Оценка состояния участников полярной экспедиции в ходе рейса Арктического плавучего университета-2024 (АПУ), показала, что женщины и мужчины по-разному адаптировались к условиям арктического рейса - более высокая ситуативная тревожность не помешала женщинам лучше освоиться в предлагаемых условиях,
передает корреспондент ТАСС.
Ученые исследовали участников экспедиции на особенности изменения содержания биологически активных веществ (катехоламинов, гормонов, витаминов) и психоэмоционального состояния. 40 человек, среди которых 24 женщины и 16 мужчин в возрасте от 19 до 56 лет, проходили тестирование, исследование вариабельности сердечного ритма, сдавали анализы крови, мочи и слюны.
"Значимых изменений адаптационного потенциала в динамике рейса отдельно у мужчин и женщин выявлено не было, однако у женщин в середине рейса наблюдается снижение доли лиц с напряжением механизмов адаптации, за счет чего отмечены значимые различия адаптационного потенциала по полу. У мужчин в конце рейса возрастает доля лиц с неудовлетворительной адаптацией", - поделилась с ТАСС первыми результатами исследования старший научный сотрудник лаборатории эндокринологии им. профессора Ткачева Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики Уральского отделения РАН (ФИЦКИА, Архангельск)
Александра Елфимова.
При этом уровень ситуативной или реактивной тревожности у женщин оказался значимо выше, чем у мужчин на каждом этапе рейса. Уже на берегу ученые определят содержание катехоламинов и гормонов в биологических жидкостях.
"Данные о динамике гормональных показателей будут сопоставлены с показателями вариабельности ритма сердца, уровнем тревожности и адаптационного потенциала, что поможет комплексно рассмотреть этапы адаптации участников рейса к условиям арктической экспедиции", - сказала собеседница агентства.
Возвращение экспедиции
АПУ-2024 вернулся с арктических островов в Архангельск. Экспедиция прошла Белое, Баренцево и Печорское моря, посетила архипелаги Земля Франца-Иосифа и Новая Земля, а также остров Колгуев. Как отметил руководитель экспедиции
Александр Сабуров, из-за сложной ледовой обстановки маршрут приходилось оперативно менять.
"Ледовая обстановка была абсолютно аномальная за, наверное, все годы Арктического плавучего университета с 2012 года, когда мыс Желания не освободился до нынешнего момента. На лодках там сейчас высадка по-прежнему невозможна. Но, несмотря на это, вместе с экипажем, с капитаном, с нашей командой мы смогли очень гибко отреагировать на быстро меняющиеся ледовые погодные условия. В итоге смогли сделать пять высадок, из них две высадки на Земле Франца-Иосифа, чего опять же с 2017 года для плавучего университета не было", - сказал он ТАСС.
Впервые с 2014 года в рейсе АПУ было выполнено три океанологических разреза, совместно работали океанологи, гидрохимики, радиологи и морские биологи, специалисты по микропластику отобрали пробы воды на разных горизонтах.
АПУ - это не только исследовательский, но и образовательный проект, каждый день у участников были лекции и практические занятия.
"Самое главное - это практическая работа студентов, многие из которых не имели такого плотного опыта именно полевой работы в условиях сжатых сроков. Важно то, что мы все научились работать в условиях быстроменяющейся обстановки, подстраиваться под нее, учитывать интересы друг друга", - добавил Сабуров. Руководитель экспедиции читал лекцию о становлении арктической науки в рамках проекта российского общества "Знание".
Исследования продолжатся в научных лабораториях, первые результаты планируется получить осенью. Материалы будут представлены на итоговой конференции, которая пройдет в ноябре.
Официальные спонсоры и партнеры проекта: правительство Архангельской области, Министерство науки и высшего образования РФ, Русское географическое общество, Банк ВТБ, ГМК "Норильский Никель", Росгидромет (ФГБУ "Северное УГМС"), национальный парк "Русская Арктика", координационный центр "Плавучий Университет" на базе МФТИ, круглогодичный молодежный образовательный центр "Наука".
Экспедиции Плавучего университета проводятся в рамках национального проекта "Наука и университеты", реализуемого Минобрнауки России, и входят в инициативу "Наука побеждать" Десятилетия науки и технологий.
Источник:
ТАСС