XIII международный форум "Арктические проекты – сегодня и завтра" состоялся в Архангельске 16–17 октября. Ежегодное деловое мероприятие было организовано ассоциацией поставщиков нефтегазовой промышленности "Созвездие" при поддержке Правительства Архангельской области, партнером выступил Северный (Арктический) федеральный университет.
Форум собрал более 200 участников: представителей региональных и федеральных компаний, нефтегазовых операторов, финансовых институтов, научно-образовательных учреждений и органов власти.
В 2025 году центральными темами форума стали перспективы освоения минерально-сырьевой базы российской Арктики и экономическое, технологическое, кадровое обеспечение арктических проектов. Кроме того, в ходе форума участники обсудили вопросы судоходства и создания флота для Северного морского пути, развитие морской и портовой инфраструктуры, будущее арктического судостроения и судоремонта. Отдельная сессия была посвящена развитию технологий в лесопромышленном комплексе Северо-Западного федерального округа.
Как было отмечено в ходе форума, в Арктике сосредоточено около трети запасов российской нефти, при этом до 40% из них все еще не вовлечены в разработку и требуют доразведки. Ожидается также освоение иных, в том числе твердых полезных ископаемых.
Кроме того, одним из приоритетных направлений добычи в Арктической зоне продолжает быть разработка месторождений углеводородов на морском шельфе. За шельфовой тематикой скрывается огромный комплекс задач, связанный с развитием технологий добычи, строительства судов и морской техники.
Обсуждению планов по транспортировке в высоких широтах углеводородного сырья была посвящена экспертно-практическая сессия "Минерально-сырьевая база Российской Арктики: статус арктических проектов и взгляд на перспективу".
Рост объёмов перевалки углеводородов по Северному морскому пути будет расти до 2030 года, после этого ряд экспертов прогнозируют некоторое сокращение перевозок в связи с выводом из эксплуатации ряда арктических месторождений.
Для восполнения объемов грузоперевозок, кроме ввода в эксплуатацию новых нефтяных месторождений, целесообразно увеличить перевалку иных, в том числе твёрдых полезных ископаемых. По словам члена Научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики
Михаила Григорьева, конкретные производственные планы могут и должны корректироваться исходя из экономических, а порой и политических реалий.
"Сложно также спрогнозировать на перспективу и рынки сбыта минерального сырья. Но в то же время нужно стремиться к выполнению задачи, поставленной Президентом России по достижению технологического суверенитета, а значит, нам нужно заблаговременно вести работы по подготовке новой ресурсной базы", – отметил Михаил Григорьев.
О действующих и перспективных проектах по поиску и изучению месторождений полезных ископаемых участникам форума рассказала министр природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Анна Шевелева. Освоение многих месторождений на территории Архангельской области, по её словам, напрямую связано с использованием Севморпути.
"У нас в области 25 видов полезных ископаемых, среди которых есть и уникальные, такие как алмазы или гранатовые пески", – сказала Анна Шевелёва. –
"Большое внимание в последние годы уделяется проведению геологоразведочных работ для расширения добычи алмазов. Сегодня из семи трубок в эксплуатации находятся три. На побережье Белого моря разведано два месторождения гранатовых песков, используемых в качестве абразивов в судостроении, авиастроении, в нефтяной промышленности. У этих месторождений есть большие перспективы. На острове Южный архипелага Новая Земля ведутся работы по подготовке к эксплуатации Павловского месторождения свинцово-цинковых руд. Здесь же Первой горнорудной компанией начаты работы по поиску марганцевых руд".
Именно Павловское месторождение напрямую связано с загрузкой Севморпути, поскольку не имеет альтернативной транспортной связи с материком. Начало освоения намечено как раз на 2030 год. Годовой объём добычи должен составить до 3,5 млн тонн руды. Но есть перспективы и по добыче бокситов. Рядом с поселком Савинский находится месторождение известняков, применяемых в цементной промышленности.
Для перевалки насыпных и наливных грузов по Севморпути требуется специализированный морской флот. Перспективы строительства новых судов усиленного ледового класса на отечественных и зарубежных верфях участники форума обсудили на панельной дискуссии "Судоходство в Арктике: актуальные вызовы и условия для развития".
Источник:
Министерство природных ресурсов и ЛПК Архангельской области