Научный сотрудник центра изучения Арктики Валерий Кибенко познакомил научное сообщество с материалами полевых исследований социально-экономических факторов жизнедеятельности и социального самочувствия коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни, в рамках международной научной конференции "Тюменская область: историческая ретроспектива, реалии настоящего, контуры будущего".
В Научном центре изучения Арктики проводится большая аналитическая работа по изучению социально-экономических факторов жизнедеятельности и социального самочувствия коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе и ведущих кочевой и полукочевой образ жизни. Данные для исследования собираются непосредственно в тундре на стойбищах оленеводов, убойных комплексах, факториях.
В ходе исследований были выделены ключевые группы факторов, существенно влияющих на жизнь и хозяйственную деятельность оленеводов. В первую группу включены факторы, связанные с жизнеобеспечивающим природопользованием: оленеёмкость (баланс между состоянием пастбищ, размер поголовья и технология выпаса), климат и промышленное влияние. Вторая группа - социально экономические факторы. К ним относится конъюнктура на рынке продукции оленеводства, уровень доходов, жизненные стратегии родителей и детей.
"Жизнедеятельность оленеводов, как устойчивой социальной группы, представляет собой многофакторную модель, где усиление или ослабление тех или иных факторов или их сочетание приводят к существенным изменениям в их жизни", – комментирует Валерий Кибенко. –
"Например, хорошая цена, спрос на панты и отсутствие убойных пунктов меняют производственную модель оленеводства с преимущественно мясного на пантовое. Такие институциональные факторы как законодательство, социальная политика положительно сказались в своё время на демографии КМНС, но в настоящем перевели к увеличению тундрового населения, росту поголовья оленей. Климатические аномалии на протяжении последних 10 лет способствуют бескормице и сверхнормативных падежам, оставляя некоторые семьи без возможности кочевать, оседая на берегах рек и озёр. Меняются и жизненные стратегии тундровиков. Если раньше детей сложно было собрать в школы-интернаты, то теперь родители хотят, чтобы дети получали, как некоторые говорят, "самое высшее" образование. Оленеводы, как и все родители, желают лучшей доли детям. Но при этом посёлки и города не готовы обеспечить тундровую молодежь работой и жильём. Сложность заключается в том, что здесь нет простых решений в поиске баланса между традиционным и цивилизационным".
Источник:
Пресс-служба департамента внешней политики ЯНАО