Дендрохронологи из Института экологии растений и животных УрО РАН Екатеринбурга установили, как менялись летние температуры в арктическом регионе на протяжении семи тысяч лет. В ближайших планах продлить хронологию до 9150 лет.
Трудно представить, но несколько тысяч лет назад на полуострове Ямал и Полярном Урале простиралась самая настоящая северная тайга. Росли лиственницы, ели и берёзы, не карликовые, а полноценные деревья. Но после пятого тысячелетия до нашей эры и вплоть до середины XIX века средняя температура воздуха летом с колебаниями в обе стороны постепенно понижалась. Граница лесов отступила к югу. Происходившее похолодание было вызвано циклическими изменениями движения Земли по орбите. В конце концов, как считают учёные, примерно через тысячу-другую лет должно было произойти новое оледенение, не вмешайся в климатические процессы человек и технический прогресс.
С середины XIX века температура начинает расти. Согласно данным уральских учёных, за последние 170 лет произошло небывалое для последних 7000 лет её увеличение — почти на два градуса.
"Ледниковых периодов на планете было несколько. Они продолжались более ста тысяч лет, после чего на 12-15 тысяч лет наступали периоды межледниковья, когда становилось тепло. Нынешнему межледниковью примерно 12 000 лет. В ближайшие тысячелетия можно было ожидать оледенение, но его не будет" - рассказал
Рашит Хантемиров, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории дендрохронологии Института растений и животных УрО РАН.
Историю климата специалисты восстанавливают по годичным кольцам деревьев. На сегодняшний день это один из самых точных научных методов. Кольца, как природные метеорологи, фиксируют информацию о всех холодных и тёплых годах, а также о таких параметрах окружающей среды как растения, насекомые и животные. В лаборатории в Екатеринбурге хранятся образцы деревьев, погибших в районе реки Юрибей около 7000 лет назад. Ели, березы, ольховник изгрызены бобрами! Эти уникальные находки в отличном состоянии для современной науки сохранила многолетняя мерзлота. Поэтому Ямал — клондайк для дендрохронологов. Уже 40 лет специалисты находят здесь ценные экземпляры.
"Большое количество материала собирается на берегах рек и руслах, особенно на мелководье. Вода вымывает деревья из берегов, несет их по течению до ближайшего переката, где они оседают. В одном таком месте можно собрать 50–60 образцов. Но наиболее ценны деревья, которые торчат из берегов, из песка, так как находятся непосредственно в том месте, где погибли", - пояснил
Владимир Кукарских, старший научный сотрудник лаборатории, кандидат биологических наук.
Примечательно, что годичные кольца фиксируют не только колебания температур. Ценность полуископаемых деревьев еще и в том, что они — свидетели различных катастрофических событий в истории Земли, помогают ученым понять масштабы последствий происходивших природных катаклизмов.
Кольца деревьев также хранят информацию, связанную с радиоактивным загрязнением окружающей среды, «запоминают» сильные вспышки на солнце.
Меняются ли границы современных лесов в связи с резким потеплением?
"Границы пока остаются на своем месте, но сами леса становятся гуще, — отметил Владимир Кукарских. -
"Деревья имеют свойство накапливать в стволах углекислый газ. И получается обратная связь. Атмосфера нагревается, человечество больше производит парниковых газов, но деревья компенсируют антропогенное влияние, запасая необходимый для их роста СО₂. Таким образом, современные леса помогают поддерживать баланс экосистемы. Можно смоделировать, сколько СО₂ могут запасать леса, если температура воздуха, например, увеличится еще на градус или два".
Выводы дендрохронологов, как одни из самых точных, используются при составлении климатических моделей и прогнозирования дальнейших глобальных изменений. В ведущих научных институтах страны действуют лаборатории по вопросам адаптации к меняющемуся климату. Например, специалисты Высшей школы экономики в одном из своих докладов выступили с предложениями о сокращении сроков отопительного сезона, что в перспективе позволит сэкономить стране миллиарды рублей.
Автор: Татьяна Константинова
Источник:
Красный Север