Образование и наука в Российской Арктике

Первая экспедиция ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс"

16.11.2022

17 сентября 2022 года Ледостойкая самодвижущаяся платформа (ЛСП) "Северный полюс" вышла из Мурманска в первую экспедицию. Предыдущая платформа досрочно завершила работу в августе 2015 года из-за изменений климата. Тогда и было задумано уникальное судно, приоритетом которого стала полнейшая автономность. 

Цель экспедиции "Северный полюс — 41" — вморозиться в льдину дрейфовать с ней, собирая как можно больше научных данных. Для этого на борту есть 17 лабораторий и более 30 специалистов разных направлений: гидрохимиков, ледоисследователей, метеорологов, морских биологов и так далее. Но для того, чтобы продержаться в Арктике без посторонней помощи, требуются большие запасы, прежде всего — топлива и провизии.

Как объяснил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров, при проектировании ЛСП основной задачей как раз являлась экономия места для размещения необходимых ресурсов.

"Решение было найдено в необычно округлой форме судна, которая одновременно позволяет увеличить полезный объем и противостоит сдавливанию льдами — платформа "выталкивается" на поверхность, не позволяя льдам деформировать корпус", — рассказал Макаров.

По словам главного механика платформы Александра Серова, существенное количество места также сэкономила разработанная специально для ЛСП винторулевая колонка с прямым приводом от главного двигателя, которую тот сравнил с механической коробкой передач на машине.

"Причем она такая одна — все остальные суда пользуются эклектическими азиподами (Azipod — зарегистрированная торговая марка, под которой производятся системы электродвижения для судов различного класса — прим. ТАСС), однако для нас они не подходили — занимали слишком много места. Если бы у нас стояла электрическая винторулевая колонка, то машинное отделение было бы немыслимо большим, а для нас каждый метр — на вес золота", — говорит Серов.

Платформу питают 3 дизельных генератора, которые, сжигая на ходу приблизительно 22 тонны топлива, обеспечивают буквально все — от освещения и отопления до движения самой платформы. От получаемой энергии работает и другая жизненно важная система — опреснитель морской воды.

"Самое замечательное, что этот опреснитель не требует затрат тепловой энергии, то есть ему в принципе нужен только подвод морской воды и электричество — и все. Под высоким давлением, начиная от 30 до 60 бар, происходит процесс разделения воды на пресную воду и рассол. Ненужное — за борт. И все это в автоматическом режиме", — объяснил 2-й механик Александр Бируля.

Что ищут ученые?

Руководитель группы биологических исследований экспедиции "СП-41" Ольга Зимина признается, что о такой экспедиции она мечтала очень давно. По ее словам, работать в настолько не исследованных и труднодоступных районах — бесценный опыт, ведь он позволит собрать данные, которых сегодня в мире просто нет. В случае с Арктикой для этих целей подходит только дрейф.

Руководитель группы геологических исследований "СП-41" Виктор Богин занимается изучением донных осадков, то есть тем, как формируется морское дно. Миллионы лет там накапливается космическая пыль, остатки водорослей, останки рыб, других микроорганизмов. Открытиям в такой фундаментальной области находится интересное практическое применение.

Северный морской путь

Для России мониторинг климатической ситуации в Арктике важен еще и с экономической точки зрения, ведь в арктических широтах проходит одна из главных морских торговых артерий страны — Северный морской путь. Чтобы понять, какие суда и в каком количестве успеют пройти по нему летом, необходимы данные, точность которых зависит от периода наблюдения — чем больше данных, тем точнее прогноз.

Начальник отряда атмосферных исследований "СП-41" Денис Ризе отмечает, что за последнее время продолжительность навигационного периода по Севморпути увеличилась. Если раньше она составляла полтора-два летних месяца, то уже сейчас этот диапазон расширяется.

"Мониторинг и отслеживание — наше все. Мы мониторим ситуацию и чем больший ряд данных мы соберем, тем выше качество прогнозов. Решение об увеличении периода выдачи разрешений на передвижение по СМП будет основываться в том числе на наших данных", — заключает Ризе.

Город-матрешка

Когда ЛСП "Северный полюс" пришвартовывается к подходящей льдине, вокруг постепенно начал появляться научный городок, но уже на льду. По словам заместителя начальника экспедиции Алексея Бакланова, платформа тем не менее останется в своем статусе главной научной базы, а на льду расположены домики сборной конструкции, где размешены в основном лаборатории для дополнительных исследований.

"Лагерь будет состоять из 4 домов плюс трансформаторная будка. Электричеством будем запитываться как от самой платформы с помощью кабеля, так и от переносного генератора. Есть возможность произвести электрификацию лагеря двумя способами, что очень важно. Научное оборудование, как правило, требует электричества. Люди, которые там будут работать вахтами, тоже требуют определенного обеспечения жизнедеятельности — освещения, обогрева, кружки горячего чая в конце концов", — говорит Бакланов.

Для этих целей в распоряжении экспедиции есть два трактора и четыре снегохода. Трактора будут использоваться как тягачи для строительства ледового лагеря, а также для обустройства взлетно-посадочной полосы. Алексей Бакланов подчеркивает, что при любой внештатной ситуации, связанной с льдом, платформа станет для участников экспедиции и убежищем, и домом, и продолжит оставаться лабораторией.

Полный текст статьи на сайте ТАСС.