Как реализовать крупные экономические проекты и не навредить природе Севера

19.02.2024

Развитие Арктики обязательно должно идти в связке с сохранением экосистемы территории, считает директор Федерального автономного научного учреждения "Восточный центр государственного планирования" (ФАНУ "Востокгосплан") Михаил Кузнецов. Однако четкой дорожной карты действий еще нет, а создать ее нужно как можно быстрее. 

В своей статье в "Российской газете" Михаил Кузнецов подчеркивает, что развитие Арктики является стратегическим приоритетом государственной политики РФ, а для этого необходимо увеличение масштабов промышленной деятельности, включая освоение арктических недр и увеличение объема грузоперевозок по Северному морскому пути. Тем не менее, считает автор, реализация крупных бизнес-проектов в условиях изменения климата, может нанести ущерб хрупкой природе Арктики. 

Экологические риски больших проектов включают в себя разливы различных видов топлива, выбросы парниковых газов при судоходстве, аварии при добыче минерального сырья, радиационное загрязнение отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами. Помимо этого, значимое влияние оказывает другая хозяйственная деятельность человека, например, рыбный промысел (в том числе нелегальный), световое и химическое загрязнение среды, загрязнение водных объектов микропластиком, накопление отходов, формирующихся при осуществлении северного завоза. Все это приводит в том числе к нарушению и сокращению местообитаний зверей и птиц, изменению миграционных стоянок и кормовой базы.

Чтобы минимизировать экологические риски в акватории СМП, необходима разработка руководства по ответственному судоходству, считает Михаил Кузнецов, а также создание в единой системе государственного экологического мониторинга подсистемы "Государственный мониторинг в акватории СМП". Кроме того, необходимы суда, которые будут заниматься обслуживанием объектов атомной энергетики, включая утилизацию отработанного ядерного топлива. Очень большое значение по мнению автора имеет "модернизация флота с переходом на экологически чистое топливо", а также использование "мобильных комплексов для ликвидации аварийных разливов нефти и водолазных систем на атомные ледоколы".

Все это требует совершенствования законодательства в сфере охраны окружающей среды. 

Кроме того, Михаил Кузнецов призвал обратить пристальное внимание на одну из сильнейших климатических угроз для нашей страны - таяние вечной мерзлоты. Эксперт отметил, что изменение климата на Севере происходит быстрее, чем в других частях планеты, а переход вечной мерзлоты в нестабильное состояние влечет за собой снижение несущей способности грунтов. Деформация и разрушение зданий, построенных на вечной мерзлоте, в таком случае может повлечь за собой колоссальный экономический ущерб. 

При этом, мониторинг вечной мерзлоты сегодня развит недостаточно, подчеркнул Михаил Кузнецов. Отсутствует межведомственная система государственного комплексного мониторинга и управления состоянием вечной мерзлоты, существование которой критически важно. Эксперты ФАНУ "Востокгосплан", в свою очередь, разработали конкретные предложения, как это сделать.

Читайте полную версию материала на сайте "Российской газеты".