Лучшие практики университетов

Тренажерная подготовка обучающихся Арктического морского института имени В.И. Воронина и работников транспортной инфраструктуры Архангельской области.

Цель

Подготовка высококвалифицированных специалистов для морской транспортной инфраструктуры Арктики.

Актуальность

Северное пространство России относится к стратегическим районам страны с колоссальным природно-ресурсным потенциалом, включающим минерально-сырьевые, топливно-энергетические, лесные и биологические ресурсы. В последние годы вектор развития экономики страны все больше смещается в сторону Арктики и восточных территорий. Поморье исторически выступало первым российским опорным центром освоения северных территорий, и в будущем будет являться частью территориальной платформы арктической деятельности России. Потенциал региона в полной мере соответствует целям арктической стратегии и задачам приоритетных проектов, реализуемых сегодня на Севере. Особое место, которое отводится Архангельской области, в глобальном проекте освоения арктических территорий определяется рядом её уникальных преимуществ. Это опыт работы в северных широтах, удобное географическое положение, позволяющее создать экономически обоснованные логистические маршруты, значительный промышленно-технологический потенциал. В государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» особое внимание уделяется развитию транспортной системы. Задача развития транспортной системы российской Арктики с фокусом на развитие порта Архангельск видится крайне актуальной для России, а её успешное решение способно стать «локомотивом» как нашего региона, так и всей страны. С 2013 по 2015 год на 61% вырос объём каботажного грузопотока, проходящего через порт Архангельск. Об этом было сообщено в ходе международной выставки-конференции Offshore Marintec Russia в Санкт-Петербурге. Отмечалось, что каботажные перевозки обеспечивают около 39% грузов Архангельского транспортного узла. Это, в том числе, обеспечение северного завоза, снабжение нефтегазодобывающей инфраструктуры, доставка материалов. К 2020 году планируется построить новый глубоководный район «Северный» Архангельского морского порта в губе Сухое море. В случае успешного завершения строительства порт сможет принимать суда грузоподъёмностью до 75 тысяч тонн. Стимулом для социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации станет реализация проекта по созданию Евразийской инфраструктурной системы, в том числе укрепление статуса Северного морского пути. Северный морской путь - один из наиболее перспективных транзитных маршрутов в мире, ключевой элемент транспортного обеспечения арктических районов России, что определяется его геополитическим и экономическим значением. Новые возможности для развития перевозок открываются прежде всего в связи с освоением месторождений углеводородов в прибрежных районах и на арктическом шельфе. Имеются также благоприятные перспективы для развития транзитных перевозок грузов иностранных фрахтователей по Севморпути в рамках формирования единой транспортной системы между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северо-Тихоокеанского побережья США и Канады. На Международной евроазиатской конференции по транспорту Северный морской путь определен как самостоятельный Евроазиатский транспортный коридор, развитие морских транзитных и экспортно-импортных операций будет способствовать интеграции российского Севера в мировое экономическое сообщество. В настоящее время северные регионы Российской Федерации стали практически единственными непосредственными выходами в западную (атлантическую) сферу Мирового океана - это прежде всего Мурманский, Архангельский и Кандалакшский морские порты. Огромные перспективы развития транспортной системы неосуществимы без квалифицированных, преданных своему делу кадров. Вопросы подготовки высокопрофессиональных кадров для российского флота сегодня стоит довольно остро. На современном этапе развития экономики рынок труда предъявляет все более высокие требования к специалистам. Работодатели ходят видеть работников, имеющих не только глубокие теоретические знания, но и практический опыт, позволяющий вчерашнему студенту с первых дней работать профессионально.

Описание

Арктический морской институт имени В.И. Воронина – старейшее морское образовательное учреждение, которое на протяжении нескольких сотен лет готовит кадры для морского и речного флота страны.
             Наряду с традиционными технологиями в образовательный процесс активно внедряются инновационные методы.
Одним из новейших способов подготовки кадров является применение образовательных средств на основе информационных технологий, таких как компьютерные тренажеры.
Создаваемые сегодня тренажерные системы позволяют не только обучить специалистов работе с конкретным видом техники, но и отработать особенности взаимодействия разных видов деятельности в едином виртуальном пространстве.
Высокая эффективность компьютерных тренажеров, по сравнению с традиционными средствами обучения, обуславливает их активное внедрение в образовательный процесс, несмотря на более высокую стоимость, для подготовки и переподготовки специалистов всех уровней.
В Арктическом морском институте имени В.И. Воронина функционирует  Региональный центр дополнительного профессионального образования (далее – РЦ ДПО).
     Целью работы РЦ ДПО является качественная тренажерная подготовка обучающихся и переподготовка моряков всех основных специальностей, в частности:
- обучение, тестирование и подготовка к сдаче экзаменов  в морской квалификационной комиссии рядового и командного состава;
- профессиональная подготовка судоводителей на тренажерах глобальная морская система связи при бедствии (ГМССБ), использование радиолокационной станции (РЛС), средства автоматической радиолокационной прокладки (САРП), навигационном тренажере;
- профессиональная подготовка, обучение на механическом тренажере механиков, электромехаников, механиков, обслуживающих рефрижераторные станции;
- профессиональная подготовка, обучение и переподготовка берегового состава по транспортной безопасности, охрана судов и портовых средств (ОСПС), система управления безопасностью (СУБ).

Результаты

Выпускники Арктического морского института имени В.И. Воронина востребованы на рынке труда. Выпускники занимают руководящие должности в крупных судоходных компаниях Арктической зоны России, среди которых «Северное морское пароходство», «Северное речное пароходство», «Белфрахт», «Архангельский морской торговый порт», «Росморпорт», «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», «Мурманское морское пароходство», «Архангельская Гидрографическая база Федерального Государственного Унитарного Предприятия».
Наличие тренажерной подготовки, повышение квалификации работниками транспортной инфраструктуры Архангельской области, необходимое в течение всей трудовой деятельности позволяет им квалифицированно решать задачи, стоящие перед морской отраслью в Арктике.
Назад