Новости Национального арктического научно-образовательного консорциума

Быстрый поиск:
  
Подготовка специалистов для развития региона 19.04.2019

Подготовка специалистов для развития региона

Ключевые выводы

Освоение Арктики предполагает решение амбициозных задач

«Нам ставится очень амбициозная задача — к 2024 году 80 млн тонн должны проходить через Северный морской путь, тогда как к 2017 году было освоено 9,9 млн тонн, то есть значительное увеличение грузооборота. Это можно сделать каким образом? Увеличивая количество судов, соответственно, требуются экипажи и требуется то, что обеспечивает работу этого флота <…> Также необходимо развивать и порты, и вот к 2024 году планируется выделить 512 млрд рублей на развитие портовой инфраструктуры. То есть задачи очень амбициозны», — Сергей Барышников, ректор ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова». 

«Сегодня, безусловно, есть и глобальные вызовы и тенденции, которые стоят перед нами: это и изменение модели управления в бизнесе и государстве, это изменение потребительских предпочтений, экологизация образа жизни и производственных процессов, глобализация процессов, происходящих в мире», — Елена Кудряшова, ректор ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова».

Образование играет ключевую роль в освоении Арктики 

«Арктика является очень богатым регионом. За сотни лет мы видим, что Арктика является важнейшим поставщиком сырья, и это сырье в основном оседает не в северных регионах, к сожалению, а в южных регионах. Для того, чтобы надлежащим образом развивать этот регион, нам необходимы специалисты и необходима устойчивая система образования. Конечно же, здесь важнейшую роль играют университеты, когда речь идет об образовании и воспитании учителей, работников здравоохранения, работников культуры», — Анне Хусебекк, ректор Университета Тромсё — Арктический университет Норвегии.

«Разработан целый ряд спецкурсов по проблемам развития Арктики и освоения ее ресурсов. Я бы хотел особо отметить курс в области арктического права, благодаря которому наши студенты получают углубленные знания о международном правовом режиме экономической деятельности государств в Арктическом регионе», — Валерий Салыгин, директор, научный руководитель Международного института энергетической политики и дипломатии Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО МИД России).

Образовательные программы для арктических специалистов должны носить междисциплинарный характер

«Любые исследования в Арктике и подготовка исследователей Арктики, конечно, должны быть междисциплинарными, потому что давно прошло то время, когда какие-то серьезные проблемы могут решать узкие специалисты, не владея всем комплексом знаний о регионе, где они работают», — Сергей Аплонов, директор Научно-исследовательского центра Арктики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ). 

«Арктика — это особый регион, и, конечно же, сообществам, проживающим в Арктике, необходимы те же компетенции, которые необходимы и другим сообществам. Кроме того, нам необходимо понимать особенности климата и те проблемы, вызовы, которые возникают в связи с климатом. Арктика — это колоссальные расстояния, особые требования к инфраструктуре <…> Для того, чтобы Арктика успешно развивалась, нам необходимо реализовывать особые арктические программы образования на всех уровнях, во всех дисциплинах», — Ларс Куллеруд, президент Университета Арктики (UArctic).

Проблемы

Отток кадров из арктического региона

«Надо пересмотреть те подходы, которые были раньше. Сегодня все равно идет отток кадров из Дальнего Востока, арктического региона. Молодежь ищет, где лучше, после окончания высшего учебного заведения, образовательного учреждения уезжают, остаются в других более лучших местах», — Александр Акимов, председатель совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

«Образование, к сожалению, доступно не всем. Поэтому для того, чтобы получить высшее профессиональное образование, людям приходится переезжать в другие регионы, и многие из них на прежние места уже не возвращаются», — Юкка Ниинимяки, ректор Университета Оулу.

Образование не успевает за потребностями рынка труда

«Арктика такой регион, где очень быстро идет перенасыщение кадрами. Только-только начинаешь готовить то или иное направление, и уже кадры не нужны по этому направлению. <…> Для того чтобы лицензировать, получить аккредитацию, проходит 5-6 лет <…> нам нужно иметь какой-то план, какие кадры будут нужны через 5 лет, через 6 лет, через 10 лет», — Анатолий Николаев, проректор по естественному и техническому направлениям, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова».

Недостаточное количество проектов по изучению Арктики

«Невозможно сделать какую-нибудь задачу одними руками, одним университетом <…> Восточная Арктика мало изучена, и там не так много проектов», — Кирилл Голохваст, проректор по научной работе ФГАО УВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ).

Решения

Развитие цифрового образования

«Арктику необходимо цифровизовать, т. е. в Арктике должен быть доступен Интернет, для того, чтобы обеспечить достойное качество жизни в этом регионе и создать своего рода виртуальный университет, который способен обеспечить образовательные услуги всем», — Юкка Ниинимяки, ректор Университета Оулу.

Внедрение современных методов обучения

«Как выстроено взаимодействие со студентами, чтобы они получили абсолютно новые компетенции? Создаются естественнонаучная и научно-технологическая инфраструктура, где студенты работают над стартапами, центр инновационных практик, социальных технологий, студенческий бизнес-инкубатор, внутри которого проекты продумываются по заказу тех или иных предприятий», — Андрей Сергеев, ректор ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет».

Подготовка кадров с учетом потребностей региона и бизнеса 

«Если говорить про ту поддержку, которая нужна крупнейшим инвестиционным проектам, которые сейчас уже реализуются в Арктике или задумываются к реализации, обеспечение кадрами носит ключевой характер <…> Если наши университеты и средние профессиональные учреждения образования в большей степени будут готовить специалистов нужного уровня, то никакой инвестор не захочет тратить деньги на создание корпоративного университета. То, что у нас создаются корпоративные университеты, — это отчасти сигнал, что система образования не удовлетворяет потребности в кадрах, которые есть у крупных инвесторов», — Владимир Солодов, председатель правительства Республики Саха (Якутия).

«В представлении большинства жителей южных районов страны Арктика — это такая ледяная пустыня, в которой могут жить только коренные жители и герои-полярники, ну в крайнем случае нефтяники <…> Нам необходимы социологические исследования в Арктике и нам необходимо донести эти результаты исследований как до тех специалистов, которые будут работать в Арктике, так и до широкой публики», — Николай Вахтин, профессор, руководитель центра социальных исследований Севера АНООВО «Европейский Университет в Санкт-Петербурге».

Источник: https://forumarctica.ru/


Возврат к списку