Лучшие практики университетов

Международная летняя школа «Бореальные болота: от растительного биоразнообразия и экофизиологии до биогеохимических циклов и баланса парниковых газов»

Цель

Привлечение международного научного сообщества к изучению темы изменения климата.

Актуальность

Тема изменения климата – одна из самых актуальных для арктического региона. Перспективы трансформации жизни местных сообществ, развития экономики и инфраструктуры напрямую зависят от экосистемных изменений, связанных с глобальным потеплением. Территория Западной Сибири, большая часть которой расположена в арктической и субарктической зонах, остается сравнительно неизученной, в то время как торфяные болота региона содержат 33% почвенного углерода всей планеты. Углерод способен оказать значительное влияние на изменение климата, однако у ученых нет однозначного мнения о том, каким именно оно будет. Возможно, эмиссия углерода в виде углекислого газа приведет к росту растительности, которая и будет его поглощать, выделяя кислород и, тем самым, нивелируя его негативное парниковое воздействие. Чтобы сделать более определенные выводы, требуются долгосрочные наблюдения и исследования.

Описание

24 августа – 3 сентября 2016 года Югорским государственным университетом совместно с Университетом Хельсинки была проведена Летняя Школа.
Участниками Школы стали 20 студентов и аспирантов из 6 стран (Россия, Беларусь, Финляндия, Германия, Нидерланды и Эстония). Преподавателями выступили ведущие исследователи из Югорского государственного университета, Университета Хельсинки, Университета Восточной Финляндии, Института Макса Планка по Биогеохимии (Германия) и Университета Лунда (Швеция).

Программа летней школы включала в себя лекции,  полевые экскурсии и лабораторные работы. Участники смогли освоить новые методики обработки данных. В частности, большое внимание было уделено микрометеорологическому методу ковариации вихрей («Eddy Covariance»), который позволяет получить наиболее достоверную оценку обмена парниковыми газами между экосистемой и атмосферой. Практические занятия проходили на базе международного полевого стационара «Мухрино».

Участники были поделены на 4 группы, каждая из которых под руководством одного или нескольких преподавателей провела небольшое научное исследование и подготовила итоговую презентацию по определенной теме (дистанционное зондирование болотного комплекса, Eddy Covariance, измерение эмиссии метана с помощью специальных камер и эксперимент по симуляции изменения климата).

Результаты

- реализация студенческих научных проектов по различным тематикам Летней Школы;
- расширение форм сотрудничества Югорского госуниверситета с Университетом Хельсинки;
- увеличение показателей интернационализации университета (12 иностранных студентов, 5 иностранных преподавателей);
- повышение изученности региона Западной Сибири.
Назад