Мнение: глобальное потепление и Севморпуть глазами ученых

05.10.2023

Александр Макаров — ученый-геоморфолог, директор ФГБУ ГНЦ "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт" — поделился с ТАСС мнением о том, останется ли к 2050 году лед в Арктике и как это отразится на судоходстве в Северном Ледовитом океане, а также жизни на берегу.

Глобальные изменения климата — общеизвестный и общенаблюдаемый факт, который невозможно игнорировать вне зависимости от того, что считать его причиной. Сегодня это данность, с которой приходится работать на опережение — составлять прогнозы, модели, предсказывать перемены, видеть будущее. Для России, 20% территории которой лежит за полярным кругом, важнейшую роль в этих процессах играет Арктика.

Арктика сегодня теплеет, уменьшается количество льда, меняются течения. За последние 50 лет количество летнего льда в регионе уменьшилось примерно на 2,7 млн кв. км, что сопоставимо с площадью всей Гренландии. Площади зимнего льда сократились примерно на 700 тыс. кв. км. Минимумы льда мы наблюдали в 2007, 2012, 2018 и 2019 годах. Тренд показательный, и может показаться, что Арктика идет по твердому пути потери льда и скоро здесь будет свободная акватория, а на берегах будут расти тропические фрукты. Но нет, не будут.

Когда ученые говорят об уменьшении льда, то имеют в виду прежде всего летний период. Лето же в Арктике длится всего десять недель. В остальной период арктические моря покрыты льдом, и на горизонте ближайших 30 лет, по нашим расчетам, ледовая обстановка будет сохраняться в пределах современных значений. В какие-то годы льда может быть чуть больше или чуть меньше. Возможно, к середине века в летние месяцы Арктика может освобождаться ото льда, но зимний лед останется.

Чем меньше льда, тем лучше для судоходства?

Морские льды Арктики и ситуация с ними прежде всего касаются судоходства в этом регионе. И тут важно сказать, что меньше льда — не значит легче. Число опасных и неожиданных ледовых явлений растет, а значит, возрастает роль гидрометеорологической информации. Без качественных ледовых прогнозов не получится обеспечить безопасную и коммерчески оправданную круглогодичную навигацию по Северному морскому пути (СМП). С уменьшением количества льда обстановка в Арктике становится более изменчивой и непредсказуемой.

Поэтому прогнозы важны и для бизнеса, который стремится сэкономить на логистике, и для государства, для которого проект является стратегически значимым. Сам Севморпуть будет развиваться, и я уверен, что это будет происходить достаточно быстро. Государственные и корпоративные вложения там огромные. В долгосрочной перспективе СМП может изменить всю мировую транспортно-логистическую цепочку. Наша задача в этом проекте, как для ученых, обеспечить всех высокоточными и оперативными прогнозами. От нашей работы во многом будет зависеть успех этого предприятия.

Если сравнить Западную и Восточную Арктику по пути в Азию, то именно в Восточном секторе формируются наиболее сложные ледовые условия. Ранее в зимний период регулярной навигации там никогда не было, поэтому мы должны уточнять свои модели и прогнозы, работать над оперативностью, и этим мы занимаемся 24/7. Мы наращиваем возможности по прогнозированию и совместно с использованием ледоколов эта инфраструктура, вне всяких сомнений, сможет встать на коммерческие рельсы.


С полным текстом статьи можно ознакомиться на сайте tass.ru