Значение первого в ЯНАО карбонового полигона для Ямала

09.10.2023

Руководитель Научного центра изучения Арктики Владислав Исаев рассказал ИА "Север-Пресс", чем полезен для Ямала карбоновый полигон, который заработает в 2024 году. Какие исследования там будут проводить, какой эффект будет для промышленности и экономики, какая польза для жителей? Подробности проекта в интервью на сайте "Север-Пресс".

Проект создан при поддержке Минобрнауки, команда была сформирована в 2021 году. В состав участников вошли Тюменский государственный университет, Институт географии Российской академии наук и Институт леса Красноярского ФИЦ. Условием создания этого проекта было наличие индустриального партнера, в качестве которого выступило правительство ЯНАО, и наличие территории, на которой карбоновый полигон должен быть создан. Благодаря всему этому у нас появилось в хозяйстве более 2000 гектаров лесотундры в районе участка дороги между Лабытнанги и Обской, возле мачты.

Тематика достаточно новая для России, но не для мировой практики. Полигоны существуют больше 20 лет в Северной Америке, в Европе, но наиболее активно это направление исследований начало внедряться последние 5—10 лет. И у нас в стране я знаю полигон, который существует больше 10 лет.

Актуальность исследований объяснима тем, что мы хотим понять, насколько в экологических системах в нашей стране происходит накопление либо эмиссия газов, которые, как мы знаем, оказывают парниковый эффект на атмосферу и влияют на изменение климата. Зная, как это все происходит, мы можем планировать мероприятия, которые позволяют нам либо снизить выделение газов, либо, наоборот, увеличить, складирование этих газов в природных средах.

Россия на сегодняшний день — один из лидеров добычи, производства продукции из углеводородов. Поэтому к нам наиболее пристальное внимание со всех сторон. Мы это прекрасно понимаем и, готовясь к возможным санкциям, в том числе и по добыче нефти и газа, должны быть уверены в том, что знаем, сколько у нас выбрасывается в атмосферу углеводородов. Мы знаем, что наш регион — лидер по производству нефти и газа в России, и до 17% газа он выпускает в мировом масштабе. При этом существует проблема: у нас есть попутный нефтяной газ, который сжигается в колоссальных объемах, с превышением в пять раз допустимых норм. И мы должны понимать, насколько это серьезно, насколько можем компенсировать такие выбросы в атмосферу тем, что может поглощать природная среда, так называемые карбоновые фермы. И благодаря пониманию того, что происходит, мы на сегодняшний момент уже находимся в стадии предложения ТЭК вариантов, как компенсировать выбросы этих газов.

Благодаря тому, что у нас есть постоянное, круглогодичное наблюдение, мы можем смотреть сезонные изменения потоков парникового газа. Допустим, летом в жаркую сухую погоду очень большой вклад вносят в загрязнение пожары. Мы должны понять, что это именно пожары, что это вклад пирогенных процессов. Зимой процессы не останавливаются, у нас все равно происходит миграция через снег, эмиссия углеводородов с месторождений нефти и газа. Как выяснилось, у нас существует два источника: биогенный газ, который формируется в верхней части почвенного слоя, а есть эндогенный газ, который потихонечку из глубин, на которых мы сейчас добываем нефть и газ (полтора-два километра), поднимается вверх до поверхности. Можно его тоже фиксировать, но для этого нужен уже более тонкий анализ.

Полную версию интервью можно посмотреть и прочитать на сайте "Север-Пресс".