Ученые работают над созданием арктического дизельного топлива из попутных неф­тяных газов

20.11.2023

Сотрудники НИИ нанотехнологий и новых материалов Южно-Российского государственного политехнического университета им. М.И. Платова рассказали газете "Поиск" о технологиях для Арктики, которые НИИ уже сейчас готов предложить бизнесу.

Младший научный сотрудник Иван Зубков продемонстрировал "Поиску" образцы искусственного бензина и арктического дизельного топлива, которое замечательно тем, что не замерзает при очень низких температурах, имеет основу без примесей серы, азота и другой, как он выразился, "ароматики": "Это важно, потому что 80% техники и транспорта в суровых условиях Арктики вынуждены работать на дизельном топливе. А логистика снабжения им очень сложна, завозят по зимникам, оттого топливо очень дорого. Мы же предлагаем производить его из того, что сегодня сжигают. Видели небось факелы, полыхающие над местами нефтедобычи? Их сотни. По разным данным, за год от 25 до 50 миллиардов кубометров попутного газа сжигают в России. Хорошего в этом ничего нет: продукты горения попадают в атмосферу, а при выработке из попутного газа электроэнергии выделяется много СО2 и воды".

"В общем, не зря есть постановление правительства, накладывающее штрафы за бесхозяйственное отношение к природным ресурсам (сжигание попутных неф­тяных газов)", — прокомментировал директор НИИ нанотехнологий и новых материалов Роман Яковенко. — "Мы предлагаем производственникам сразу несколько технологий их выгодной утилизации: производство арктического дизельного топлива и масел, синтетического бензина с высоким октановым числом (90-92 без добавления присадок), синтетического церезина".

Как отмечают сотрудники НИИ, бизнес реагирует на новинки с интересом, но и с осторожностью.

"Они предпочли бы увидеть действующую опытно-производственную установку, чтобы сразу просчитать все плюсы и минусы расходов и доходов. А мы пока на стадии лабораторной и пилотной апробации технологии, да к тому же предлагаем то, что никто не делал", - рассказал Роман Яковенко. - "Уникальность в том, что, получив из попутного газа методoм GTL (gas to liquids) безо всяких присадок синтетическую нефть, мы далее из нее вырабатываем арктическое дизельное топливо, масла или бензин. Процессы разнятся катализаторами, которые тоже мы разработали и изготавливаем. Производственники размышляют, потому что понимают: впереди еще масштабирование, импортозамещение всех необходимых узлов. Требуется-то установка мощностью 100 тысяч тонн в год. Но, с другой стороны, такого другие не делают. Например, искусственный бензин и дизельное топливо. Поставь возле места добычи нефти небольшой модульный завод и производи. Затраты? Так ведь сейчас это углеводородное сырье жгут и за это штрафы платят".

Ученые предполагают довести разработки до уровня, пригодного для коммерциализации, в течение следующих двух лет в рамках программы академического лидерства "Приоритет-2030". Другим важным шагом станет подписание генерального соглашения с бизнес-партнером по церезину, в котором нуждается отечественная промышленность: церезин используется как компонент пластичных смазок, изоляционный материал в радио- и электротехнике, пропитка для упаковочных материалов и т. д. В настоящее время Россия не производит собственный церезин, а закупает его.

"Предложенный нами катализатор кобальт-алюмосиликагелевый повышает производительность в сравнении с ранее использовавшимся в 10-15 раз. Продукт получается экологически чистым. Цена в разы ниже, чем предлагают на рынке другие страны", - рассказал Роман Яковенко.

На территории НИИ уже построен пилотный однотрубный комплекс для получения церезина, мощностью 1000 кг церезина в год. По словам разработчиков, он обладает высокой температурой плавления, чист от примесей. НИИ уже продал 10 подобных установок вузам Тюмени, Москвы, Перми и Уфы, и планирует масштабировать конструкцию, увеличивая число трубок в 1000 раз. 

"Мы передаем технологию заказчику, сопровождаем работы при проектировании, изготовлении оборудования, совместно запускаем его. Заодно вуз готовит кадры. Помимо церезина, кстати, мы можем изготавливать изопарафиновые масла высочайшего качества, а их рынок в стране намного больше — около 250-300 тысяч тонн в год. Уверен, что полученные нами результаты по проекту "Приоритет-2030" будут востребованы крупнейшими компаниями России: "Газпром нефть", "Лукойл", "Танеко" и другими", - заключил Роман Яковенко.

Источник: газета "Поиск"