Макаровка стала оператором крупнейшего ледового учебного центра в мире

25.09.2023

В ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова 20 сентября открылся новый ледовый навигационный тренажерный комплекс по адресу Заневский проспект 5. Проект реализован Институтом дополнительного профессионального образования вуза совместно с ФКУ "Ространсмодернизация".

Символическую красную ленточку перерезали ректор ГУМРФ Сергей Барышников, заместитель директора ФКУ "Ространсмодернизация" Денис Ахаев и исполнительный директор ЗАО "Институт телекоммуникаций" Андрей Присяжнюк. На торжественном открытии также присутствовали представители ФГУП "Морсвязьспутник", ФАУ "Российский морской регистр судоходства", ФГУП "Атомфлот", администраций морских портов, предприятий и организаций морского транспорта, судоходных и крюинговых компаний, научных, проектных институтов и морских образовательных организаций и СМИ.

"Новый тренажёрный комплекс Макаровки предназначен для повышения квалификации судоводительского состава экипажей по управлению крупнотоннажными судами и судами с особыми маневренными характеристиками как на морском, так и на внутреннем водном транспорте. Специфика нового тренажерного комплекса — акцент на моделирование ледового плавания, подготовку штурманов к управлению судами, эксплуатирующимися в полярных водах, в соответствии с требованиями Главы 12 Международного полярного кодекса и Правила V/4 Конвенции ПДНВ-1978 г. с поправками", –  отметил  на церемонии открытия ректор Сергей Барышников"Реализацией проекта университет подтвердил и укрепил свою позицию лидера отрасли, статус которого был присвоен вузу Росморречфлотом", - подчеркнул он.

Tренажерный комплекс состоит из пяти навигационных мостиков в единой сети, быстро настраивается под различные типы судов, их маневренные качества и инерционные характеристики, обеспечивает разнообразие используемых видов винто-рулевого комплекса и органов управления судна, моделирует взаимодействие корпуса судна со льдами различного типа. Особое внимание университет уделил моделированию движения судов ледового класса ARC 4 и ARC 7, оснащенных азиподами и винто-рулевыми колонками для обучения и разработки рекомендаций по маневрированию в акваториях строящихся и развивающихся портов российской арктической зоны и на подходах к ним.

Потенциал оборудования нового навигационного ледового тренажёра позволит Макаровке гибко реагировать на требования судоходных и круинговых компаний по подготовке высокопрофессиональных кадров для освоения Арктики.

"Новый ледовый тренажер дополнит тренажерный комплекс ледовой навигации Крыловского государственного научного центра, мощности которого Макаровка задействует с 2015 года, он включает в себя шесть мостиков. Таким образом, при использовании обоих комплексов можно будет одновременного обучать до 33 судоводителей", – подчеркнул директор Института дополнительного профессионального образования ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергей Айзинов. "Эта цифра выглядит весьма внушительно. Сегодня никто в мире не обладает такими возможностями", – отметил он.

Россия с большим отрывом лидирует в мире по общему количеству действующих ледоколов (37 судов), затем идут Швеция и Финляндия (по 7 ледоколов), Канада (6 судов), США (5 судов) и Дания (4 ледокола). Единичные ледоколы также имеют Китай, Аргентина, Чили, Эстония, Япония, Южная Корея, ЮАР, Латвия и Норвегия. При этом атомным ледокольным флотом обладает только Россия, которая также располагает крупнейшим транспортным флотом высокого ледового класса.  

Логистическая важность Арктики обусловлена, прежде всего, Северным морским путем (СМП), который является кратчайшим транспортным маршрутом между крупнейшими производственными и потребительскими рынками планеты. Наряду с обеспечением решения задач комплексного развития собственных северных и дальневосточных территорий Россия - потенциальный бенефициар номер 1 от загрузки арктической транспортной магистрали. Комплексное развитие Севморпути - залог экономического суверенитета страны, позволяет гарантировать независимый доступ на внешние рынки для грузоотправителей и судоходных компаний. В ближайшие годы общий объём грузоперевозок на СМП может достичь 70 млн тонн в год. Новая группировка строящихся ледоколов и судов ледового класса обеспечит непрерывное круглогодичное судоходство по СМП.

Россия, обладая самой протяженной границей с арктическим бассейном, также возлагает большие надежды на перспективы дальнейшего освоения и разработок арктических месторождений, где, по предварительным оценкам, находится 13 % мировых запасов нефти и 30 % газа. Кадровое и экспертно-научное обеспечение этой деятельности в Арктике – стратегическая задача государства и бизнеса.

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова — крупнейший вуз Росморречфлота, лидер отрасли по итогам 2022 года. В своем составе имеет Арктический факультет по подготовке морских гидрографов для работы на трассах Севморпути. Единственное учебное заведение РФ по подготовке специалистов для работы на гражданских судах с ядерными энергетическими установками.

В Институте ДПО Макаровки при поддержке госкорпорации "Росатом" создан Центр морских арктических компетенций для подготовки и повышения квалификации экипажей атомных ледоколов. Морской учебно-тренажерный центр университета — первый в мире учебный центр, получивший международное одобрение тренажёрной подготовки судоводителей для эксплуатации судов в полярных водах. С 2003 г. по программам ледового плавания здесь прошли подготовку более 3,5 тысячи моряков из более чем 20 стран мира. Тренажёрный комплекс ледовой навигации на базе Крыловского ГНЦ, где сегодня проводят обучение инструктора Морского УТЦ, является крупнейшим в России.

ФКУ "Ространсмодернизация" – некоммерческая организация, находится в ведении Минтранса России, осуществляет функции госзаказчика в рамках реализации национального проекта Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и госпрограммы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (федеральные проекты "Развитие региональных аэропортов", "Развитие морских портов", "Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо-Западного бассейна", "Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна", "Развитие Северного морского пути") и госпрограммы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (ведомственный проект "Инфраструктурное развитие науки и высшего образования").

Источник: Росморречфлот