Исследователи из Финляндии, Санкт-Петербурга и Тюмени осветили проблему соотношения экономики и культуры коренных малочисленных народов севера и рассмотрели изменения в традиционном образе их жизни и хозяйствования.
Концепция социальной укорененности экономического поведения рассматривается в контексте изучения "моральной экономики»", которая тесно связана с социально одобряемым поведением и представлениями о взаимопомощи. В то же время выбор экономической модели развития также напрямую влияет на социокультурные аспекты жизни общества. Современная экономика представляет немало ярких примеров культурной обусловленности хозяйственной деятельности.
Один из таких примеров – экономика коренных народов, которая связана с традиционным природопользованием и поддержанием устоявшихся обычаев и традиций. Статья
"Экономика коренных народов в арктических регионах: традиции и трансформации (на примере России, Финляндии, США)" Сойли Нистен-Хаарала, Елены Гладун, Светланы Тулаевой, Ольги Захаровой вышла в журнале "Экономическая социология".
Проблеме сохранения традиционной хозяйственной деятельности коренных народов в мире уделяется особое внимание. В то же время встает вопрос о необходимости их адаптации к вызовам глобального мира. Один из ключевых вопросов – необходимость "вписать" традиционное хозяйство коренных народов в современные рыночные отношения, сохранив при этом их уникальную культуру, которая тесно связана с хозяйственной деятельностью.
Развитие рыночных отношений часто рассматривается как угроза для коренных малочисленных народов, поскольку сокращаются территории для ведения традиционной хозяйственной деятельности, происходит загрязнение окружающей среды, растет социальная напряженность.
Модели экономики коренных народов различаются в разных арктических государствах. В одних случаях хозяйственная деятельность коренных народов перестраивается на "рыночные рельсы", вызывая последующую трансформацию культуры. В других – коренные народы продолжают в значительной степени придерживаться традиционного образа жизни и воспроизводят многовековые культурные паттерны.
Цель работы ученых – проанализировать различные модели развития экономики коренных народов в Арктике, а также показать, как изменяющиеся экономические отношения влияют на образ жизни и культуру коренных сообществ. Особое внимание в статье уделяется роли государства в поддержке экономических и культурных особенностей коренных сообществ. Эти особенности рассмотрены на примере трех кейсов: Россия (Ямало-Ненецкий автономный округ), Финляндия и США (Аляска).
Российский кейс представляет собой пример государственного патернализма по отношению к коренным малочисленным народам и попытку консервации их традиционной культуры. В нашей стране значительную роль в поддержании традиционного образа жизни коренных малочисленных народов играет государство, которое субсидирует развитие оленеводства и оказывает поддержку коренным сообществам. Патерналистская политика в отношении коренного населения была заложена в Советском Союзе и продолжает существовать в современной России. Она включает не только поддержку экономической деятельности, но и процесс принятия решений в отношении дальнейших направлений их развития.
При этом наблюдается тенденция к консервации традиционного (кочевого) образа жизни. Усилия по консервации традиционной культуры коренных народов в российской Арктике можно считать вполне успешными: значительная часть коренного населения на Ямале продолжает вести кочевой образ жизни, а также сохранила национальный язык. Из трех приведенных учеными кейсов именно Ямал выделяется как территория, где наибольший процент коренного населения говорит на своем родном языке, что является значимым маркером сохранения культуры коренных народов. В то же время с точки зрения экономического благосостояния Ямал – наиболее проблемный регион, что подтверждается низким уровнем жизни коренного населения и препятствиями на пути дальнейшего развития оленеводства в округе.
Финляндия наиболее близка к рыночной модели экономики коренных народов. Здесь оленеводство является экономически прибыльным видом хозяйственной деятельности, успешно интегрированным в рыночные отношения. Хорошо развитый туризм обеспечивает рынок сбыта для продукции саамов и, таким образом, создает условия для успешного функционирования саамской экономики в рыночном формате. В то же время чрезмерно успешная коммерциализация элементов саамской культуры ставит вопрос об ее апроприации внешними акторами.
Развитие арктических коренных народов
США представляет собой промежуточную модель, имеющую элементы, характерные и для России, и для Финляндии. Коренные народы Аляски активно вовлечены в коммерческую деятельность и рыночные отношения, это произошло во многом благодаря закону 1971 года и созданию национальных корпораций. Корпорации получают доходы от добычи полезных ископаемых, находящихся на территориях проживания коренных народов, а также от инвестиционной деятельности. В то же время традиционное природопользование на Аляске не является экономически выгодным для коренных жителей, но позволяет сохранить некоторые традиции. На Аляске, как и в Финляндии, происходит значительная коммерциализация традиционной культуры.
Ученые сделали вывод — возможно, зарубежный опыт поддержки культуры и языка (Финляндия) и коммерциализации традиционных видов хозяйственной деятельности (США) может сформировать в России направления для нового патернализма — конституционно обусловленной и ответственной государственной политики сохранения, развития, участия, но не консервации социально-экономического и культурного состояния коренных народов.
Источник:
Naked Science