхождением – быстрым сходом большого количества материала со склона. Кроме того, на дне Северного Ледовитого океана содержится донно-каменный материал, принесенный морским льдом и айсбергами из других районов. В частности, из района Канадского Арктического Архипелага.

На восточном склоне хребта Ломоносова отмечается много крупных камней, при этом в составе отложений присутствует много карбонатных пород. На западном участке, напротив, их заметно меньше. Ближе к котловине Амундсена отмечен мощный слой поверхностных (современных) осадков с малым количеством донно-каменного материала, что говорит о том, что в последние несколько тысяч лет осадки на западном склоне хребта накапливались активнее. Вероятно, подобная структура отложений отражает влияние рек Евразийского бассейна, наполненных большим количеством материала. 

"На дне происходит много всего интересного – в некоторых местах обстановка спокойная, а в некоторых наблюдаются глубоководные течения, образуются каналы, на склонах материал осыпается, обнажая коренные породы. На профиле мы видим структуру осадков. Она может быть однородной и не иметь разделения на слои. Такие отложения образуются в результате склонового процесса, либо могут относиться к ледниковым осадкам - диамиктону. Если же слои ровные, значит, обстановка была спокойной, осадки просто ложились слоями, ничто не нарушало порядок, а их свойства и состав менялись в зависимости от климата. Именно такие образцы и нужны нам для исследований. Найти такие места в глубинах Северного Ледовитого океана зачастую непростая задача", - рассказала Елена Попова, морской геолог, участник экспедиции «Северный полюс-41».

Экспедиция «Северный полюс-41» (СП-41) стала продолжением программы комплексных дрейфующих исследований в высоких широтах Арктики, основанной советскими учеными. Первая в мире полярная научно-исследовательская дрейфующая арктическая станция «Северный полюс» («Северный полюс-1») начала работу 21 мая 1937 года. С тех пор каждой следующей экспедиции присваивалось название «Северный полюс» и порядковый номер. В общей сложности было организовано 40 таких экспедиций. На протяжении 75 лет дрейфующие станции выполняли комплексные исследования в области океанологии, метеорологии и биологии моря, отслеживали динамику изменения площади льдов, производили наблюдения в ионосферном и магнитном полях планеты, позволяющие делать выводы о распространении радиоволн. В 2013 году команду ученых с дрейфующей станции «СП-40» эвакуировали, программа была приостановлена почти на 10 лет: критическое состояние льда, подвижки, трещины, разрывы не оставляли возможности поддерживать работу ледового лагеря. В 2022 году, спустя 85 лет с ее образования, программа дрейфующих арктических станций была возобновлена на технологически новом уровне – экспедиция проводится при поддержке ледостойкой платформы «Северный полюс». 

ЛСП «Северный полюс» – уникальное научно-исследовательское судно, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжёлые вертолёты типа МИ-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания для 14 членов экипажа и 34 человек научного персонала при температуре до -50° и влажности 85%. Основные тактико-технические характеристики ЛСП: длина – 83,1 м; ширина – 22,5 м; водоизмещение – около 10390 тонн; мощность ЭУ – 4200 кВт; скорость – не менее 10 узлов; прочность корпуса – Arc8; автономность по запасам топлива – около 2 лет; срок службы – не менее 25 лет. 

Источник: Пресс-центр ААНИИ

beautiful desi pussy lalatube.mobi bf video chalu سكس مترجم يابانى filmstreamingporno.com sexhors dehati women sex ebonyporntrends.com download free teen sex videos indian sex play theindiantube.com boudi porn video indian sexy video mp3 foxporns.info blacked.com sex video bra xnxx porn-tube-lib.com sex sania mirza xx videos.com freegreatporn.info asin porn fsi indian sex blog pornomaniaz.com 3gp sex vdo indian ladies sex videos popsexy.net tullu sex gaana new indianxtubes.com xvidep rulertube onlypornvide.mobi real sex aunties saxy bf photo homemadeporntrends.com mallu sex movies bhabhi nude sex lesbianporntrends.com xvideo desi sex افلام سكس يابانى مترجم arabwifeporn.com سكس المشاهير indian redtube.com 2beeg.mobi sexarab