Лучшие практики университетов

Полевые научно-исследовательские экспедиции в арктические регионы России.

Цель

Разработка и внедрение рекомендаций по обеспечению устойчивого развития региона с сохранением арктической экосистемы.

Актуальность

Особое место в подготовке специалистов по дисциплинам в области естественных наук занимает отработка и закрепление практических навыков. Собственно практическая работа осуществляется, как в рамках программ подготовки по отдельным дисциплинам, так и в рамках полевых и производственных практик. Особенностью каждого из этих видов работ служит узкая специализация, оттачивание только определенных умений и навыков, четкое следование правилам методических указаний по конкретным видам работы. В то же время, комплексное сочетание всех полученных навыков, самостоятельное планирование алгоритма решения практической задачи, реализация плана и четкое понимание ответственности за результат своей работы возможно только в условиях, фактически имитирующих профессиональную деятельность. В целях отработки студентами всего комплекса практических навыков, одной из очень эффективных форм являются полевые научно-исследовательские экспедиции.

Описание

Программа профессиональной подготовки студентов, помимо основных форм отработки практических навыков включает и несколько дополнительных, в частности, полевые научно-исследовательские экспедиции. Подобная форма организации научно-исследовательского процесса реализуется естественно-географическим факультетом университета в арктической зоне России, на территории Мурманской области, начиная с 1998 года. В состав экспедиционного отряда обычно входит несколько преподавателей и научных сотрудников, аспиранты и студенты различных курсов и направлений подготовки. Состав экспедиционного отряда формируется с учетом тематики работы экспедиции, но обычно включает несколько биологических и географических направлений. Таким образом, в комплексной экспедиции принимают участие студенты, обучающиеся по биологическим, географическим и экологическим направлениям подготовки. Экспедиции работают над выполнением научных исследований, финансируемых за счет грантов, договорных работ или внутренних источников университета, направленных на развитие его научного потенциала. Таким образом, каждый из участников экспедиционной группы жестко мотивирован в выполнении поставленной задачи и достижении установленных показателей.
Подготовка студентов к участию в полевых экспедиционных научно-исследовательских работах начинается не менее чем за полгода до ее начала. На этом этапе, в рамках подготовки к выполнению работ, каждый из студентов не только глубже специализируется в выбранной теме, но и учится готовить необходимые документы, составлять планы и графики выполнения работы, планировать закупки необходимых расходных материалов, инвентаря и снаряжения.
Выполнение полевых экспедиционных научно-исследовательских работ в климатических условия севера, в том числе в малонаселенных и труднодоступных районах, формирует особый подход к управлению коллективом, его «микроклимат». Таким образом, каждый из участвующих в работе экспедиции студентов начинает ощущать себя частью «единой системы», учится планировать свою деятельность исходя и общих потребностей, приобретает навыки выстраивания взаимоотношений внутри небольшого замкнутого коллектива.
В профессиональном плане работа в экспедиции позволяет каждому из студентов полностью реализовать свои профессиональные компетенции, проверить в производственных условиях свои профессиональные навыки и усовершенствовать их, выработать разумную рациональность в расходовании собственных сил и материальных ресурсов. Совместное выполнение работ на одной территории студентами разных направлений подготовки позволяет значительно расширить их знания. В частности, студенты-биологи, помогая выполнять работу своим коллегам студентам-географам, получают некоторый объем географических знаний и практические навыки их применения, и наоборот. Таким образом, у объединенного коллектива обучающихся формируется база междисциплинарных знаний и навыков, появляется четкая картина целостности процессов функционирования экосистем. В дальнейшем, это побуждает некоторых студентов получать дополнительные знания по смежным отраслям наук, что способствует расширению их профессиональных способностей.
Комплексная отработка практических навыков ведения полевых научно-исследовательских работ в рамках экспедиционных исследований позволяет студентам четко представлять себе дальнейшие пути личного профессионального становления, установить индивидуальные границы физических и психологических нагрузок, дает понимание индивидуальной роли члена коллектива в выполнении общих поставленных задач. Многие из навыков, вырабатываемых студентами в рамках выполнения работ в экспедициях, не могут быть восполнены другими формами обучения, в частности, это относится к опыту выстраивания межличностных взаимоотношений и организации решения коллективных задач.
Итогом применения подобной формы отработки практических навыков служит дальнейшее профессиональное становление выпускников. В частности, некоторые из них, после работы в экспедиционных условиях, приходят к осознанию невозможности лично работать в «полевых условиях» и в рамках университетской подготовки выбирают направления не связанные с такими условиями работы. Такой выбор, безусловно, важно сделать именно на этапе обучения в университете, поскольку будущий специалист, понимая свои личные ограничения, в дальнейшем не тратит время на апробирование своих навыков в полевых условиях по окончании обучения. Другие, наоборот, продолжают свое профессиональное становление в направлениях связанных с работой в природных условиях, при этом за период обучения они получают все необходимые навыки для работы в этих условиях. В дальнейшем эти выпускники продолжают полевую научную работу на профессиональной основе оставаясь в университетах, становятся сотрудниками заповедников и национальных парков, работают в полевых условиях в геологоразведке, добыче полезных ископаемых, лесной отрасли, в том числе и в северных регионах России.
Назад