Ученые научно-образовательного центра (НОЦ) "Российская Арктика" в Архангельске разработали морской беспилотник для исследований в Арктике, рассказал ТАСС научный руководитель НОЦ, заместитель первого проректора по перспективным проектам Северного Арктического федерального университета (САФУ)
Марат Есеев. Это корабль с корпусом из полиэтилена, который сможет удаляться от базы на расстояние до 500 миль.
"НОЦ разработал морской беспилотник для исследования Арктики. Это небольшое судно, до шести метров в длину, которое может без экипажа осуществлять перевозку грузов и осуществлять функции мониторинга в речной, прибрежной, морской зоне", - сказал Есеев.
Как отметил собеседник агентства, эта разработка может быть и двойного назначения, но в первую очередь она планируется для использования в мирных целях.
Материал корпуса - это полиэтилен низкого давления, пластик, который не подвержен коррозии, из него уже делают корпуса катеров и лодок. Двигатели могут быть как обычные с винтами, так и в виде системы водометов. Но главное - это система управления.
"Существуют на сегодняшний день уже "мозги", так скажем, этого беспилотника. Они могут работать и в режиме автономном, то есть в этом случае необходимо сканировать вокруг себя окрестности, чтобы понимать, куда и как двигаться, осуществлять это либо с помощью видеосъемки, либо с помощью лазерных дальномеров-лидаров, как беспилотные автомобили", - пояснил Есеев.
Корабль может двигаться и под управлением оператора, который работает дистанционно. Но в любом случае нужна связь, чтобы передавать параметры или управлять беспилотником и контролировать его.
"Система предполагает, что данное судно может удаляться от точки, от базы на сотни миль, до 500 миль, но в этом случае, конечно, нужно обеспечить связь. Связь спутниковая, но можно и обеспечить это с помощью радиосвязи. В этом случае есть ограничения по горизонту", - добавил он.
Связь можно обеспечить при помощи антенны на борту, которую также можно поднять на высоту воздушным беспилотником, что уже проработано на модели. Также есть возможность использовать суда-посредники, которые смогут передавать радиосигнал друг другу.
На корабле-беспилотнике можно размещать разное оборудование. Для мониторинговых работ - видеокамеры, для гидрометеорологических исследований - датчики температуры, скорости и направления ветра, погружные датчики, например для измерения солености воды и других параметров.
"У нас есть работы в Арктическом плавучем университете по использованию тех или иных датчиков, часть из них может работать в автономном режиме", - уточнил Есеев.
Источник:
ТАСС