Уникальное научно-экспедиционное судно - ледостойкая самодвижущаяся платформа "Северный полюс" отправилась из порта Санкт-Петербург в Мурманск, где будет дан старт дрейфующей полярной экспедиции "Северный полюс-42",
сообщает пресс-служба ААНИИ. При поддержке ЛСП ученые Арктического и антарктического научно-исследовательского института проведут десятки научных исследований, важных для изучения процессов изменения климата, прокладки маршрутов по Северному морскому пути и обеспечения гидрометеобезопасности Российской Федерации.
Из Мурманска судно направится к северу от Новосибирских островов и будет пришвартовано к надежному ледовому полю, с которым сможет дрейфовать многие месяцы. Рядом с платформой полярники обустроят научный лагерь для исследований природной среды. Научные работы также будут проводиться с борта судна и в специально оборудованных лабораториях.
Инфраструктура ЛСП позволяет изучать природную среду Арктики комплексно – от дна Северного Ледовитого океана, через всю толщу океана, изучая течения, свойства воды и лед, до верхних слоев атмосферы и ближнего космоса. По словам директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института
Александра Макарова, ледостойкая платформа навсегда разделила программу дрейфующих полярных станций на "до" и "после" - классический и современный формат дрейфа.
"Возможности ледостойкой платформы позволяют нам применять в работе самое современное оборудование, погружать приборы на любую глубину в Северном Ледовитом океане, изучать ближний космос, использовать спутники и беспилотные аппараты. Нам удалось создать практически непрерывную программу междисциплинарных научных исследований в высоких широтах Арктики, которая будет длиться многие годы. Ничего подобного ранее невозможно было даже представить! Данные, передаваемые с ледостойкой платформы, очень важны как для фундаментальных, так и для прикладных задач, стратегически важных для государства", - отметил Александр Макаров.
Экспедиция "Северный полюс-42" стала продолжением легендарной отечественной программы дрейфующих полярных станций, заложенной в 1937 году советскими учеными и полярниками. Экспедиция "Северный полюс-1" под руководством Ивана Папанина дрейфовала на льдине в палатках 274 дня. Впоследствии дрейфующие станции обустраивались на льду в щитовых домиках. Всего за 75 лет было организовано 40 дрейфующих экспедиций.
В 2013 году работа классических дрейфующих станций в Арктике была приостановлена на девять лет - в связи с потеплением в Арктике проводить многомесячные научные исследования на льду стало небезопасно.
Учеными и Арктического и антарктического научно-исследовательского института совместно со специалистами Росгидромета и КБ "Вымпел" был разработан проект первой в мире ледостойкой самодвижущейся платформы для научных работ в высоких широтах Арктики. Модельные испытания прошли в ледовом бассейне ААНИИ.
Построено уникальное судно на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге. На воду платформа была спущена в декабре 2020 года и уже через два года, 21 мая 2022 года, в День полярника, вышла на ходовые испытания.
В сентябре 2022 года НЭС "Северный полюс" отправилось в первый рейс в Арктику. За 20 месяцев работы дрейфующая экспедиция "Северный полюс-41" успешно выполнила все поставленные задачи и подтвердила высокую эффективность проведения исследований на технологически новом уровне. Ледостойкая платформа обеспечила полярникам безопасное и комфортное пребывание, возможность использовать тяжелое оборудование, что существенно расширило спектр возможностей для научных исследований.
Безопасность судна гарантирует особая форма корпуса, которая оптимальным образом распределяет нагрузку от сжатия льдов, фактически выдавливая судно на поверхность ледового покрова. Сконструированная форма позволяет разместить максимум оборудования и запасов, необходимых для двухлетней экспедиции.
Источник:
Пресс-служба ААНИИ