Ученые Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского Российской академии наук (ГЕОХИ РАН) показали возможности метода масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой для определения концентрации тяжелых металлов в образцах микропластика, извлеченного из морской воды и прибрежных осадков Баренцева и Белого морей.
Оптимизированная методика позволяет получать более точные и достоверные данные о концентрации тяжелых металлов, свидетельствующие о загрязнении морской среды.
Проблема загрязнения окружающей среды частицами микропластика весьма актуальна. Опасность микрочастиц обусловлена не только их малым размером, повышенным поглощением и реакционной способностью, но и присутствием на микропластике стойких органических загрязнителей, остатков катализаторов, растворителей полимеризации, а также адсорбированных токсичных металлов, которые могут потреблять морские организмы и в дальнейшем по пищевой цепи попадать в организм человека.
Для измерения концентрации металлов на частицах микропластика ученые ГЕОХИ РАН использовали метод масс-спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой (магнитно-секторный ИСП-МС). Они усовершенствовали методику извлечения металлов с поверхности микропластика и проверили ее на образцах из морской воды и осадочных отложений прибрежных районов Баренцева и Белого морей.
"Преимущества разработанной методики обусловлены высокой чувствительностью системы и более простым способом извлечения металлов с поверхности микропластика, которая может быть рекомендована в качестве стандартного инструмента для точного и прецизионного анализа микропластика и применена для решения важнейших геохимических и экологических проблем", — рассказала автор исследования, старший научный сотрудник лаборатории геохимии углерода им. Э.М. Галимова ГЕОХИ РАН
Ольга Кузнецова.
Ученые измерили концентрации металлов для трех диапазонов размеров исходных частиц микропластика — 0,1–1, 1–3 и 3–5 мм. Анализ данных показал, что концентрации всех изученных металлов увеличиваются с уменьшением размера микропластика в 2–3 раза. Этот факт объясняется увеличением сорбционной поверхности частиц. Также отмечено, что биодоступность и токсичность мелких частиц значительно выше, чем крупных фрагментов, на что ранее указывали и другие исследователи.
Источник:
Минобрнауки России